Ледяной поток воздуха. Технические характеристики видеокарт

На рынке графики пока застой, в глобальном смысле слова. Хотя периодически и выходят некоторые недоразумения вроде Radeon 6790 или GeForce 550 Ti , но по-настоящему хороших продуктов не выпускают. Поэтому рассмотрим наиболее продаваемый привычный Radeon 6580 и сравним его с ближайшими конкурентами в окрестности 150$.

Таких конкурентов несколько… Очень интересно сравнение с, пожалуй, уникальной видеокартой XFX Radeon 5750 , которая за скромные 100+ у.е. умудряется демонстрировать очень достойные результаты. Примерно за те же 150 у.е. можно приобрести GTX 460 – она тоже присутствует в обзоре. Ну и, конечно, еще раз сравним Radeon 6850 против Radeon 5850. Как мы знаем, пятая серия радеонов отлично держит удар и до сих пор является более производительным решением, чем «однобуквенники» шестой серии.
Напомню основные характеристики конкурирующих видеокарт, коими для Radeon 6850 является предок radeon 5850 и аналог от Nvidia – GeForce GTX 460. Кончено же и герой прошлого обзора – XFX HD -575X-ZMD7 DDR5 128bit , который выступает явно не в своей весовой категории, но все равно интересны результаты малыша за 100 долларов США.

Главный герой обзора, к счастью, имеет только один коннектор доппитания и не слишком большие габариты. Так же компания ASUS предлагает для Radeon 6850 возможность разгона и даже тюнинга вольтажа. В итоге в тестах видеокарты работали как в штатном режиме – так и в разогнанном.

ВНЕШНИЙ ВИД

Кому-то этот вопрос принципиально важен. Внешний вид ASUS Radeon HD 6850 как на картинках. Для охлаждения используется кулер на двух тепловых трубках средней эффективности (кулер, а не трубки), хотя лично мне по душе выдувающие за корпус турбины.

Малыш radeon 5750 выглядит вот так..

Как видим размер печатной платы XFX Radeon 5750 совсем небольшой.

Radeon 5850 и GTX 460 были пережеваны тысячу раз и их внешний вид вряд ли кого-то волнует. Но забегая наперед скажу, что они все еще не утратили актуальность.

Таблица характеристик

ИССЛЕДУЕМЫЕ ВИДЕОКАРТЫ Radeon
HD 6850
AMD Radeon
HD 5850
AMD Radeon
HD 5750 XFX
GeForce
GTX 460
Графический процессор Barts Cypress (RV870) Juniper (RV840) GF104
Техпроцесс, нм 40 40 40 40
Число транзисторов, млн. шт 1700 2154 1040 1950
Универсальные процессоры, шт 960 1440 720 336
Текстурные блоки, шт 56 72 36 56
ROP, шт 32 32 16 32
Тактовая частота ядер, МГц 775 725 740 675
Тактовая частота шейдерного домена, МГц * * * 1350
Шина памяти, бит 256 256 128 256
Тип памяти GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5
Объем памяти, Мбайт 1024 1024 1024 1024
Тактовая частота видеопамяти, МГц 1000 (4000) 1000(4000) 1200(4800) 900 (3600)
Макс. потребляемая мощность, Ватт 130 170 86 160
Рекомендуемая стоимость, $ 179 220** 105 180

* во всех видеоускорителях серии ATi Radeon HD частоты шейдерного домена и ядра идентичные

** в продаже ATi Radeon HD 5850 найти уже сложно, видеокарта несправедливо считается морально устаревшей

Тестирование проводилось на разогнанном процессоре Core i5 750 s1156, который вполне подходит для игр. Частоты видеокарты HD 5750 были занижены обратно до рекомендуемых 700/1150 МГц и напротив разогнаны до 860/1250 во втором режиме. Разрешение – Full HD .

Уже не самый свежий тест 3D Mark Vantage, по сравнению с 3DMark 11 , но все еще популярный и отражающий производительность большинства игр. Превосходство Radeon 5850 над всеми, в том числе и над своим «старшим» братом 6850 – ошеломляет.

CRYSIS

Все три основных участника (Radeon -ы 5850 и 6850 + GTX 460) идут вровень, а вот малыш 5750 режим со сглаживанием не держит и почему-то критически просаживается. Странное явление, ведь у всех участников 1Гб видеопамяти и для этой игры его абсолютно достаточно.

Aliens vs Predators


Aliens vs Predators является примером современной игры с поддержкой новых технологий DirectX 11, в т.ч. тесселяции . Расстановка сил особо не изменилась, разве только отрыв между Radeon 5850 – 6850 сократился – все-таки сказывается хотя бы оптимизация последнего. Тем не менее он позади.

S.T.A.L.K.E.R. Call of Pripyat


Что-либо комментировать тут не вижу смысла. Мы наблюдаем очень хорошую повторяемость результатов во всех тестах для всех видеокарт лишь с очень маленькими флуктуациями.

ВЫВОД
HD Radeon 6850 – и никакой он не 6850 , уже говорили это тысячу раз! Чистый маркетинг, т.к. карту следовало назвать 6750, например. Но с учетом того, что карта подешевела – сойдет.
HD Radeon 5850 – великолепная актуальная видеокарта. Ее счастливым обладателям менять ее совершенно не рекомендуется.
HD Radeon 5750 – отличная за свои деньги карта. Тем не менее замахиваться на тяжелые режимы в самых требовательных играх не стОит, т.к. чудес не бывает.
— GeForce GTX 460 – карта как и Radeon 5850 совершенно не теряет своей актуальности. Менять ее на что угодно даже из пятой серии жифорсов я бы не торопился. Тем более, что



Для системы питания предусмотрен свой небольшой высокий радиатор, охлаждающий силовые элементы.


Взглянем теперь на саму плату, которая по дизайну напоминает старший Radeon HD 6870.


Сбоку видны два посадочных места под разъемы питания, но распаян только один, как и положено. Radeon HD 6850 потребляет 127 Вт при максимальной нагрузке, так что необходимости во втором разъеме нет. В плане энергопотребления в простое видеокарта тоже рекордсмен — всего лишь 19 Вт.

Система питания ядра аналогична таковой у старшего собрата, но вместо четырех фаз разведено три. Используются микросхемы 59901M от Texas Instruments, выполненные по технологии DrMOS. Управляющие функции возложены на ШИМ-контроллер Chil CHL8214.



В графических адаптерах серии HD 6850 используется урезанная версия графического чипа Barts с двумя отключенными SIMD-ядрами. Число потоковых процессоров уменьшено с 1120 до 960, а текстурных блоков с 56 до 48.


Распаяно восемь микросхем памяти Hynix H5GQ1H24AFR T2C общим объемом один гигабайт.


Рабочие частоты стандартны для представителя этой серии — 775/4000 МГц. В простое частоты ядра и памяти снижаются до 100/1200 МГц.


Если в HIS 6870 Fan 1GB нас немного разочаровал общий уровень шума турбины, то данная карта оказалось весьма тихой в игровом режиме. При нашем стандартном 12-минутном тесте Crysis Warhead на максимальных настройках качества со сглаживанием при разрешении 1920х1200 температура ядра достигла 77 °С (23 °С в помещении).


При нагрузке «тестом стабильности» FurMark температура поднялась уже до 84 °С. Вентилятор системы охлаждения при этом раскручивался до 80% от своего максимума, создавая заметный гул.


При использовании контроллера Chil CHL8214 теоретически должен поддерживаться софтвольтмод. Но на момент тестирования последняя доступная версия MSI Afterburner не имела таких возможностей для Radeon HD 6850/6870, поэтому мы ограничились разгоном без поднятия напряжения. Хотя софтвольтмод нам бы и не понадобился, ядро без проблем разогналось до 960 МГц, но полной стабильности удалось достичь на 930 МГц.


При более высокой частоте карта не выдерживала длительные нагрузки. Скорее всего, перегревалась система питания. Радиатор на микросхемах 59901M слабо продувается, ведь расположен он в замкнутом пространстве и поток воздуха от вентилятора направлен перпендикулярно плате. Даже для этих 930 МГц приходилось вручную фиксировать обороты вентилятора на 100 %. Память не продемонстрировала высокие результаты, максимумом стали 1140 (4560) МГц. Примерно такой же разгон был и у рассмотренного нами ранее видеоадаптера Radeon HD 6870. Связаны ли такие невысокие результаты разгона памяти с особенностью соответствующего контроллера в GPU Barts или это недоработка BIOS первых видеокарт еще трудно сказать. Но микросхемы Hynix рассчитаны на 5 ГГц, и нам даже не удалось достичь их номинала.Остальные участники тестирования

Кратко пробежимся по остальным видеокартам, принявшим участие в данном сравнении.

Radeon HD 6870

Данная видеокарта производства HIS рассматривалась нами совсем недавно. 1120 потоковых процессоров, 56 текстурных блоков и высокие частоты, составляющие 900 МГц для ядра и 4000 МГц для памяти.


Наш экземпляр разогнался до частот порядка 1015/4520 МГц.

Radeon HD 5850

Это самая популярная у покупателей модель из линейки Radeon HD 5800. У данной версии чип RV870 может похвастать уже 1440 активными потоковыми процессорами, 72 текстурными блоками, 32 блоками рендеринга. Рабочие частоты скромные — 725/4000 МГц, но, учитывая хороший овеклокерский потенциал Cypress, это легко компенсируется разгоном.


В нашем тестировании принимал участие референсный адаптер . Его разгон составляет 1000/4912 МГц при повышенном напряжении и максимальных оборотах кулера-турбины.

Radeon HD 5830

Младшая модель на базе графического чипа RV870. GPU обрезан по вычислительным блокам более чем на 40%, и в два раза уменьшено число блоков рендеринга относительно флагмана HD 5870. В данном случае RV870 досталось лишь 1120 активных потоковых процессоров, 56 текстурных блоков и 16 ROP.


В нашем тестировании принимала участие карта , которая отличается нереференсным дизайном и улучшенной системой охлаждения. Рабочие частоты — 800/4000 МГц. Частота ядра на 75 МГ выше, чем у более производительного Radeon HD 5850, что должно частично компенсировать значительное отставание по числу вычислительных блоков. Разгон нашего экземпляра составил 915/5200 МГц.

Radeon HD 4870 и Radeon HD 4890

Оба видеоадаптера различаются лишь частотами, поэтому один выступает в роли Radeon HD 4870 и Radeon HD 4890. Но стоит помнить, что младшие карты выпускались как с одним гигабайтом видеопамяти, так и с 512 мегабайтами, что весьма заметно сказывалось на производительности в определенных приложениях.


Частоты Radeon HD 4870 — 750/3600 МГц, Radeon HD 4890 — 850/3900 МГц. Разгон видеокарты — 1000/4836 МГц при софтвольтмоде и максимальных оборотах вентилятора стоковой системы охлаждения.

Еще один эталонный видеоадаптер, на этот раз в исполнении ASUS. Графический процессор имеет 448 стрим-процессоров, 56 текстурных блоков и 40 блоков ROP. Разрядность шины памяти 320 бит, объем памяти 1280 мегабайт.


Рабочие частоты стандартны — 608/1215/3348 МГц. Разгон нашего экземпляра составил 800/1600/4060 МГц при максимальных оборотах кулера-турбины.

GeForce GTX 465

Младший видеоадаптер на базе графического чипа GF100. Число активных потоковых процессоров — 352, текстурных блоков — 44. Референсная версия является копией GeForce GTX 470, как и использовавшаяся нами карта .


Ядро работает на частоте 608/1215 МГц, память GDDR5 на 3206 МГц. Хотя частоты меньше, чем у GeForce GTX 460 производительность данного адаптера не ниже, а в некоторых случаях даже выше на несколько процентов. Данное решение проигрывает по энергопотреблению (200 Вт) и требует более мощной системы охлаждения. Разгон — 825/1650/4040 МГц.

GeForce GTX 460 1GB

Гигабайтная версия GeForce GTX 460 имеет 32 блока ROP и шину памяти разрядностью 256 бит. Число универсальных потоковых процессоров — 336, текстурных блоков — 56.


У принимавшей участие в тесте карты рабочие частоты стандартны — ядро функционирует на 675/1350 МГц, память GDDR5 на 3600 МГц. Сама видеокарта полностью повторяет референсный дизайн, но оснащается другой системой охлаждения. Разгон вполне типичный — 850/1700/4280 МГц.

GeForce GTX 460 768MB

192-битная версия GeForce GTX 460 имеет урезанное число блоков ROP и небольшой объем памяти в 768 мегабайт. В нашем тестировании принимает участие видеокарта Gigabyte GV-N460OC-768I, оснащенная двухвентиляторной системой охлаждения. Это одна из лучших моделей данной серии и мы посвятим ей отдельный обзор.


Для теста частоты снижались до рекомендованных 675/1350/3600 МГц. Разгон составил 890/1780/4560 МГц, что можно считать выдающимся результатом.

GeForce GTX 260

Популярный в прошлом видеоадаптер на базе графического чипа GT200 с 216 потоковыми процессорами, 72 текстурными блоками и 28 ROP. Объем памяти — 896 МБ, разрядность шины — 448 бит. Стандартная версия функционирует на частоте ядра 576 МГц (шейдерный домен на 1242 МГц), память GDDR3 на 1998 МГц.


отличается повышенными до 666/1404/2304 МГц частотами. Производительность видеоадаптера близка к GeForce GTX 275, хотя несколько процентов старшая модель все же выигрывает. Данный экземпляр базируется еще на старом 65-нм ядре, итоговый разгон небольшой - 713/1458/2538 МГц. Более новые версии с 55-нм графическим процессором зачастую отличаются лучшим потенциалом.

Характеристики видеокарт AMD

Видеоадаптер Radeon
HD6870
1024MB
Radeon
HD6850
1024MB
Radeon
HD5850
1024MB
Radeon
HD5830
1024MB
Radeon
HD4890
1024MB
Radeon
HD4870
1024MB
Ядро Barts XT Barts Pro RV870 (Cypress) RV870 (Cypress) RV770 RV770
1700 1700 2154 2154 959 956
Техпроцесс, нм 40 40 40 40 55 55
Площадь ядра, кв. мм 255 255 334 334 282 263
1120 960 1440 1120 800 800
Количество текстурных блоков 56 48 72 56 40 40
Количество блоков рендеринга 32 32 32 16 16 16
Частота ядра, МГц 900 775 725 800 850 750
Шина памяти, бит 256 256 256 256 256 256
Тип памяти GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5
Объём памяти, МБ 1024 1024 1024 1024 1024 1024
Частота памяти, МГц 4200 4000 4000 4000 3900 3900
11 11 11 11 10.1 10.1
Интерфейс PCI-E 2.1 PCI-E 2.1 PCI-E 2.0 PCI-E 2.0 PCI-E 2.0 PCI-E 2.0
151 127 170 175 190 160

Характеристики видеокарт NVIDIA

Видеоадаптер GeForce
GTX470
1280MB
GeForce
GTX465
1024MB
GeForce
GTX460
1024MB
GeForce
GTX460
768MB
GeForce
GTX260
896MB XFX Black
GeForce
GTX260
896MB
Ядро GF100 GF100 GF104 GF104 GT200 GT200
GT200b
Количество транзисторов, млн. шт 3200 3200 1950 1950 1400 1400
Техпроцесс, нм 40 40 40 40 55 65/55
Площадь ядра, кв. мм 526 526 367 367 576 576/487
Количество потоковых процессоров 448 352 336 336 216 216
Количество текстурных блоков 56 44 56 56 72 72
Количество блоков рендеринга 40 32 32 24 28 28
Частота ядра, МГц 608 608 675 675 666 576
Частота потоковых процессоров, МГц 1215 1215 1350 1350 1404 1242
Шина памяти, бит 320 256 256 192 448 448
Тип памяти GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR3 GDDR3
Объём памяти, МБ 1280 1024 1024 768 896 896
Частота памяти, МГц 3348 3206 3600 3600 2304 1998
Поддерживаемая версия DirectX 11 11 11 11 10 10
Интерфейс PCI-E 2.0 PCI-E 2.0 PCI-E 2.0 PCI-E 2.0 PCI-E 2.0 PCI-E 2.0
Заявленная пиковая потребляемая мощность, Вт 215 200 160 150 n/a 182

Тестовый стенд

Конфигурация тестового стенда следующая:

  • процессор: Core 2 Quad Q9550 (2,[email protected],95 ГГц, 465 МГц FSB);
  • кулер: Thermalright Ultra-120 eXtreme;
  • материнская плата: ASUS Rampage Formula (Intel X48 Express);
  • память: OCZ OCZ2FXE12004GK (2x2GB, [email protected] МГц при таймингах 5-5-5-15);
  • звуковая карта: Creative Audigy 4 (SB0610);
  • жесткий диск: WD3200AAKS (320 ГБ, SATA II);
  • блок питания: Seasonic SS-850HT (850 Вт);
  • операционная система: Windows 7 Ultimate x64;
  • драйверы видеокарт HD 6850 и HD 6870: Catalyst 10.10;
  • драйверы остальных видеокарт: ATI Catalyst 10.7, NVIDIA GeForce 258.96.
В операционной системе были отключены User Account Control, Superfetch, Windows Defender и визуальные эффекты интерфейса. Файл подкачки фиксировался на уровне 1024 МБ. Методика тестирования описана .

Call of Duty: Modern Warfare 2





В этой игре Radeon HD 6850 уступает HD 5850 совсем немного, и максимальное преимущество старой видеокарты (до 11%) в режимах без сглаживания, что не очень актуально. По среднему fps новичок обходит GeForce GTX 460 и GeForce GTX 465, но по минимальному — преимущество у карт NVIDIA. GeForce GTX 470 немного уступает по среднему показателю Radeon HD 6870, но по минимальному демонстрирует преимущество до 29%, что никаким разгоном Radeon не компенсируется. Отставание 192-битной версии GeForce GTX 460 от 256-битного собрата от 5 до 7 процентов.

Borderlands



В этом приложении на базе Unreal Engine 3 традиционно лучшие результаты демонстрируют графические адаптеры GeForce. В разрешении 1680х1050 разница в результатах невелика, но это объясняется большой процессорозависимостью игры и данного бечмарка. Radeon HD 6850 почти не уступает Radeon HD 5850, но проигрывает даже 192-битному GeForce GTX 460. А вот Radeon HD 6870 уступает лишь GeForce GTX 470. Отметим, что в данной игре разогнанный GeForce GTX 460 768MB умудряется немного обойти все старшие видеокарты AMD на повышенных частотах, хотя по минимальному fps крошечное преимущество остается за Radeon HD 5850.

Tom Clancy"s Splinter Cell: Conviction





Еще одна процессоразивисимая игра, поэтому в более низком разрешении разница между старшими видеокартами небольшая и прирост от разгона в некоторых случаях очень скромный. Преимущество Radeon HD 6870 над Radeon HD 6850 минимально — не более 9%. Младшая карта идет наравне с GeForce GTX 460 и GeForce GTX 465 в простых режимах, но уступает им при активном сглаживании. С разгоном Radeon HD 6850 достигает уровня производительности старшей карты, но уступает разогнанным соперникам от NVIDIA. В номинальных режимах лидером является GeForce GTX 470, при разгоне эта карта делит первое место с Radeon HD 5850.

Split/Second


В данном приложении fps ограничен 30 кадрами, поэтому в разрешении 1680х1050 мы видим, как большинство видеокарт уравнивается при разгоне.



Ситуация в игре довольно интересная. У старых решений Radeon HD 4890 и GeForce GTX 260 довольно веское преимущество над некоторыми новыми моделями. Даже при стандартных невысоких частотах GeForce GTX 260 обходит гигабайтную версию GeForce GTX 460. Если в других играх производительность GeForce GTX 460 и GeForce GTX 465 отличается весьма слабо, то в данном случае у последней преимущество почти в 20 процентов, но и этого мало, чтобы обойти разогнанную версию GeForce GTX 260 от XFX.

Среди видеокарт AMD расстановка сил более адекватная, старичкам HD 4890 и HD 4870 уступает лишь Radeon HD 5830, старшие карты демонстрируют больший fps. Разница между Radeon HD 6850 и HD 6870 меньше 10%, а преимущество HD 5850 над младшим Barts и вовсе мизерно. Вся эта тройка вроде бы обходит GeForce GTX 470 по среднему показателю, но по минимальному fps лучше оказывается старшая карта зеленого лагеря. В реальной игре на GeForce GTX 470 игра действительно идет более плавно и комфортно. Нечто подобное и в противостоянии Radeon HD 5830 и GeForce GTX 465 при разрешении 1680x1050. Средняя частота кадров вроде бы выше у Radeon, но по субъективным ощущениям играть на этом видеоадаптере абсолютно некомфортно. Все дело в огромных просадках производительности (до 13 кадров в секунду) в каждой, насыщенной визуальными эффектами, сцене. А вот GeForce GTX 465, несмотря на просадки до 19—20 кадров, выдает вполне плавную картинку в номинале. С разгоном же никакого дискомфорта не ощущается. И разогнанный GeForce GTX 465 оказывается не хуже разогнанных Radeon HD 6850 и HD 6870, уступая им лишь по средней частоте, но выигрывая немного по минимальному fps.

Sniper: Ghost Warrior



В этой игре младшие карты NVIDIA заметно уступают соперникам, лишь GeForce GTX 470 выглядит довольно неплохо и незначительно обходит Radeon HD 5850, уступая Radeon HD 6870. Зато с разгоном GeForce GTX 470 нет равных. Форсированный Radeon HD 5850 занимает второе место, а далее уже идет разогнанный Radeon HD 6870. Его младший брат, Radeon HD 6850, в номинале среди видеокарт NVIDIA уступает только GTX 470, но при разгоне идет наравне с GeForce GTX 465, работающим на повышенных частотах. Старший GeForce GTX 460 немного уступает Radeon HD 5830, 192-битная версия уступает Radeon HD 4890.




Еще одна процессорозависимая игра, и даже в максимальном разрешении разница между конкурирующими решениями мизерная. Наблюдается интересная ситуация, когда в разрешении 1680x1050 все GeForce упираются в «потолок» 84 кадра, а старшие Radeon достигают уровня 85-86 кадров. Примерно такая же ситуация и в 1920x1200, только там результаты чуть меньше. При этом и минимальный fps на картах AMD тоже выше. Хотя в номинале все с точностью наоборот, и даже GeForce GTX 460 обходит Radeon HD 5850 и Radeon HD 6850. А у GeForce GTX 470 и вовсе одинаковый результат, как в номинале, так и в разгоне. В данной тестовой сцене все явно упирается в возможности процессора, но, несмотря на это, AMD все же выигрывают несколько кадров. Эта их меньшая процессорозависимость, впрочем, не говорит о преимуществах этих решений. В любом случае, там, где очень критичным будет производительность CPU, эти карты не позволят добиться более высокого fps. Да и то, что мы видим преимущество GeForce в номинальных режимах, говорит об общем доминировании решений NVIDIA в этой игре, за исключением Radeon HD 6870, который уступает лишь GeForce GTX 470.

Простой GeForce GTX 260 оказывается производительнее не только Radeon HD 4870 и HD 4890, но даже и Radeon HD 5830. С разгоном старичок нагоняет Radeon HD 6850, работающий в номинальном режиме.


Для тестирования в этой игре использовалась демо-версия. Полноценный антиалиасинг игра не поддерживается, соответствующий пункт в меню активирует эффекты пост-обработки, смазывающие края объектов, но не убирающие эффект лесенок при контрастном переходе от темного к светлому. Но и данное «сглаживание» грузит систему довольно сильно, так что мы включили в наше тестирование результаты при активированном и деактивированном параметре.





При активном сглаживании отставание Radeon HD 6850 от старшего собрата достигает 20%. И хотя прирост частоты GPU при разгоне достигает такой же цифры, но компенсировать это разгоном видеокарты до 930/4560 МГц удается только в разрешении 1920x1200. Radeon HD 6870 уступает GeForce GTX 470 в низком разрешении, но при переходе к более тяжелых режимам наверстывает упущенное и уже в 1920x1200 с активным сглаживанием эта карта является лидером. Аналогично и Radeon HD 5850 — уступает сопернику GeForce в низком разрешении и постепенно нагоняет его по мере повышения настроек. Производительность GeForce GTX 460 выше, чем у Radeon HD 5830, но меньше чем у Radeon HD 6850. Очень слабо проявили себя Radeon HD 4870 и Radeon HD 4890, которые уступили даже простому GeForce GTX 260. А разогнанный адаптер XFX даже немного обходит 192-битный GeForce GTX 460.

Посмотрим теперь на результаты при включении эффектов APEX PhysX.



При использовании видеокарт AMD вполне предсказуемо мы получаем очень низкие результаты. Для игр, использующих PhysX, это типично. Единственное исключение — Metro 2033 , в котором с расчетом продвинутых физических эффектов без проблем справляются мощные процессоры. В данном случае наш процессор с нагрузкой не справляется, поэтому и получается одинаковый итоговый результат, на который никак не влияет производительность видеокарт Radeon. Но и с GeForce, кстати, процессор играет тоже немаловажную роль. На всех старших картах минимальный fps одинаков и выше 26 кадров не повышается. Да и по среднему показателю между GeForce GTX 460 и GeForce GTX 470 разница небольшая. Прирост от разгона тоже небольшой. Так что даже мощная видеокарта NVIDIA не гарантирует вам полный комфорт в игре с включенным PhysX, если у вас недостаточно производительный процессор. В идеале это должен быть Core i7, на нем мы достигали и 29 кадров по минимальному fps в данном бечмарке.




В синтетике мы видим самую большую разницу между Radeon HD 6850 и Radeon HD 6870 — 27 процентов. Преимущество старшей карты над Radeon HD 5850 просто мизерно, но последняя с разгоном легко добивается лидерства. GeForce GTX 470 обходит HD 6870 на сотые доли процента в номинале и демонстрирует большое превосходство при разгоне.

Far Cry 2





Единственный случай, когда наблюдается качественный рост fps у карт серии HD 6800 в сравнении с Radeon HD 5850. В основном это касается, конечно же, режима со сглаживанием. По этому критерию Radeon HD 5850 уступает даже Radeon HD 6850, а с Radeon HD 6870 разница просто огромна — до 30%. Учитывая, что в других играх разница в производительности скромнее, можно сделать вывод, что причиной такого роста является скорее новые драйверы, чем какие-то особенности архитектуры Barts. Игра не новая, но все старые видеокарты всегда демонстрировали в ней не лучшие результаты при активации сглаживания, и, похоже, AMD постарались исправить эту ситуацию. Ранее мы не раз отмечали, что при прогоне теста на Radeon заметны частые подергивания картинки и «рывки» fps, что и было причиной невысоких результатов. Производительность Radeon HD 6850 и Radeon HD 6870 хоть и выросла, но данные рывки полностью не исчезли.

Radeon HD 6850 по минимальному fps уступает лишь GeForce GTX 470 в простых режимах, но при сглаживании проигрывает и GeForce GTX 460. Radeon HD 6870 уступает старшей карте NVIDIA тоже лишь при активном сглаживании. GeForce GTX 460 со 192-битным интерфейсом памяти демонстрирует схожую с GeForce GTX 465 производительность и даже обходит Radeon HD 5850.

James Cameron"s Avatar: The Game






Новички AMD в этой игре смотрятся довольно неплохо. Radeon HD 6850 идет наравне с Radeon HD 5850, уступая ему какие-то доли процента лишь в более низком разрешении. Radeon HD 6870 обходит GeForce GTX 470, хотя с разгоном последний выход в лидеры при разгоне. GeForce GTX 460 уступает Radeon HD 6850 до 10%, но легко наверстывает это при повышении частот, обходя и HD 6850, и HD 5850, работающих на номинальных частотах. Между 256-битной и 192-битной версиями разница в производительности около двух процентов в простых режимах и до семи процентов при активном сглаживании.

Battlefield: Bad Company 2





Еще одна игра, которая отличается высокими требованиями к ЦП. В данном случае мы не наблюдаем ситуацию, когда все видеокарты демонстрируют идентичные результаты, упираясь в некий «потолок», все более сложно. Обратите внимание, что в разных режимах минимальный fps на GeForce GTX 470 практически одинаков, да и средний отличается на несколько процентов, более-менее заметное падение производительности проявляется в максимальном разрешении со сглаживанием. В тоже время у Radeon HD 6870 разница между самым легким и тяжелым режимом достигает 35% по средней частоте кадров. И если в 1680x1050 карта AMD является лидером, то в 1920x1200 с MSAA она даже уступает 1% старшему GeForce. И от разгона прирост fps у GeForce крошечный, в три раза меньше прироста по частоте GPU. А при тринадцати процентном разгоне ядра Radeon HD 6870 мы получаем повышение частоты кадров на 10%. Похоже, что как и в StarCraft 2: Wings of Liberty карты AMD проявляют меньшую зависимость от процессора, причем в данном случае это позволяет добиться внушительного отрыва. Возможно, на более мощной платформе все графики походили бы на последний, когда Radeon HD 6870 и GeForce GTX 470 демонстрируют схожие результаты.

GeForce GTX 460 и GeForce GTX 465 уступают Radeon HD 6850 и Radeon HD 5850, но с разгоном легко обходят их. Отставание 192-битной версии от собрата не более 2,6% в простых режимах и 6% при активном мультисэмплинге. С разгоном они демонстрируют одинаковые результаты, хотя частоты GeForce GTX 460 768 МБ заметно выше.

Just Cause 2





Доминирование графических адаптеров Radeon. В простых режимах GeForce GTX 470 уступает Radeon HD 6870, HD 6850 и HD 5850, при включении сглаживания лишь одному Radeon HD 6870. GeForce GTX 460 и GeForce GTX 465 способны конкурировать только с Radeon HD 5830 и Radeon HD 4890.

Если с точки зрения производительности видеокарты AMD более предпочтительны для Just Cause 2, то может GeForce обеспечит более привлекательную картинку благодаря возможности «продвинутой» симуляции воды с помощью CUDA. Вода выглядит действительно лучше, это видно даже на статических скриншотах (сравнение вы можете найти в обзоре игры на нашем сайте), и на итоговой производительности это сказывается незначительно.

Crysis: Warhead





Данная игра уже не представляет особой проблемы для старших одночиповых видеокарт. Radeon HD 6870 и GeForce GTX 470 демонстрируют достойный fps при разрешении 1680x1050. У старшей карты AMD до 6% преимущества над GeForce GTX 470, но при разгоне в лидеры выходит GTX 470. Radeon HD 5850 занимает третье место в номинальных режимах, при частотах 1000/4912 МГц уступает лишь пару процентов разогнанному GeForce GTX 470.

S.T.A.L.K.E.R.: Call of Pripyat (Зов Припяти)


Для начала рассмотрим результаты видеокарт при рендеринге под DirectX 10. Напомним, что мы приводим данные по самой тяжелой сцене SunShafts из бечмарка S.T.A.L.K.E.R.: Call of Pripyat.





Огромное превосходство всех видеокарт AMD и очень низкие результаты при включенном сглаживании. Но если перейти к DirectX 11, то картинка кардинально меняется.





Наблюдается огромный рост производительности графических адаптеров NVIDA. GeForce GTX 460 в разрешении 1920x1200 демонстрирует производительность выше чем старшие Radeon в таком же разрешении под DirectX 10.1. Результаты GeForce GTX 470 и вовсе недосягаемы для решений AMD. У карт Radeon производительность тоже поднимается, но не так сильно. Radeon HD 6850 уже уступает GeForce GTX 460 и GeForce GTX 465, а Radeon HD 5850 держится с ними наравне, сдавая позиции при включении сглаживания.

Учитывая более приятную картинку и более высокий fps в DirectX 11 именно эти результаты играют основополагающую роль для игрока. Так что в данной игре более предпочтительны видеокарты NVIDIA. Возможно, GeForce GTX 460 и GeForce GTX 465 в номинале будет маловато для высоких разрешений, но при разгоне они достойно справляются даже со сглаживанием в 1920x1200.


Одна из первых игр, поддерживающих возможности DirectX 11, под которым доступны и все максимальные настройки качества. Из старых API поддерживается только DirectX 9. Тест в нем проводился лишь в самом высоком разрешении, потому как в таком режиме игра очень непритязательна к видеосистеме и производительность уже сильно упирается в процессор.




И действительно, при переходе к DirectX 11 в лидеры уверенно выходит GeForce GTX 470. А GeForce GTX 460 и GeForce GTX 465 хоть и уступают Radeon HD 5850 и HD 6850, но с разгоном способны обогнать и Radeon HD 6870. Если же сравнивать исключительно разогнанные карты, то Radeon HD 6850 уступает 192-битной версии GeForce GTX 460, а Radeon HD 6870 и Radeon HD 5850 незначительно обходя GeForce GTX 465 не в состоянии тягаться с GeForce GTX 470.

Aliens vs. Predator


Для тестирования в этой игре использовался специальный бечмарк, который не работает под старыми DirectX, так что сравнения с видеокартами прошлых поколений не будет. Сразу перейдем к актуальному режиму в DirectX 11.





Без сглаживания Radeon HD 6850 едва обходит Radeon HD 5830 и демонстрирует до 10% преимущества над GeForce GTX 460. Старший GeForce GTX 470 уступает Radeon HD 6870 и Radeon HD 5850. Но стоит включить сглаживание, как небольшое преимущество уже на стороне GeForce GTX 470. Но вот GeForce GTX 460 и GeForce GTX 465 даже в таком режиме уступают Radeon HD 6850. Зато с разгоном эти видеокарты достигают уровня производительности старших моделей. GeForce GTX 465 на повышенных частотах даже обходит разогнанный Radeon HD 6850. Что касается разницы между 192-битной и 256-битной версиями GTX 460, то наиболее значительна она при разгоне, когда, несмотря на более высокие частоты, младшая карта уступает до пяти процентов производительности.

Metro 2033


Самая ресурсоемкая игра, результаты в которой мы приберегли напоследок. С драйверами Catalyst 10.10 на видеокартах Radeon HD 6850 и Radeon HD 6870 наблюдались ошибки рендеринга источников освещения и неправильное отображение теней. Все это могло сказаться на достоверности итоговых результатов, в частности поднять итоговый fps. Так что данные тестов этих видеокарт мы приводим скорее для ознакомления, чем для сравнения с другими графическими адаптерами.





Новая серия выглядит просто отлично и даже Radeon HD 6850 обходит Radeon HD 5850 и GeForce GTX 470, но, как было сказано выше, говорить о полной достоверности такого результата не приходится. В противостоянии Radeon HD 5850 и GeForce GTX 470 у первого преимущество в простых режимах, у второго при включенном сглаживании. GeForce GTX 460 уступает Radeon HD 5850 от 15 до 25%, но компенсирует это повышением частот.





В DirectX 11 сохраняются все «баги» с тенями и освещением на видеокартах Radeon HD 6850/6870, так что их результаты мы оставим без комментариев. GeForce GTX 470 вновь уступает Radeon HD 5850 в простых режимах, но при сглаживании одерживает вверх. Вот только справиться с таким режимом карте NVIDIA уже не под силу, так что практической пользы от превосходства в таком режиме мало. Что касается GeForce GTX 465 и GeForce GTX 460, то их не хватает и для самого простого режима при максимальных настройках DirectX 11. Кстати, в этой игре наблюдается огромное отставание 192-битной версии GeForce GTX 460 от старшего собрата при включенном сглаживании — от 25 до 94%. Конечно, и старшая карта не в состоянии обеспечить достойный fps в таких режимах, это лишь показывает резкую нехватку видеопамяти и невысокую актуальность связки SLI из 768-мегабайтовых GeForce GTX 460.

Выводы

Подведение итогов мы начнем с комментариев по видеокартам Radeon HD 6850 и Radeon HD 6870. Новые модели оказались довольно удачными, сочетая отличную производительность с низким энергопотреблением. Старший Radeon HD 6870 производительнее Radeon HD 5850, но «старичок» легко компенсирует свое небольшое десятипроцентное отставание при разгоне. Преимущество новой карты во многом обеспечено высокими частотами — 900 МГц против 725 МГц, и это весомый аргумент в пользу HD 6870. Но при такой разнице в частоте (24%) преимущество в производительности уже не кажется внушающим. Вычислительный потенциал RV770 больше, поэтому с разгоном Radeon HD 5850 удерживает лидерство. Впрочем, для значительного разгона родной системы охлаждения не хватит. А чтобы накинуть всего-то сотню мегагерц у Radeon HD 6870 родной турбиной тоже не обойтись. Для простого пользователя, игнорирующего разгон, лучшим выбором станет Radeon HD 6870. Но если вы обладатель Radeon HD 5850, то менять свою карту на HD 6870 не стоит, лучше дождаться видеоадаптеров серии HD 6900. Еще отметим, что хотя Barts и немного экономичнее, но референсный Radeon HD 6870 вышел шумнее Radeon HD 5850.

Младший Radeon HD 6850 уступает собрату от 15 до 25 процентов производительности. В некоторых случаях скорость этой карты максимально близка к Radeon HD 5850. Весьма неплохо для карты, у которой графический чип урезан на 16% по числу потоковых процессоров, и частота его ниже на те же 16%. Компенсировать отставание от старшей карты удается при разгоне GPU на 20%. Преимущество над GeForce GTX 460 от 5 до 15 процентов, в редких случаях оно больше 20 процентов. Огромный отрыв в S.T.A.L.K.E.R.: Call of Pripyat при рендеринге в DirectX 10, но под более актуальным DirectX 11 быстрее оказывается уже GeForce GTX 460. Кроме этого случая Radeon HD 6850 уступает сопернику лишь в FarCry 2, StarCraft 2 и Borderlands. С разгоном производительность карты NVIDIA масштабируется немного лучше и в некоторых случаях это помогает добиться идентичных результатов при оверклокинге обоих карт там, где в номинале карта NVIDIA была немного медленнее. Возможно, причиной этого является и небольшой разгон памяти у Radeon HD 6850, что сдерживает потенциал GPU. Но в целом, Radeon HD 6850 без сомнения является более производительным и привлекательным продуктом. Не удивительно, что сразу после анонса новинок серии HD 6800 компания NVIDIA начало поспешное снижение цен на свои видеокарты. Еще недавний лидер среднего класса GeForce GTX 460 не может конкурировать с Radeon HD 6850, и даже GeForce GTX 470 в некоторых случаях уступает Radeon HD 6870.

Что касается нашего конкретного экземпляра HIS HD 6850 Fan 1GB, то видеокарта порадовала минимальным уровнем шума в игровом режиме. Разгонный потенциал у нее неплохой, но реализовать его на родном охлаждении при сохранении низкого уровня шума не получится из-за недостаточного охлаждения подсистемы питания.

Позиции GeForce GTX 470 пошатнулись после выхода Radeon HD 6870. Новый соперник оказывается немного быстрее во многих приложениях. На стороне Fermi хорошая производительность в самых высоких разрешениях и при сглаживании. У карты еще и хороший разгонный потенциал, что позволяет ей в большинстве случаев обойти разогнанные Radeon HD 5850 и Radeon HD 6870. Вот только для реализации такого разгона не обойтись без замены системы охлаждения.

Уступивший под натиском новичка GeForce GTX 460 не потерял актуальность благодаря снизившейся цене и повсеместной доступности. Плюс у карт отличный разгонный потенциал и среди всех побывавших у нас моделей не было еще ни одной, которая бы не одолела 800 МГц при номинальном напряжении. В таких условиях можно обойтись и без замены кулера и, возможно, даже не придется сильно поднимать обороты вентилятора родной СО. В таких условиях GeForce GTX 460 еще может составить конкуренцию Radeon HD 6850, тем более, что на рынке полно моделей с заводским разгоном и мощными системами охлаждения. В ближайшее время мы рассмотрим несколько таких видеоадаптеров и выясним, одолеют ли они младшего Barts.

Немного прокомментируем мы и результаты 192-битной версии GeForce GTX 460. Максимальное отставание этой модели от старшего брата при включенном сглаживании — от 10 до 15 процентов. В определенных ситуациях эти цифры еще больше, но это только в тех режимах, где производительности 256-битной версии катастрофически не хватает. Стоит отключить антиалиасинг и снизить разрешение, как обе версии GeForce GTX 460 разделяют уже 5%, а то и меньше. Такой отрыв легко компенсируется разгоном. Если вы обходитесь без сглаживания и ваш монитор поддерживает разрешение 1680x1050, то вы можете неплохо сэкономить, приобретя GeForce GTX 460 768 МБ. Для мониторов разрешением 1280x1024 это и вовсе самый оптимальный выбор. Но для высоких разрешений и SLI эта карта не подойдет. При объединении пары таких адаптеров можно выиграть в производительности лишь в легких режимах, небольшой объем памяти не позволит добиться комфорта на максимальных настройках (яркий тому пример последний график Metro 2033). Также не имеет смысла переходить на данную видеокарту с GeForce GTX 260 или GeForce GTX 275, разве что исключительно из-за DirectX 11, выигрыш в производительности будет мизерным.

И немного о GeForce GTX 465. Этот видеоадаптер продержался на рынке недолго, сейчас его уже не найти в продаже, хотя производительность у него неплохая. В большей части приложений GeForce GTX 465 чуть производительнее GeForce GTX 460, а там где он уступает младшей карте в номинале, при разгоне все равно оказывается быстрее. Минус вполне очевидный — высокое энергопотребление и тепловыделение, что является следствием использования прожорливого GF100.

Стоит отметить и общую тенденцию к более низким результатам у видеокарт NVIDIA в процессорозависимых приложениях. В StarCraft 2 это выливается мизерным преимуществом в один кадр у видеокарт AMD. А вот в Bad Company 2 с GeForce GTX 470 складывается вообще необычная ситуация, когда во всех режимах карта демонстрирует примерно один и тот же fps. Зато в другой процессорозависимой игре, Tom Clancy"s Splinter Cell: Conviction, именно GeForce GTX 470 обходит всех соперников.

Не стоит понимать такие результаты в StarCraft 2 и Battlefield: Bad Company 2 как показатель того, что на каком-нибудь процессоре Athlon игра будет тормозить с GeForce и отлично пойдет на Radeon. В случаях, когда итоговый fps будет зависеть в первую очередь от процессора, вы получите «тормоза» на любой видеокарте. Это лишь показатель необходимости использования мощного современного ЦП для самых производительных одночиповых видеоадаптеров. В некоторых приложениях просто не раскроется весь потенциал таких графических решений при слабом процессоре, и разница между ними будет настолько мизерна, что вложенные в дорогую карту средства себя не оправдают. Все, можно идти пить чай.

Тестовое оборудование было предоставлено следующими компаниями:

  • DCLink — видеокарта Sapphire HD 5830, материнская плата ASUS Rampage Formula;
  • Eletek — память OCZ OCZ2FXE12004GK;
  • Elko — видеокарта Inno3D GTX 465 (N465-1DDN-D5DW);
  • HIS — видеокарты HIS HD 5850 1GB, 6850 Fan 1GB, 6850 Fan 1GB GDDR5;
  • PCShop — видеокарта Gigabyte GV-N460OC-768I;
  • Syntex — блок питания Seasonic SS-850HT (S12D-850);
  • — жесткий диск WD3200AAKS;
  • Zotac — видеокарта Zotac GeForce GTX 460 1GB (ZT-40402-10P).

Ко мне в руки попали две видеокарты из среднего ценового сегмента. Это Sapphire Radeon HD 6850 Toxic и ASUS GeForce GTX 550TI. Сегодня я вам и покажу их.

Sapphire Radeon HD 6850 Toxic

Видеокарты Sapphire версии Toxic всегда слегка отличаются внешним видом от референсного образца, представленного инженерами AMD. Также важными отличиями являются применение более качественных элементов и тихой системой охлаждения, что дает повышать немного частоты в заводских условиях и увеличивает потенциал пользовательского разгона.
Далее перейдем к более подробному описанию видеоадаптера Sapphire Radeon HD 6850 Toxic:
Название видеопроцессора: Radeon HD 6850
Техпроцесс: 40нм
Графическое ядро: AMD Barts PRO
Частота видеопроцессора: 820мгц
Объем памяти: 1024Мб
Типа памяти: GDDR5
Частота Памяти: 4400мгц
Частота RAMDAC: 400мгц
256 бит
Разъемы: DVI x2, HDMI 1.4, Display Port 1.2 x2
960
Число текстурных блоков: 48
Число блоков растеризации: 32
Длина: 220мм
99
500
6pin x2
Сравнивая с эталонным Radeon HD 6850 , модель от Toxic отличается лишь увеличенными частотами GPU и памяти 820/4400мгц (эталонный 6850 работает на 775/4200мгц) соответственно.
Как скажется заводской разгон на производительности видеокарты, увидим дальше.

Упаковка и комплект поставки.



Обычно на упаковках компании Sapphire мы видим воительницу, но в данном случае здесь присутствует таинственный маг, также на передней стороне коробки изображение некоторые характеристики видеоадаптера.


На обратной стороне мы видим краткое описание возможностей видеокарты.


После вскрытия коробки мы видим видеокарту, завернутую в мягкий пакет и уложенную в папье-маше – всё это внушает доверие, что с видеокартой при транспортировке ничего не случится.


Комплект довольно богатый, по сравнению с другими производителями:
Переходник mini Display Port – Display Port
Два переходника для дополнительного питания видеокарты

Регистрационный ключ для игры Dirt3
Мостик CrossFire
Переходник DVI – VGA
Кабель HDMI 1.4 длиной 1.8 метра


Дизайн видеокарты очень схож с референсным образцом, как говорилось ранее.



На обратной стороне видно лишь крепление кулера. Производитель решил основные элементы платы расположить на лицевой стороне для их лучшего охлаждения. Плата выполнена на текстолите синего цвета, странно, но она является полной копией референсного образца Radeon HD 6870, отличаются они только тем, что центральный процессор у 6850 не Barts XT, а Barts PRO.


Для вывода изображения присутствуют:
2x DVI
1x HDMI 1.4
2x Display Port 1.2

ASUS GeForce GTX 550TI

Видеоадаптер на чипсете Nvidia Geforce GTX 550TI пришёл на смену довольно популярному, среди не требовательных геймеров, Nvidia Geforce 450 GTS.
Подробнее о ASUS Geforce GTX 550TI:
Название видеопроцессора: NVIDIA GEFORCE GTX550TI
Техпроцесс: 40нм
Графическое ядро: GF116
Частота видеопроцессора: 910мгц
Объем памяти: 1024Мб
Типа памяти: GDDR5
Частота Памяти: 4104мгц
Частота RAMDAC: 400мгц
Разрядность шины видеопамяти: 192бит
Разъемы: DVI, VGA, HDMI
Число универсальных процессоров: 192
Число текстурных блоков: 32
Число блоков растеризации: 24
Длина: 225мм
Максимально допустимая температура ядра, C: 99
Минимальные требования к блоку питания, Вт: 400
Подключение к блоку питания: 6pin
Исходя из подробных данных видеокарта имеет заводской разгон графического ядра 10мгц. Особого прироста в производительности от разгона мы не увидим.

Упаковка и комплект поставки.



Упаковка ASUS Geforce GTX 550TI выполнена в привычном стиле компании ASUS с изображением воина в латах на коне. Лицевую сторону коробки украшают логотипы поддерживаемых технологий видеоадаптера.


На обратной же стороне краткие описания возможностей видеокарты на 12-ти различных языках, включая русский и небольшое описание технологий Direct CU, Super Alloy Power и Voltage Tweak.


Вскрываем упаковку и видим видеокарту, завернутую в пакет.


Комплект поставки стандартный для бюджетной видеокарты:
Диск с драйверами и утилитами
Переходник с двух 4-контактных периферийных разъёмов питания на один 6-контактный разъём питания видеокарты.
Инструкция по установке и эксплуатации видеокарты




Дизайн видеокарты отличается от референсного образца системой охлаждения, да и собственно платой. Также видеокарта обладает неким ребром жесткости, это не даст плате, в случае установки габаритной системы охлаждения, деформироваться.


Данная модель имеет один разъем для дополнительного питания видеоадаптера, а для вывода изображения есть:
DVI
VGA
HDMI

Тестирование и сравнение видеокарт.

Тестовая конфигурация:
Компьютер на базе процессора AMD Phenom II X4 955 Black Edition (Socket AM3)
Процессор AMD Phenom II X4 955 Black Edtiton (4018 МГц) ;
Системная плата ASUS M4A88T-V EVO ;
Оперативная память 4 ГБ DDR3 Kingmax 1333 МГц ;
Жесткий диск Seagate ST3250310AS (250 ГБ, 7200 RPM, SATA-II) ;
Блок питания Chieftec CFT-700-14CS 700Вт ;
Операционная система Windows 7 Ultimate SP1 64-битная; DirectX 11 ;
Монитор DNS H240 23.6” (1920x1080) ;
Драйверы ATI версии Catalyst 11.12 , Nvidia версии 285.62 .
Отмечу то, что тестовая конфигурация была на открытом стенде.


Как это всё выглядело
Программы и игры, которые использовались при тестировании производительности:
Dirt 3 – DirectX 11, настройки – Ultra High.
Grand Theft Auto 4 Benchmark – Настройки High, дальность прорисовки 100%.
Unigine Heaven Benchmark 2.5 Pro – DirectX 11; 2 варианта настроек.
Battlefield 3 – DirectX 11; настройки – Ultra.
3DMark 11 – DirectX 11; настройки - performance.
FurMark 1.9.0 – для тестирования систем охлаждения в разных режимах скорости вращения: Авто режим, 100% скорости.















Вывод

Итак, с хорошим отрывом побеждает видеокарта Sapphire Radeon HD 6850 TOXIC OC. Во всех играх и бенчмарках она лидировала и просто не давала шансов себя обогнать. В каждой игре было вполне достаточное количество кадров в секунду для комфортной игры. Также здесь сказался и заводской разгон видеоадаптера. Но при прогреве FurMark"om система охлаждения от Sapphire справилась хуже, нежели ASUS. Заметим ещё то, что Sapphire более шумная, при 100% скорости вентилятора (4400об/c) был очень сильный шум, как будто под окном взлетная полоса и на ней сейчас разгоняется боинг на взлет.
Если вы не очень требовательный геймер и вам нужна недорогая и тихая видеокарта, то нужно присматриваться к GTX 550Ti. Если же вам не важен шум и есть возможность немного переплатить, то советую вам положить глаз на Radeon HD 6850 Toxic, так как она имеет заводской разгон, также плата референсного образца, что дает в будущем поставить улучшенную систему охлаждения, разогнать карту ещё больше и получить ещё большую производительность даже в высоких разрешениях.
Достоинства Sapphire Radeon HD 6850 TOXIC OC:
Богатый комплект поставки
Довольно эффективная система охлаждения
Высокая производительность за свою цену
Недостатки:
Шумная система охлаждения
Увеличенное энергопотребление, в сравнении с эталонным образцом HD 6850.
Достоинства ASUS Geforce GTX 550Ti:
Эффективная и тихая система охлаждения
Применение качественных элементов
Низкий уровень энергопотребления
Недостатки:
Скромный комплект поставки
Средняя производительность для своей цены
Обзор сделал Александр "honnete" Емец

Вторая половина прошлого и большая часть нынешнего года прошли для графического подразделения компании AMD весьма удачно. Судите сами, выход первого в мире графического ускорителя с поддержкой DirectX 11, который отличался отменной производительностью и относительно холодным нравом, заставил многих по-новому взглянуть на семейство Radeon. Зачастую даже самые ярые поклонники продукции калифорнийской NVIDIA переходили на сторону AMD, ведь их любимая компания, на тот момент, не могла предоставить альтернативу. В результате, NVIDIA потеряла значительную долю рынка настольной графики, уступив место лидера компании AMD.

Теперь для AMD основной задачей является укрепление своих позиций и дальнейшее развитие успеха, в то время как NVIDIA всеми силами будет стараться изменить своё положение и наладить выпуск конкурентоспособных решений на базе архитектуры Fermi. Некоторые из этих решений, уже вышедших на рынок, создают немало хлопот для представителей красного лагеря. Так, например, GeForce GTX 460 достаточно успешно конкурирует с Radeon HD 5830, да и GeForce GTX 470 вместе с флагманом в лице GTX 480 выглядят достаточно уверенно. И если со старшим на данный момент ускорителем на базе Fermi можно бороться снижением стоимости Radeon HD 5870, то в среднем сегменте возможностей для маневров не так много. Учитывая, что большую прибыль производители получают именно с “середнячков”, а не с топовых решений, самым логичным шагом при продвижении новинок в данной ситуации является “атака” на позиции GeForce GTX 460 и GeForce GTX 470. Для этого в качестве оружия в AMD выбрали ускорители Radeon HD 6850 и Radeon HD 6870. Ну что же, давайте знакомиться с новинками.

Начнём с названия. Несмотря на более высокий цифровой индекс, сама компания AMD позиционирует новинки отнюдь не в качестве полноценной замены Radeon HD 5870. Ускорители Radeon HD 6850, как и Radeon HD 6870, в большинстве случаев окажутся медленнее, чем одночиповый флагман компании. А изменения в цифровом индексе связаны с очередным обновлением архитектуры GPU AMD, и в этот раз, как уже было сказано, “красные” решили начать экспансию не с вершины, а с самой середины.

Официальные слайды AMD говорят о том, что новый Radeon HD 6870 по уровню производительности должен быть немного быстрее Radeon HD 5850, а Radeon HD 6850 займёт место между Radeon HD 5770 и Radeon HD 5850.

Несколько позже подоспеют и старшие ускорители на базе новых GPU, которые получат маркетинговые имена Radeon HD 6970 и Radeon HD 6990. О самых старших представителях нового семейства пока что ничего конкретного неизвестно, а вот о Radeon HD 6850 и 6870 нам есть что рассказать.

Ускорители AMD Radeon HD 6850 и Radeon HD 6870 построены на базе графических процессоров с кодовым именем Barts. С точки зрения архитектуры, новые GPU не содержат революционных изменений. Все модификации, проводимые инженерами AMD, были направлены на улучшение потребительских характеристик новинок.

Итак, вот основные параметры, над улучшением которых поработали инженеры AMD:

  • Более высокая производительность на единицу площади кристалла, благодаря внутренним оптимизациям GPU;
  • Обновлённая DX11 архитектура, более высокая геометрическая производительность, а также усовершенствованная тесселляция;
  • Обновлённые и усовершенствованные технологии улучшения качества 3D-графики. Появление нового режима сглаживания и улучшение алгоритма анизотропной фильтрации;
  • Усовершенствованное ускорение работы с мультимедиа контентом. Поддержка UVD3, AMD APP, Blu-Ray 3D;
  • Усовершенствованные технологии вывода контента. Поддержка AMD Eyefinity, HDMI 1.4a, DP 1.2.

Что касается внутреннего устройства GPU Barts, то оно, как мы и говорили ранее, не подверглось существенной переработке со времён Cypress:

Блок-схема графического процессора Cypress

Блок-схема графического процессора Barts XT

В сравнении с чипом Cypress, новый GPU Barts XT получил меньшее функциональных блоков. Так, количество SIMD ядер, включающих в себя по 16 шейдерных процессоров, уменьшилось с 20 до 14 штук, как следствие, общее число шейдерных процессоров уменьшилось с 1600 (320) до 1120 (224). На каждое SIMD ядро приходится по 4 текстурных блока, как и в случае с GPU Cypress, однако суммарное количество TMU у Barts меньше - 56 (против 80 у Cypress).

Для максимально эффективного управления потоками вершинных, геометрических и пиксельных шейдеров в современных графических процессорах AMD существует так называемый диспетчер потоков, именуемый “Ultra-Threaded Dispatch Processor”. В чипе Cypress всего один такой диспетчер, а вот судя по блок-схеме Barts XT, этот GPU насчитывает уже два таких процессора.

Пожалуй, одним из основных отличий нового графического процессора стал улучшенный блок тесселляции. По заявлению AMD, его производительность в случае с Radeon HD 6870 может быть до двух раз выше, чем у Radeon HD 5870, правда степень превосходства напрямую зависит от уровня тесселляции.

Несмотря на существенный рост качества 3D-моделей с включённой тесселляцией, для современных GPU всё ещё не так просто поддерживать достаточно высокий FPS при максимально возможном уровне тесселляции. На этом слайде приведён пример, в котором показан один объект, с разной степенью тесселляции. Если на один треугольник приходится лишь один пиксел, то в процессе растеризации возникает ряд проблем, например, недостаточная утилизация блока растеризации, так называемый overshading эффект (когда каждый пиксел закрашивается более чем 8 раз), кроме того, в такой сцене слишком много полигонов, чтобы можно было без ущерба активировать мультисэмплинг.

Безусловно, эту проблему не решить простым наращиванием “грубой мощи” графического процессора. Намного эффективнее использовать ряд оптимизаций. Для максимально эффективной работы блока растеризации современных GPU AMD требуется, чтобы на один треугольник приходилось примерно 16 пикселей. Кроме того, высокую степень тесселляции стоит использовать только в том случае, если:

  • Объект находится максимально близко к камере;
  • Только по контуру объекта или в тех частях, где необходимо показать множество мелких деталей.

В свою очередь на удалённых объектах можно использовать низкую степень тесселляции для увеличения производительности

Для любителей максимального качества картинки AMD приготовила приятный сюрприз. Владельцам Radeon HD 5xxx/6xxx станет доступен новый метод полноэкранного сглаживания - Morphological AA

Для реализации алгоритмов MLAA используется специальный пост-фильтр, работа которого, в отличие от некоторых других методов полноэкранного сглаживания, не зависит от расположения границ полигонов. Ускорение MLAA осуществляется посредством DirectCompute. Если передать упрощённо смысл работы MLAA, получится примерно следующее: вначале алгоритм обнаруживает высококонтрастные вершины, анализирует их и на основе полученных данных производит смешивание цветов для каждого пиксела.

Полученные данные можно использовать повторно, а чтобы избежать избыточной выборки данных и, как следствие, падения производительности, используется специальный LDS-буфер (Local Data Share).

Мы предполагаем, что качество работы нового алгоритма должно быть близко к 4x MSAA, при этом производительность, по словам представителей AMD будет близка к более простому режиму CFAA. Новый алгоритм сглаживания совместим с любым DirectX 9/10/11 приложением, для его активации нужно будет включить соответствующую опцию в контрольной панели драйверов. Это мы обязательно проверим, как только представится соответствующая возможность.

Не забыли в AMD и про улучшения качества анизотропной фильтрации. Новые ускорители Radeon HD 6850/6870 поддерживают усовершенствованные алгоритмы работы AF, качество реализации которых не зависит от угла обзора, при этом практически никак не сказывается на производительности.

Для Radeon HD 6850/6870 в новых драйверах AMD станут доступны новые варианты настройки Catalyst A.I. Изменение этих параметров влияет на качество фильтрации текстур. Доступны три положения:

  • High Quality . В этом режиме выключены все оптимизации работы с текстурами;
  • Quality . В этом режиме, который, кстати, включён по умолчанию, работает трилинейная оптимизация и оптимизация анизотропной фильтрации. Как заявляет AMD, используемые “заточки” никак не влияют на качество картинки;
  • Performance. При выборе этого положения оптимизация трилинейной и анизотропной фильтрации работает в более агрессивном режиме, который позволяет повысить скорость, но при этом вы можете заметить потерю качества картинки.

После выхода на рынок AMD Radeon HD 5870 прошло достаточно времени, прежде, чем мы смогли самостоятельно проверить в деле технологию Eyefinity . Уже на тот момент эта технология работала достаточно стабильно, а главное, чувствовался позитивный эффект в играх. Во время анонса Radeon HD 6850/6870 представители AMD не забыли упомянуть о ряде улучшений в работе Eyefinity, среди которых возможность создания нескольких Eyefinity групп, улучшенные алгоритмы переключения дисплеев, поддержка коррекции цвета на каждом отдельно взятом мониторе и т.д.

Более того, в этот раз в AMD решили напрямую сравнить Eyefinity с аналогичной технологией NVIDIA, которая, кстати, была анонсирована спустя некоторое время после Eyefinity. Часть из приведённых аргументов выглядит весьма убедительно, однако с некоторыми всё же можно поспорить.

Как бы то ни было, уже сейчас AMD Eyefinity выглядит более завершённым решением, которое прошло годовую обкатку на рынке и судя по всему доказало свою жизнеспособность.

А вот по части внедрения технологий для просмотра 3D-контента AMD оказалась не первой. Уже довольно давно NVIDIA продвигает на рынок технологию 3DVision, поддержка которой реализована в сотнях игр. Однако, не быть первым, не значит стать худшим. И в AMD это прекрасно понимают. Поэтому, вместе с запуском ускорителей Radeon HD 6850/6870, производитель анонсировал технологию AMD HD3D, которая позволит владельцам новых видеокарт AMD насладиться 3D-стерео играми в полном объёме. В отличие от компании NVIDIA, которая самостоятельно продаёт очки для 3DVision, AMD даёт возможность сторонним производителям заниматься разработкой 3D-очков. Конечному потребителю от этого только польза, разумеется, если предлагаемые решения будут достаточно качественными.

Наконец, нельзя не упомянуть о том, что AMD старается активно участвовать в продвижении параллельных вычислений силами графических процессоров, а также использовать внутренние ресурсов видеокарты для ускорения воспроизведения мультимедиа-контента, например, Blu-Ray 3D. В частности, в GPU Barts встроен видеопроцессор третьего поколения UVD3.

Чтобы подытожить теоретическую часть нашего материала, мы составили таблицу, содержащую данные о технических особенностях современных решений AMD и NVIDIA:

Свойство Название видеокарт
NVIDIA GeForce GTS 450 1 Гб NVIDIA GeForce GTX 460 1 Гбайт NVIDIA GeForce GTX 470 1280 Мбайт AMD Radeon HD 5750 1 Гбайт AMD Radeon HD 5770 1 Гбайт AMD Radeon HD 5830 1 Гбайт AMD Radeon HD 5850 1 Гбайт AMD Radeon HD 5870 1 Гбайт AMD Radeon HD 6850 1 Гбайт AMD Radeon HD 6870 1 Гбайт
Кодовое имя ядра GF106 GF104 GF100 Juniper Juniper XT Cypres Cypres Cypress XT Barts Barts XT
Техпроцесс,нм 40 40 40 40 40 40 40 40 40 40
Кол-во транзисторов, млн. шт. 1170 1950 3200 1040 1040 2150 2150 2150 1700 1700
Максимальное энергопотребление, Вт 106 160 215 86 108 175 170 188 127 151
Частота ядра GPU, МГц 783 675 607 720 850 800 725 850 775 900
Кол-во блоков ROP, шт 16 32 40 16 16 16 32 32 32 32
Кол-во TMU, шт 32 64 56 36 40 56 72 80 48 56
Кол-во блоков CUDA/ универсальных процессоров 192 336 448 720 800 1120 1440 1600 960 1120
Частота шейдерного домена, МГц 1566 1350 1215
Тип видеопамяти GDDR-5 GDDR-5 GDDR-5 GDDR-5 GDDR-5 GDDR-5 GDDR-5 GDDR-5 GDDR-5 GDDR-5
Разрядность шины памяти, бит 128 256 320 128 128 256 256 256 256 256
Эффективная частота видеопамяти, МГц 3600 3600 3348 4600 4800 4000 4000 4800 4000 4200
ПСП видеопамяти, Гб/с 57,7 115,2 133.9 73,6 76,8 128 128 153.6 128 134,4
Примерная розничная стоимость по данным Market 3DNews 4600 6700 10200 3800 4700 7500 8700 12500 ~179$ ~239$

По предварительным данным, стоимость Radeon HD 6850 и Radeon HD 6870 составит около 179 и 239 долларов соответственно. Ну что же, чуть позже посмотрим, смогут ли новинки оправдать свой ценник уровнем производительности в современных играх, а пока переходим к внешнему осмотру.

Были изучены все известные на сегодня технические данные по видеокартам серии HD 6800. Но что же с остальными? По ним еще нет никакой конкретной информации.

Как видите, компания AMD планирует заменить серию HD 5800 новыми видеокартами на базе GPU "Barts" и "Cayman". Про последний пока ничего неизвестно. Но чуть выше, мы видим изображение двух видеопроцессоров. Вероятно, под этим подразумевается новый двухпроцессорный флагман, коим сейчас является HD 5970.

Последний на сегодня слайд отчасти вносит некоторую ясность в данный вопрос. В серии HD 6000 планируется полноценная подсерия HD 6900. Это значит, что к ней будет относиться не только двухпроцессорный гигант, но и еще два графических ускорителя. Но уже сейчас можно сказать, что самой мощной видеокартой нового поколения от AMD станет HD 6990. Очень жаль, но никаких данных ни о сроках выхода, ни о технических характеристиках будущих продуктов нет, остается только ждать.