Региональная информатика. Правовые проблемы информатизации

ПРЕСС-РЕЛИЗ

С 29 по 31 октября 2014 года в Санкт-Петербурге состоится
ХIV Санкт-Петербургская международная конференция «Региональная информатика (РИ-2014)», проводимая в нашем городе на регулярной основе с 1992 года при поддержке Правительства Санкт-Петербурга под эгидой ЮНЕСКО. Цель Конференции – обсуждение приоритетных направлений развития информационного общества, формирования и реализации политики информатизации Санкт-Петербурга и других регионов, выработка практических мер по решению актуальных проблем развития инфокоммуникационных технологий с участием представителей органов государственной власти и научной общественности регионов России и стран мирового сообщества.

Учредителями конференции являются: Правительство Санкт-Петербурга, Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, Правительство Ленинградской области, Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, Российская академия образования, Отделение нанотехнологий и информационных технологий Российской академии наук, Санкт-Петербургский научный Центр Российской академии наук, Санкт-Петербургский институт информатики и автоматизации Российской академии наук,
Санкт-Петербургская территориальная группа Российского национального комитета по автоматическому управлению, Санкт-Петербургское Общество информатики, вычислительной техники, систем связи и управления.

Учрежденная в 1992 году в Санкт-Петербурге по инициативе научной общественности и органов государственной власти города, конференция «Региональная информатика» превратилась в целостную систему взаимосвязанных мероприятий, стала действенной формой распространения и апробации научных знаний и передового опыта в сфере информатизации, разработки и внедрения инфокоммуникационных технологий, развития информационного общества в Санкт-Петербурге и других регионах. В рамках конференции на профессионально-общественное обсуждение выносятся наиболее значимые концепции, программы и приоритетные проекты в сфере информатизации, формирования информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, построения электронного правительства, внедрения региональных информационных систем различного назначения, развития и повышения качества образования, воспитания информационной культуры, формирования единого информационного пространства в интересах удовлетворения информационных потребностей личности, создания условий для улучшения качества жизни, повышения эффективности труда и обеспечения безопасности граждан.

Ведущей научной организацией, ответственной за подготовку и проведение Конференции, является Санкт-Петербургский институт информатики и автоматизации Российской академии наук, возглавляемый председателем Организационного комитета конференции – член-корреспондентом Российской академии наук, Заслуженным деятелем науки и техники РФ Р.М. Юсуповым. Председателем Президиума (постоянно действующего руководящего органа) и Программного комитета Конференции является академик Российской академии образования, Заслуженный деятель науки и техники РФ, сопредседатель Научного совета по информатизации Санкт-Петербурга Б.Я. Советов.

В организации конференции в качестве соустроителей традиционно принимают участие предприятия и научные организации, специализирующиеся в области создания и использования систем и средств информатизации и связи, а также ведущие российские вузы.

Программа конференции включает проведение двух пленарных заседаний и работу секций, круглых столов и молодежных научных школ по следующим научным направлениям:

  • Региональная политика информатизации. Электронное правительство;

  • Теоретические проблемы информатики и информатизации;

  • Телекоммуникационные сети и технологии;

  • Информационная безопасность;

  • Правовые проблемы информатизации;

  • Информационно-аналитическое обеспечение органов государственной власти;

  • Информационные технологии в экономике;

  • Информационные технологии в управлении;

  • Информационное обеспечение финансово-кредитной сферы и бизнеса;

  • Информационные технологии в критических инфраструктурах;

  • Информационные технологии в производстве;

  • Информационные технологии на транспорте (2 подсекции);

  • Информационные технологии в научных исследованиях;

  • Информационные технологии в образовании (3 подсекции);

  • Информационные технологии в медицине и здравоохранении;

  • Информационные технологии в сервисе;

  • Информационные технологии в экологии;

  • Информационные технологии управления объектами морской техники и морской инфраструктуры;

  • Информационные технологии в гидрометеорологии;

  • Информационные технологии в дизайне;

  • Информационные технологии в издательской деятельности и полиграфии;

  • Геоинформационные системы;

  • Информационные технологии управления риском в социально-экономических системах;

  • Информационные технологии в социокомпьютинге;

  • Распределенные информационно-вычислительные системы, грид-технологии;

  • Молодежная научная школа «Региональная информатика и проблемы устойчивого развития»;

  • Молодежная научная школа «Безопасные информационные технологии»;

  • Научная школа молодых ученых «Информационные технологии математического моделирования»;

  • Научная школа для старшеклассников «Информатика будущего»;

  • Круглый стол «Перспективы развития подготовки разработчиков информационных систем и технологий в Российской высшей школе».

Торжественное открытие конференции и первое пленарное заедание состоятся 29 октября 2014 года в 10:00 часов в Белом зале Дома ученых
им. М. Горького РАН по адресу: Дворцовая набережная, 26.

К началу конференции Оргкомитетом будут изданы (тиражем 500 экз.) программа и сборник материалов конференции «РИ-2014», в которую войдут тезисы около 500 пленарных и секционных докладов участников и гостей конференции. Базовым информационным спонсором конференции «Региональная информатика» на протяжении многих лет является газета «Компьютер-Информ», .

Многочисленные издания и научно-практические достижения
Санкт-Петербургской международной конференции «Региональная информатика» свидетельствуют о ее вкладе в формирование региональной политики информатизации и идеологии развития информационного общества, создание авторитетной трибуны для обсуждения программных документов и наиболее значимых проектов в сфере информатизации, важнейших направлений развития информационной сферы регионов, распространение передового опыта и пропаганду научно-технических достижений по приоритетным направлениям развития информационного общества, в которых
Санкт-Петербург по праву занимает лидирующие позиции.

26-28 октября состоялась Юбилейная XV Санкт-Петербургская международная конференция «Региональная информатика (РИ-2016)». Она охватила множество тематических направлений, в ней приняли участие исследователи информационных технологий в различных областях.

Студенты ОП «Социология» и сотрудники СЛОНа представили результаты исследований в секции «Информационные Технологии в Социокомпьютинге». Никита Каспрук представил доклад на тему «Анализ Измерений Ценности Стратификации Клиентов Отелей на Основе Онлайн-данных. Случай Санкт-Петербурга». Никита рассмотрел конструируемые клиентами измерения ценности отелей, относящихся к разным ценовым сегментам. Анализ проводился с использованием методов обработки естественного языка и машинного обучения.

Доклад Анастасии Нестеренко и Ильи Мусабирова «Анализ Специализации ИТ-рынка на Основе Данных Онлайн-рекрутинга» вызвал большое внимание аудитории, так как напрямую затрагивал профессиональную деятельность большинства – программирование. Полученные в ходе работы иерархии навыков для вакансий и кандидатов, позволили описать структуру рынка технологий. Был также проведен анализ спроса и предложения на рынке технологий, что может рассматриваться соискателями как рекомендации при поиске работы и наоборот.

Совместный доклад Ильи Мусабирова, Станислава Позднякова, Алины Бахитовой и Алёны Суворовой «Проектирование социальной системы геймификации курса с онлайн-компонентой» был высоко оценен аудиторией. Схема частичной геймификации курса, учитывающая социальное взаимодействие студентов была особенно интересна преподавателям, а само включение схемы в курс обсуждалось уже всеми во время отдельной сессии с вопросами и ответами. В докладе Станислава Позднякова, Вадима Воскресенского, Виктор Карепина, Анастасии Кузнецовой, Анны Федюниной и Ильи Мусабирова «Тематический контекст в картировании веб-присутствия и научной деятельности российских вузов. Методики Анализа» были представлены методы анализа деятельности университетов с использованием библиографических данных вузов, связей с ключевыми работодателями и партнерами региона, представленности в СМИ.

От себя хочется добавить, что первый день конференции очень поразил своей официальностью, так как открытие состоялось в Доме Учёных имени Горького. Наша секция проходила на следующий день в другом месте, в СПИИ РАН. Когда мы представляли доклады, атмосфера была очень комфортная и уютная. Тема секции была смежной (математика, IT, социология), то комментарии к докладам были самые различные, от представителей разных дисциплин. На конференции было много докладов по методологии исследований и способам решения проблем в социокмпьютинге. Наши же доклады включали в себя не только методику, но содержательные результаты, которые получились в ходе их применения. Это выделялось на общем фоне и привлекало внимание разных специалистов.

Подготовила Анастасия Кузнецова

Региональная информатика (РИ-2018)

24 октября 2018 года в Белом зале Дома ученых имени М. Горького Российской академии наук состоялось открытие XVI Санкт-Петербургской международной конференции «РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА (РИ-2018)».

Одним из соустроителей этой конференции выступает наш университет. Членами организационного и программного комитетов РИ-2018 являются ректор ГУМРФ, профессор Барышников С.О., проректор по учебной работе, профессор Соколов С.С., профессор Нырков А.П. Сотрудниками, студентами и аспирантами нашего университета на конференцию было подано более 50 тезисов докладов и статей, которые изданы в сборнике материалов «РИ-2018» и сборнике трудов «Региональная информатика и Информационная безопасность». Электронные версии этих сборников представлены на сайте конференции по адресу http://spoisu.ru/news/135-ri-2018-materials. Сборники также будут включены в научную электронную библиотеку eLibrary.ru (Российский Индекс Научного Цитирования).


25 октября 2018 года в малом конференц-зале ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова (ул. Двинская, д. 5/7, ауд. 257) прошло заседание секции «Информационные технологии на транспорте» (сопредседатели секции - Соколов С.С. и Нырков А.П., секретарь Ивлева Л.Е). В работе секции приняли участие 8 докторов наук, 6 кандидатов наук, преподаватели, сотрудники, аспиранты и студенты нашего университета и других университетов Санкт-Петербурга, Москвы и Керчи.


На заседании секции было заслушано 16 докладов, в которых были затронуты вопросы применения современных информационных технологий на транспорте, в частности, при автоматизации технологических процессов в судостроении, при проведении испытаний двигателей внутреннего сгорания, при мониторинге и диагностике электротехнических комплексов, при оценке уязвимости к кибератакам автоматизированных систем управления технологическими процессами на транспорте. Рассматривались также вопросы, связанные с защищенностью автоматизированных информационных систем на транспорте и с совершенствованием методов обучения в транспортных вузах.

«МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИИ Санкт-Петербург РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА «РИ-2012» КОНФЕРЕНЦИЯ Санкт-Петербург, 24-26 октября...»

-- [ Страница 1 ] --

РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА

ЮБИЛЕЙНАЯ ХIII САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ

КОНФЕРЕНЦИЯ

МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИИ

Санкт-Петербург

http://spoisu.ru

РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА


ЮБИЛЕЙНАЯ ХIII САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ

КОНФЕРЕНЦИЯ

Санкт-Петербург, 24-26 октября 2012 года

МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИИ

Санкт-Петербург http://spoisu.ru УДК (002:681):338.98 Р32 Региональная информатика (РИ-2012). Юбилейная XIII Санкт-Петербургская международная конференция «Региональная информатика (РИ-2012)».

– СПб, 2012. – 420 с.

ISBN 978-5-906078-07-0.

Сборник охватывает широкий круг направлений: Региональная политика информатизации. Электронное правительство, Теоретические проблемы информатики и информатизации, Телекоммуникационные сети и технологии, Информационная безопасность, Правовые проблемы информатизации, Информационные технологии в критических инфраструктурах, Информационные технологии в производстве, Информационные технологии на транспорте, Информационные технологии в образовании, Информационные технологии в здравоохранении, Информационные технологии в сервисе, Информационные технологии в экологии, Информационные технологии в гидрометеорологии, Информационные технологии в дизайне, Информационные технологии в издательской деятельности и полиграфии, Геоинформационные системы, Информационные технологии в научных исследованиях, а также материалы Научной школы молодых ученых «Информационные технологии математического моделирования», Молодежной научной школы «Региональная информатика и проблемы устойчивого развития», Научной школы для старшеклассников «Информатика будущего» и Молодежной научной школы «Безопасные информационные технологии».

УДК (002:681):338.98 Редакционная коллегия: Б.Я. Советов, Р.М. Юсупов, В.П. Заболотский, В.В. Касаткин Компьютерная верстка: А.С. Михайлова Дизайн: Н.С. Михайлов Публикуется в авторской редакции Подписано в печать 04.10.2012. Формат 60х84. Бумага офсетная.

Печать – ризография. Усл. печ. л. 48,8. Тираж 500 экз. Заказ № 4532.

–  –  –

http://spoisu.ru http://spoisu.ru

УЧРЕДИТЕЛИ КОНФЕРЕНЦИИ

Правительство Санкт-Петербурга Законодательное Собрание Санкт-Петербурга Правительство Ленинградской области Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Министерство образования и наук

и Российской Федерации Российская академия образования Отделение нанотехнологий и информационных технологий Российской академии наук Санкт-Петербургский научный Центр Российской академии наук Санкт-Петербургский институт информатики и автоматизации Российской академии наук Санкт-Петербургская территориальная группа Российского национального комитета по автоматическому управлению Санкт-Петербургское Общество информатики, вычислительной техники, систем связи и управления

СОУСТРОИТЕЛИ КОНФЕРЕНЦИИ

Российский фонд фундаментальных исследований ФГУП «Научно-исследовательский институт «Рубин»

ФГУП «ЦентрИнформ»

Санкт-Петербургский филиал «Ленинградское отделение Центрального научно-исследовательского института связи»

СПб ГУП «Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр»

Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова Петербургский государственный университет путей сообщения Ростовский филиал Московского государственного технического университета гражданской авиации Санкт-Петербургский государственный политехнический университет Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ»

Санкт-Петербургский университет МВД России Санкт-Петербургский институт экономики и бизнеса Северо-Западный институт печати Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна Смольный институт Российской академии образования ОАО «Научно-производственное объединение «Импульс»



ОАО «Центр компьютерных разработок»

ЗАО «Ассоциация специалистов информационных систем»

ЗАО «Институт инфотелекоммуникаций»

ЗАО «Институт телекоммуникаций»

ЗАО «Научно-технический центр биоинформатики и телемедицины «Фрактал»

ООО «Геонавигатор»

ООО «ИнТехСервис»

ООО «Компания «Марвел»

ООО «Лаборатория инфокоммуникационных сетей»

Партнерство для развития информационного общества на Северо-Западе России Северо-западное отделение Российской академии образования Санкт-Петербургская инженерная академия Санкт-Петербургское отделение Международной академии информатизации Санкт-Петербургское отделение Академии информатизации образования

–  –  –

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ИНФОРМАТИЗАЦИИ. ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО

Юсупов Р.М., Советов Б.Я., Касаткин В.В.

Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский институт информатики и автоматизации РАН, Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина), Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф.Устинова

ВКЛАД САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «РЕГИОНАЛЬНАЯ

ИНФОРМАТИКА» (1992-2012) В ИНТЕГРАЦИЮ НАУКИ, ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОМЫШЛЕННОСТИ На протяжении 20 в Санкт-Петербурге успешно развивается проводимая на регулярной основе Санкт-Петербургская международная конференция «Региональная информатика» (1992-2012), с годами превратившаяся в целостную систему взаимосвязанных мероприятий, ставшая действенной формой распространения и апробации научных знаний и передового опыта в сфере информатизации, разработки и внедрения инфокоммуникационных технологий (ИКТ), развития информационного общества в СанктПетербурге и других регионах. В рамках конференций на профессионально-общественное обсуждение регулярно выносятся наиболее значимые концепции, программы и приоритетные проекты в сфере информатизации, формирования информационной и телекоммуникационной инфраструктуры регионов, построения электронного правительства, внедрения региональных информационных систем различного назначения в интересах повышения эффективности и безопасности использования ИКТ и ускорения социально-экономического развития регионов.

Учрежденная в 1992 году в Санкт-Петербурге по инициативе научной общественности и органов государственной власти города и впоследствии дополненная тематическими направлениями организованной при поддержке Совета Безопасности Российской Федерации Санкт-Петербургской межрегиональной конференции «Информационная безопасность регионов России» (1999-2011) и ряда научно-практических конференций, конференция «Региональная информатика» приобрела статус СанктПетербургской международной конференции, проводимой при поддержке Правительства СанктПетербурга под эгидой ЮНЕСКО, и практически охватила все сферы социально-экономической, политической и культурной жизни общества, включая проблемы укрепления нравственных ценностей, сохранения и приумножения научного потенциала и культурного наследия, опережающего развития образования при переходе в информационное общество, воспитания информационной культуры, формирования единого информационного пространства в интересах гармоничного развития и удовлетворения информационных потребностей личности, создания условий для улучшения качества жизни, повышения эффективности труда и обеспечения безопасности граждан.

В организации конференции наряду с учредителями конференции (региональными органами государственной власти, государственными академиями, профильными министерствами и ведомствами, общественными объединениями) в качестве ее соустроителей традиционно принимают участие ведущие университеты, академические научные учреждения, научно-производственные объединения, промышленные предприятия и ИТ-компании, специализирующиеся в области создания и использования ИКТ, систем и средств информатизации и связи, что является действенным механизмом интеграции науки, образования и промышленности, примером плодотворного сотрудничества ученых, педагогов и специалистов-практиков Санкт-Петербурга и других регионов.

На протяжении многих лет тематика конференций не только сохраняется, но непрерывно развивается, что подтверждается выделением наряду с традиционными направлениями (Региональная политика информатизации. Электронное правительство, Теоретические проблемы информатики и информатизации, Телекоммуникационные сети и технологии, Информационная безопасность, Правовые проблемы информатизации, Информационно-аналитическое обеспечение органов государственной власти, Информационное обеспечение финансово-кредитной сферы и бизнеса, Информационные технологии в производстве, на транспорте, в научных исследованиях, в образовании, в здравоохранении, в экологии, в издательской деятельности и полиграфии, Геоинформационные системы и др.) новых самостоятельных направлений: Информационные технологии в критических инфраструктурах, Информационные технологии в дизайне, Информационные технологии в гидрометеорологии, Информационные технологии в сервисе.

Координирующая роль Санкт-Петербургской межрегиональной конференции «Региональная информатика», проводимой при участии региональных органов государственной власти и управления, как пример реализации эффективного механизма интеграции образования, науки и промышленности нашла отражение в:

http://spoisu.ru 12 РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА – 2012 принципах формирования научных тематических направлений в рамках идеологии и научных приоритетов конференции;

определении состава учредителей, организаторов и органов управления конференции;

конкретных научно-практических достижениях коллективов, представленных участниками конференции, по формированию информационной и телекоммуникационной инфраструктуры регионов и использованию ИКТ для решения приоритетных задач социально-экономического развития, повышения эффективности государственного управления, развития науки, образования, промышленности, высоких технологий, здравоохранения и других сфер;

итогах разработки концептуальных программных документов по формированию идеологии развития информационного общества и реализации приоритетных проектов в сфере информатизации (Концепция и Программа информатизации Санкт-Петербурга, Стратегический план Санкт-Петербурга, Целевая программа «Электронный Санкт-Петербург», Программа информатизации системы образования Санкт-Петербурга и План мероприятий по информатизации системы образования Санкт-Петербурга, План мероприятий по реализации Стратегии развития информационного общества в Санкт-Петербурге на 2009годы, План мероприятий по развитию информационного общества и формированию электронного правительства в Санкт-Петербурге на 2011-2012 годы, Концепция долгосрочной целевой программы «Развитие информационного общества в Санкт-Петербурге (2013-2016 годы)» и др).

Идеи, заложенные при разработке идеологии и принципов формирования тематических направлений конференции, послужили концептуальной основой формирования интеграционных механизмов взаимодействия науки, образования и промышленности в форме:

добровольного объединения представителей науки, образования и промышленности в творческие коллективы в целях выявления и решения актуальных задач развития информационного общества в Санкт-Петербурге и других регионах;

привлечения наиболее талантливой части ученых, преподавателей вузов и специалистовпрактиков к решению государственных задач социально-экономического развития, формирования региональной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры;

использования опыта регионов и зарубежных стран при решении приоритетных задач построения информационного общества («Стратегия перехода Санкт-Петербурга к информационному обществу» и др.);

реализации инновационных путей развития интеграционных процессов и усиление научнообразовательного и промышленного потенциала региона на основе создания единой научнообразовательной среды;

скоординированного проведения организационных изменений при создании региональных информационных систем различного назначения, объединения ресурсов и обеспечения межведомственного взаимодействия органов государственной власти при координирующей роли профильного отраслевого комитета (Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга);

формирования идеологии и направлений развития электронного правительства, повышения эффективности государственного управления и качества услуг, предоставляемых населению;

создания предпосылок перехода к обществу знаний и экономике знаний.

Как показала практика, развитие интеграционных процессов в условиях перехода к информационному обществу способствовало:

формированию единого информационного пространства региона (Санкт-Петербурга) как базы для решения задач устойчивого социально-экономического, политического и культурного развития и обеспечения безопасности региона;

росту инновационной активности на региональном уровне и повышению инновационного потенциала экономики регионов;

применению системного подхода к решению комплекса задач развития информационного общества как ключевого этапа модернизации экономики региона;

стимулированию высокотехнологичных инновационных проектов и конкурентноспособных отечественных разработок и в сфере ИКТ;

превращению региональных информационных ресурсов в стратегический ресурс устойчивого развития региона в интересах улучшения условий труда и качества жизни граждан;

преодолению противоречий между требованиями рынка труда и рынка образовательных услуг, повышению качества подготовки специалистов;

обеспечению информационной и других видов безопасности, снижению и предотвращению возможных рисков и угроз в информационном обществе;

интеграции региона в международную систему разделения труда и обмена в информационной сфере, распространению передового опыта и достижений в области использования ИКТ на другие регионы;

консолидации усилий и потенциала научно-общественных организаций, работающих в области информатики и информатизации (Научный Совет по информатизации Санкт-Петербурга, Объединенный научный Совет по проблемам информатики, телекоммуникаций и управления при Президиуме Санкт

http://spoisu.ruРЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ИНФОРМАТИЗАЦИИ. ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО 13

Петербургского научного центра РАН, Санкт-Петербургское Общество информатики, вычислительной техники, систем связи и управления, Комиссия по связи и информатизации Общественного совета СанктПетербурга, Партнерство для развития информационного общества на Северо-Западе России, Национальное общество имитационного моделирования и др.).

Результаты деятельности конференции позволили выявить актуальные направления расширения тематики и эффективные формы проведения профессионально-общественных обсуждений актуальных проблем развития информационного общества (научно-практических семинаров, конференций, выставок), посвященных проблемам подготовки кадров в сфере ИКТ, правовым проблемам информатизации, вопросам обеспечения информационной безопасности (защиты персональных данных), проблемам формирования информационной культуры и др.

Важной составляющей конференций являются регулярно организуемые научные школы молодых ученых, представленные в том числе на юбилейной конференции:

Информационные технологии математического моделирования, Региональная информатика и проблемы устойчивого развития, Информатика будущего, Безопасные информационные технологии.

Труды конференции (свыше 230 печ. изданий) и основные итоги развития и становления Санкт-Петербургской международной конференции «Региональная информатика» как уникальной научной школы по формированию региональной политики информатизации и идеологии развития информационного общества, свидетельствуют о ее значительном вкладе в сохранение и развитие научного и культурного потенциала, формирование общественного правосознания, создание авторитетной трибуны для обсуждения программных документов и наиболее значимых проектов в сфере информатизации, важнейших направлений развития информационной сферы регионов на базе создания и внедрения ИКТ и региональных информационных систем различного назначения, экспериментальной площадки для апробации и распространения передового опыта и научных знаний, объединяющей потенциал и усилия представителей органов государственной власти, науки, образования и промышленности Санкт-Петербурга и других регионов, пропагандирующей передовые научно-технические достижения по приоритетным направлениям развития информационного общества, в которых СанктПетербург по праву занимает лидирующие позиции.

Антопольский А.Б., Савин Г.И., Сотников А.Н.

Россия, Москва, Межведомственный суперкомпьютерный центр РАН

МЕЖАКАДЕМИЧЕСКАЯ КООРДИНАЦИЯ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКИ

«НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ РОССИИ»

24 марта 2010 г. состоялось примечательное событие в области развития научно-образовательных электронных ресурсов: президенты российских государственных академий наук (РАН, РАО, РАМН, РАСХН, РАХ) подписали Соглашение о сотрудничестве по созданию электронной библиотеки «Научное наследие России».

В Соглашении подчеркивается, что свободный доступ к научному наследию России для широких кругов пользователей в России и за рубежом важнейшей задачей и патриотическим долгом российских научных организаций, библиотек, архивов и музеев, что электронные библиотеки являются наиболее эффективной и перспективной информационной технологией и средством научной и культурной коммуникации;

Президенты рассматривают электронную библиотеку по российскому научному наследию как важное средство укрепления сотрудничества и взаимопонимания в мировом русскоязычном информационном пространстве, особенно в Интернете; и учитывают, что сотрудничество государственных академий является важной гарантией высокого качества электронной библиотеки, ее устойчивости и надежности;

Президенты надеются, что гуманитарные цели электронной библиотеки и ее открытый характер привлекут к участию в ее создании заинтересованных специалистов и организации в России и за рубежом.

В соглашении подчеркивается, что проект открыт для всех заинтересованных организаций, имеющих информационные ресурсы в области российского научного наследия и желающих участвовать в создании электронного информационного пространства в этой области. Электронная библиотека «Научное наследие России» призвана интегрировать электронные информационные ресурсы библиотек, архивов и музеев, а также вузов, что придает библиотеке принципиально новаторский характер.

В соглашении содержатся конкретные поручения участникам программы на 2010 г. и на последующие годы.

Для управления работами сформированы органы коллективного управления рамочной программы, для участия в которых делегируются ответственные представители академий – участников программы.

Общая координация работ возложена на Межведомственный суперкомпьютерный центр Российской академии наук. В соглашении содержится рекомендация академиям–участникам программы предусмотреть работы по созданию электронной библиотеки «Научное наследие России» в планах научноисследовательских работ на 2010 г.

К соглашению прилагается развернутая пояснительная записка, в которой определяются цели создания электронной библиотеки, принципы ее создания и функционирования.


Текст соглашения и пояснительной записки доступен на сайте ЭБ http://www.e-heritage.ru/index.html Следует отметить, что данный проект является первым в России государственным межведомственным проектом в области электронных библиотек. Это перспективно и почетно, и, безусловно отвечает стратегии развития информационного общества России, но сулит немалые трудности организационного, правового и финансового характера.

http://spoisu.ru 14 РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА – 2012 Акопов Г.Л.

Россия, Ростов-на-Дону, Ростовский филиал Московского государственного технического университета гражданской авиации

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОТЕСТЫ В ИНФОРМАЦИОННУЮ ЭПОХУ

В период модернизации общественного устройства на основе инновационных интернет-технологий, значение качества информации в глобальном информационном пространстве оказывает существенное влияние на политический процесс. Как справедливо подчеркивает С. Юферев: «Начало 2011 года вполне может стать датой рождения понятия «революция социальных сетей». Прямая демократия, которая распространилась из Туниса в Египет, Йемен и Иорданию, опирается именно на это явление. Природа данных революций сводится к продуктам и технологиям, которые подарил миру интернет: социальная сеть «Facebook», сервис микроблогов «Twitter», обычные блоги в живом журнале, «YouTube», электронная почта и так далее. Именно эти технологии объединяли людей, вышедших на улицы в арабских странах.

Интернет открыл для них дополнительные возможности по обмену информацией, свободному ее обсуждению и самовыражению».

Целесообразнее будет остановиться на более подробном освещении значимости социальных сетей для политических процессов в XXI веке. В современном мире каждое общественно значимое явление, так или иначе, освещается в сети Интернет. Лишь маргинальные группы населения, не представленные в Интернете, оказываются вне охвата, но количество таких групп в масштабах отдельно взятых государств, да и в мировом масштабе постепенно снижается. К тому же данные группы становятся уязвимы перед информацией полученной из традиционных источников со ссылкой на «Интернет». Достаточно вспомнить бурную реакцию мусульманского мира на малоприметный в сети интернет фильм «Невинность мусульман», который стал широко известен во многом благодаря традиционным средствам распространения информации. Безусловно для интернет-проектов характерно наличие собственной аудитории, но как мы видим данная аудитория участвует в обсуждении важных социально-политических проблем, может принимать и обсуждать определенные решения, которые, так или иначе, отражаются в политической практики. Социальные сети являются наиболее известными и многочисленными «скоплениями» политически активной аудитории, в том числе и протестно настроенной. В каждой социальной сети функционируют сотни, а порой и тысячи сообществ, в которых происходит обсуждение наиболее актуальных тем.

Перед исследователями, изучающими природу социальных протестов в информационном обществе, неизбежно возникает вопрос: почему именно социальные сети становятся фактическим организатором социальных протестов? Подавляющее большинство так называемых «цветных революций» нового тысячелетия планировалось в социальных сетях.

Прежде всего, следует отметить такую важную характеристику социальных сетей, как относительную анонимность общающихся в них участников. Так, человек, внешне выглядящий конформистом и не нарушающий порядок в повседневной жизни, в социальной сети может не только сочувствовать протестным настроениям, но и становиться организатором конкретных протестных выступлений.

Социальные сети отличаются и отсутствием территориальных, национальных, социальных, возрастных барьеров, которые в той или иной степени присутствуют в повседневной жизни. В социальных сетях человек получает возможность общения с теми людьми, с которыми он с большой долей вероятности не общался бы и даже не смог познакомиться в реальной жизни. То есть, для объединения людей на основе общности взглядов социальные сети имеют очень большие возможности. При этом, социальные сети позволяют консолидировать весьма значительное количество людей, что облегчает поиск единомышленников.

Необходимо отметить, что в основу функционирования социальных сетей легли принципы, которые заложены и в основе функционирования самой «всемирной паутины». Интернет-коммуникации в современном мире становятся импульсом к формированию нового гражданина с новым мировоззрением и миропониманием, который существенно отличается от гражданина доинформационного общества. Эти новые принципы вступают в очевидное противоречие со старыми и консервативными принципами функционирования социальных и политических институтов, что детерминирует возникновение в социальных сетях определенного «брожения», становящегося благодатной почвой для распространения протестных настроений. Поэтому, даже вне зависимости от политической конкретики, социальные сети являются великолепным фоном для развития протестной активности граждан, позволяя генерировать и высказывать недовольство теми или иными событиями в жизни государства и общества и договариваться о конкретных политических деяниях и всевозможных акциях.

Болбин С.Н., Митягин С.А., Захаров Ю.Н.

Россия, Санкт-Петербург, СПб ГУП «Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр»

ОРГАНИЗАЦИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА

И АНАЛИЗА НАРКОСИТУАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Построение информационно-аналитической системы мониторинга и анализа наркоситуации является актуальной технической и научной задачей. Необходимость работ в данной области продиктована наличием соответствующих нормативно-правовых документов, в частности в конце 2011 года государственным антинаркотическим комитетом опубликованы методика и порядок осуществления мониторинга, а также критерии оценки развития наркоситуации в Российской Федерации и ее субъектах.

http://spoisu.ruРЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ИНФОРМАТИЗАЦИИ. ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО 15

Вместе с тем разработка данной системы является не только технической задачей, поскольку скрытый характер наркомании требует разработки соответствующих подходов к моделированию и прогнозированию наркоситуации для эффективной информационной поддержки мер противодействия и оптимизации работ в данной области.

Разработка информационно-аналитической системы, позволяющей автоматизировать сбор, накопление и хранение информации является необходимой составляющей противодействия наркомании, поскольку без данных разработок практически невозможно осуществлять глубокий анализ социальных процессов, в том числе наркомании.

Классические функции информационно-аналитических систем должны решать три задачи , без которых их создание не имеет смысла и не упрощает работу органов противодействия наркомании и незаконному обороту наркотиков: сбор и хранение истории явления по как можно боле широкому набору параметров; представление информации в удобном для восприятия виде; моделирование, прогнозирование, анализ мер противодействия и их планирование с учетом ресурсов, финансирования и необходимой оперативности.

Традиционным подходом к моделированию процессов, характеризующих развитие территории, является применение вероятностных и дифференциальных моделей, описывающих поведение объекта в целом. Как правило, данные модели имеют макроэкономический характер, даже в задачах моделирование достаточно узких и специфических процессов, таких как преступность или заболеваемость.

Данный подход сильно зависит от качества используемых данных, так как исходными данными часто являются агрегированные данные. Качество и достоверность результата сильно зависит от количества источников информации, участвующих в мониторинге исследуемого явления. С другой стороны увеличение числа источников информации влечет уменьшение персонализации данных и ответственность за исходные данные.

Следствием данного подхода является наличие существенных трудностей при планировании деятельности по улучшению ситуации в изучаемой области за счет увеличения числа источников информации и малого вклада каждого из источников. С другой стороны задача анализа проблемного явления влечет повышенную нагрузку на исследователя. Поскольку перед ним стоит задача иметь представление и отслеживать все сопутствующие процессы в исследуемой области, такие как изменение числа источников информации, перераспределение зон ответственности и прочее. Таким образом, требуется разработка новых подходов и их внедрение в деятельность целевых информационноаналитических систем. Концептуальная схема анализа наркоситуации включает в себя базовые показатели мониторинга наркоситуации; анализ данных по фундаментальным показателям содержит наиболее консервативные методы статистической обработки данных; моделируемые показатели включают специфические показатели и расчеты для конкретно взятого региона; анализ моделируемых показателей сводится к построению модели и изучению ее свойств; синтетические индикативные показатели критериального типа на основе которых осуществляется классификация текущей ситуации.

Визуализация данных информационно-аналитической системы осуществляется в трех режимах:

рабочий стол аналитика, предоставляющий широкие возможности выбора и обработки данных; рабочий стол руководителя, предназначенных для представления актуального среза данных по тематическим направлениям; поддержка функционирования ситуационных центров, в рамках которого принимает особую значимости геоинформационный сегмент системы, оперирующих данными на уровне географических координат.

Создание автоматизированной информационной системы подразумевает организацию информационного обмена, как данными, так и документами, что позволяет унифицировать и упростить взаимодействие между ведомствами и организациями, участниками мониторинга. И в конечном итоге перейти к информационному документообороту. Но широкий функционал определяет строгие критерии выбора организации, ответственной за создание и сопровождение автоматизированной информационной системы, так как ошибка в данном вопросе может привести к развалу всей системы мониторинга.

Бондуровский В.В., Вус М.А., Заболотский В.П.

Россия, Санкт-Петербург, Секретариат Совета Межпарламентской Ассамблеи СНГ, Санкт-Петербургский институт информатики и автоматизации РАН

СОТРУДНИЧЕСТВО СПИИРАН С МПА СНГ В РАЗРАБОТКЕ НОРМАТИВНОЙ ОСНОВЫ

ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА СОДРУЖЕСТВА

НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

1. Образованное в 1992 году на пространствах бывшего СССР Содружество Независимых Государств за годы существования подтвердило свою востребованность и жизнеспособность. Развитие и углубление партнерства в Содружестве отвечает национальным интересам государств-участников и идет в русле общемировых тенденций. Для устойчивого сосуществования и перспективного развития партнерских взаимоотношений в современных динамично меняющихся политических и экономических условиях в СНГ строится и совершенствуется система регулирования межгосударственных отношений.

При образовании СНГ, в целях сохранения традиционной близости отдельных черт и понятийной основы законодательства государств, ранее входивших в состав СССР, было принято решение о создании системы модельного законодательства. Центром разработки модельных законодательных актов выступает Межпарламентская Ассамблея СНГ (МПА СНГ), в комиссиях которой наряду с парламентариями работают эксперты-специалисты из государств – участников. Разработки модельных законодательных актов широко http://spoisu.ru 16 РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА – 2012 используются национальными парламентами в нормотворческой деятельности. На ближайшее пятилетие (2011–2015 гг.) утвержден очередной перспективный план модельного законотворчества.

2. В работе экспертных советов, конференций и семинаров принимают активное участие представители СПИИРАН; что неоднократно находило отражение в пресс-релизах о деятельности МПА СНГ. По договорам с МПА СНГ СПИИРАН выполнял разработку модельных законов «Об информатизации, информации и защите информации» (принят в 2005 г.) и «Об электронных государственных услугах»

(принят в 2010 г.).

В 2010 г. Парламентской ассамблеей ОДКБ были приняты разработанные СПИИРАН в сотрудничестве с ГУО «Институт национальной безопасности Республики Беларусь» Рекомендации по сближению законодательства государств – членов ОДКБ по вопросам государственной тайны. В настоящее время, на основании Постановления Совета МПА СНГ от 09.11.2011 г. СПИИРАН в сотрудничестве с Институтом государства и права РАН и ГУО «Институт национальной безопасности Республики Беларусь» разрабатывает Рекомендации по совершенствованию и гармонизации национального законодательства государств – участников СНГ в сфере обеспечения информационной безопасности. Постоянная комиссия по вопросам обороны и безопасности 17.04.2012 г. согласилась с предложенными разработчиками концептуальными подходами и направила проект Рекомендаций в парламенты государств – участников МПА СНГ для получения экспертных заключений. В целях ознакомления научной общественности проект разрабатываемых Рекомендаций был опубликован в журнале «Информатизация и связь» (№4/2012) и получил заинтересованные отзывы.

3. В настоящее время модельное законодательство МПА СНГ насчитывает более 300 нормативных правовых актов. Объективная необходимость единого понимания предметов и явлений, регулируемых национальным законодательством в государствах СНГ предъявляет повышенные требования к понятийному аппарату модельного законодательства, который призван стать понятийным аппаратом права для всех стран Содружества. Особенно актуально это в информационной сфере, так как массив понятий и дефиниций, обслуживающих сферу информатики, начал формироваться сравнительно недавно.

Экспертный Совет МПА СНГ – РСС, например, рассматривавший вопросы совершенствования и гармонизации национальных законодательств государств – участников СНГ, отметил целесообразность проработки вопроса создания терминологического глоссария в сфере обеспечения информационной безопасности.

Расширение и углубление сотрудничества государств должно сопровождаться расширением и упорядочением связанной с соответствующей сферой терминологии. Физическим и юридическим лицам государств Содружества необходимы сведения, основанные на едином понимании предметов и явлений информационного пространства, регулируемого законодательными положениями. В 2012 г. под эгидой Секретариата МПА СНГ СПИИРАН в сотрудничестве с НИУ ИТМО и при финансовой поддержке Российского Совета по международным делам подготовил и выпустил в свет новый «Словарь-справочник терминов и определений понятий модельного законодательства государств – участников СНГ», содержание которого составляют значения и разъяснения понятий, являющихся определениями из актов модельного законодательства. Тираж издания направлен в парламенты и парламентские комиссии государств – участников МПА СНГ, а его электронная версия размещена в Электронной библиотеке Федеральной системы информационных образовательных ресурсов для широкого доступа.

Боршевников А.Е.

Россия, Владивосток, Дальневосточный федеральный университет

БИОКРИПТОГРАФИЧЕСКИЙ ПРОТОКОЛ ГОЛОСОВАНИЯ С ДВУМЯ ЦЕНТРАЛЬНЫМИ

ИЗБИРАТЕЛЬНЫМИ КОМИССИЯМИ

Политические выборы являются неотъемлемой частью современного демократического общества.

На данный момент в большинстве стран для политических выборов до сих пор используются традиционные методы голосования, и лишь в некоторых странах используется электронное голосование.

1. Правомочность.

3. Анонимность избирателей.

6. Частная проверяемость.

Одним из самых тяжелых требований для современных протоколов является требование невозможности проголосовать за другого избирателя. Для этого в современных электронных протоколах используется предварительная аутентификация пользователей. Отсюда возникает проблема предварительного распределения аутентифицирующей информации. Оптимальным решением является неотделимость такой информации от избирателя. Решением могла бы послужить биометрическая аутентификация, но она не соответствует третьему требованию, то есть анонимности избирателей. Но существует решение и этой проблемы – использование биокриптографии.

http://spoisu.ruРЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ИНФОРМАТИЗАЦИИ. ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО 17

В результате проделанной работы был получен биокриптографический протокол голосования, основанный на использовании защищенного канала связи с использованием двух центральных избирательных комиссий. Отличительной особенностью полученного протокола является использование симметричных криптосистем для передачи данных, что повышает скорость шифрования/расшифрования передаваемых данных. Также проведен анализ полученного протокола на возможные атаки.

Использование биокриптографии для голосования решает как минимум две проблемы: проблему анонимности и проблему невозможности голосовать за другого избирателя. Оставшиеся требования могут быть удовлетворены через создание корректных протоколов, учитывающих факт использования биокриптографии.

Королев О.Ф., Морозов В.П.

Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский институт информатики и автоматизации РАН

ПРОГРАММНЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ МОНИТОРИНГА ОТДЕЛЬНЫХ

НАПРАВЛЕНИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

В ходе программной реализации методик, связанных с мониторингом отраслей, характеризующихся существенной динамикой состава используемых показателей, разработчики неизменно сталкиваются с проблемой постоянной модернизации созданного программного обеспечения (ПО). Эта же проблема возникает и в ходе «эксплуатации» методик, когда появляются новые задачи, связанные с необходимостью получения того или иного результата, не предусмотренного исходной постановкой.

Программный комплекс, реализующий алгоритмическую модель «Оценка развития информационного общества» обеспечивает решение названной проблемы.

Алгоритмическая модель, используемая в программном комплексе, создана на основе Методики оценки развития информационного общества в Санкт-Петербурге, разработанной в Санкт-Петербургском информационно-аналитическом центре (СПб ИАЦ). Особенностью модели является необходимость выполнения в ходе расчетов оценок значений ее показателей с помощью количественных и качественных шкал.

В основу программного комплекса положена методология автоматизации моделирования и поддержки принятия решений на базе алгоритмических сетей, разработанная в Санкт-Петербургском институте информатики и автоматизации РАН (СПИИРАН).

Программный комплекс включает в себя оригинальные разработки, выполненные в СПИИРАН:

систему автоматизации моделирования КОГНИТРОН и вспомогательную программу КОГНИТРОН-Сервис.

Программа КОГНИТРОН-Сервис создана в среде MS Excel и предназначена для решения задач, связанных с оценкой значений входных и расчетных индикаторов в соответствии с имеющимися шкалами, формирования массива для аналитической обработки результатов мониторинга социально-экономического развития Санкт-Петербурга, а также настройки созданного модельного обеспечения. Программа КОГНИТРОН-Сервис, обеспечивает обмен информацией между хранилищем данных СПб ИАЦ и системой КОГНИТРОН, а также возможность создания и редактирования значений шкал индикаторов, используемых в ходе решения поставленных задач.

Система КОГНИТРОН модифицирована с учетом специфики проекта (прежде всего наличия шкал, оценивающих значения показателей модели) и используется для постановки и решения задач, возникающих в ходе обработки результатов мониторинга и настройки модельного обеспечения.

Внедрение программного комплекса, реализующего алгоритмическую модель «Оценка развития информационного общества» в практику мониторинга процессов социально-экономического развития

Санкт-Петербурга позволяет:

сэкономить деньги и время необходимые на освоение программного обеспечения и уменьшить затраты на её эксплуатацию;

сократить время и затраты ресурсов на разработку и «отладку» модели;

сократить время принятия решений, повысить адекватность решений реальным условиям поставленных задач за счет обеспечения возможности непосредственной работы экспертов с системой моделирования, минуя этап взаимодействия с программистами;

сократить время необходимое на достижения требуемых результатов за счет наличия и возможности совместного использования методов, поддерживающих режимы аналитического и имитационного моделирования;

повысить обоснованность и качество принимаемых решений при общем сокращении затрачиваемого времени и трудоемкости, как за счет привлечения математического аппарата, так и за счет более полного использования профессиональных знаний ЛПР.

Важнейшими преимуществами, предоставляемыми системой КОГНИТРОН можно считать:

доступность и понятность для экономистов представления их методик в виде алгоритмических сетей;

возможность создания и модификации программной реализации моделей-методик непосредственно экономистами, не владеющими языками программирования;

отсутствие необходимости повторного ввода математических выражений, описывающих задачи, возникающие в рамках эксплуатации уже введенной алгоритмической модели-методики, в том числе задачи, основанные на методе обращения.

http://spoisu.ru 18 РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА – 2012 Кучерявый М.М.

Россия, Санкт-Петербург, Управление ФСТЭК России по Северо-Западному федеральному округу

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Современное общество вступило в постиндустриальный период своего развития, который по сути своей назван информационным.

В странах с инновационным развитием экономики перевод нематериальных ресурсов (так называемых «нересурсов») в материальные ресурсы стал основным способом создания богатства.

Осознание этой закономерности позволило в 1976 году американскому исследователю Т. Рона в отчете, подготовленным им для корпорации «Боинг», впервые сформулировать вывод о том, что «информационная инфраструктура становится ключевым компонентом американской экономики. В то же самое время, информационная инфраструктура экономики становится уязвимой целью, как в военное, так и в мирное время».

Информация стала стратегическим национальным ресурсом, «мишенью» и эффективным оружием развитых стран мира в геополитической конкуренции.

В информационном обществе парадоксальный смысл обретает проблема надежности бытия. Чем выше уровень развития такого общества, тем большей опасности оно подвержено.

Созданные в целях прогресса технические средства и информационные технологии, не только привели к информатизации общества, но и породили современные информационные опасности.

Стремление преодолеть информационные опасности, порождает необходимость дальнейшего развития технических средств и технологий защиты и далее, по принципу обратной связи, приводит к возникновению новых информационных опасностей на более высоком уровне их развития.

Информационное общество создает все более совершенные технические механизмы и средства массового идеологического воздействия. Однако собственное развитие делает такое общество все более уязвимым. В этой связи следует обратить внимание на эволюцию терроризма.

«Информационный терроризм» стал неотъемлемым атрибутом глобального информационного общества. «Арабская весна», по словам Президента Российской Федерации В.В. Путина, ярко продемонстрировала, что Интернет и социальные сети превратились в эффективный инструмент политики, требующий осмысления для того, чтобы уменьшить риск использования (информационных средств, систем и технологий) террористами и преступниками». [Путин В.В. «Россия и меняющийся мир», 28 февраля 2012].

Цели кибертерроризма реализуются с использованием информационных средств и информационных технологий, применение которых непосредственно влечет или потенциально может повлечь собой угрозу жизни или здоровья людей, значительный по масштабу и уровню ущерб материальным объектам, а также другие последствия, которые создадут в обществе атмосферу страха и напряженности.

Потенциал «киберпреступности» в мире высок.

Россия вошла в десятку стран с наиболее высокой вредоносностью в Интернете. Только за последние три года количество зарегистрированных преступлений в сфере компьютерных технологий возросло в России более чем в 150 раз.

Тенденция показывает нарастание угроз, которое усугубляется недостаточной защищенностью объектов критической инфраструктуры.

а) «более половины российских объектов критической инфраструктуры не обеспечивают должных мер информационной безопасности»;

б) «недостаточен уровень осведомленности и контроля в области информационной безопасности»;

в) по мнению экспертов, исполнительное руководство трети объектов критической инфраструктуры не осознает важности угроз информационной безопасности в достаточной мере.

Высокие темпы развития национальной сетевой среды, компьютеризация ключевых секторов национального хозяйственного комплекса и экономики страны ставят обеспечение информационной безопасности поддерживающих их объектов на уровень первостепенных государственных задач.

Катастрофические последствия могут быть вызваны не только прямым физическим воздействием на критически важные объекты, но и организацией удаленного деструктивного информационного воздействия на автоматизированные системы управления производственными и технологическими процессами критически важных объектов, например, топливно-энергетического комплекса.

Вопросы информационной безопасности объектов критически важных для государства инфраструктур становятся сегодня все более актуальными.

Усиление угрозы кибертерроризма, рост числа противоправных деяний с использованием информационных и коммуникационных технологий (кибератак) определило необходимость системного решения проблемы обеспечения антитеррористической защищенности критически важных объектов топливно-энергетического комплекса в киберсфере.

Поэтапно создаваемая «Национальная система антитеррористической защищенности критически важных объектов топливно-энергетического комплекса в киберсфере» должна содержать ряд важнейших взаимосвязанных элементов, реализуемых в строго очерченном нормативно-правовом поле и при обязательном государственном регулировании.

Однако изучение существующих сегодня нормативно-правовых и организационно-распорядительных документов свидетельствует об отсутствии в них системности в определении основополагающих понятий,

http://spoisu.ruРЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ИНФОРМАТИЗАЦИИ. ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО 19

Очевидно, что решая проблему обеспечения антитеррористической защищенности критически важных объектов топливно-энергетического комплекса в информационной сфере, необходимо использовать опыт ФСТЭК России по обеспечению безопасности ключевых систем информационной инфраструктуры.

Методическими документами ФСТЭК определен полный перечень действий, соблюдение которых позволит обеспечить защиту КСИИ. По сути, это апробированный комплекс структурированных рекомендаций и методик, основанных на результатах анализа угроз и характера критичности систем.

Документы ФСТЭК регламентируют технические требования не только к средствам защиты информации, но и к организации процессов управления информационной безопасностью КСИИ. Реализация подобного комплекса технических мер и организационных мероприятий на критически важных объектах топливноэнергетического комплекса страны позволит обеспечить их антитеррористическую защищенность в киберсфере.

Пpинимая во внимание тpанснациональный хаpактеp сетевой среды и энергетической инфpастpуктуpы, который эта среда поддерживает, большую pоль в создании эффективной системы противодействия кибеpтеppоpистической угрозе призвана сыграть консолидация сил на международном уровне, в том числе в рамках региональных организаций.

Левкин И.М.


Похожие работы:

«Анализ работы школы по ИНФОРМАТИЗАЦИИ за 2013-2014 уч.год В 2013-2014 году работа МБОУ СОШ № 22 с углубленным изучением французского языка продолжалось развитие информационной среды.В ходе работы решались следующие задачи: расширение собственной интернет-структуры для отображения деятельности образовательного учреждения;привлечение большего числа учителей и школьников для участия в различных всероссийских дистанционных конкурсах и олимпиадах, сетевых проектах, интернетолимпиадах, вебинарах,...» Министерство информатизации и связи Республики Татарстан Казанское отделение Международной академии связи ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ГЛОБАЛЬНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА Сборник трудов VII международной научно-практической конференции г. Казань, 10 – 11 сентября 2009 г. Казань, 200 УДК 654.0 ББК 32.2 Л 9 Инфокоммуникационные...»

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА СВЯЗИ И ИНФОРМАТИКИ Посвящается 120-летию со дня изобретения радио Поповым А.С. ТРУДЫ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФИЛИАЛА МОСКОВСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА СВЯЗИ И ИНФОРМАТИКИ ЧАСТЬ II Подготовлены по результатам международной молодежной научно-практической конференции СКФ МТУСИ «ИНФОКОМ-2015» 20 – 25 апреля 2015 года Ростов-на-Дону...»

«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ BELARUSIAN STATE UNIVERSITY БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ МАКСИМА ТАНКА BELARUSIAN STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY NAMED AFTER MAXIM TANK ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ И ИНФОРМАТИКЕ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Материалы международной научной конференции, посвященной 85-летию Белорусского государственного университета Минск, 25-28 октября 2006 г. INFORMATIZATION OF TEACHING MATHEMATICS AND INFORMATICS: PEDAGOGICAL ASPECTS...»

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ THE MINISTRY OF EDUCATION AND SCIENCE OF THE RUSSIAN FEDERATION ФГУ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ» (ФГУ ГНИИ ИТТ «ИНФОРМИКА») STATE INSTITUTE OF INFORMATION TECHNOLOGIES AND TELECOMMUNICATIONS (SIIT&T INFORMIKA) ГОУ ВПО «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ЭЛЕКТРОНИКИ И МАТЕМАТИКИ» (ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ) MOSCOW STATE INSTITUTE OF ELECTRONICS AND MATHEMATICS (TECHNICAL...»

«Санкт-Петербургский филиал ФГОБУВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» «Проблемы инновационного развития Российской Федерации» Материалы III ежегодной международной научно-практической конференции 4 6 декабря 2013 г. Санкт-Петербург ББК 60 А Экспертный совет: декан финансово-экономического факультета, к.с.н. Е.О.Соловьёва, заведующий кафедрой «Математика и статистика» д.т.н.,проф. М.Ю. Волокобинский; заместитель директора по научной и методической работе, заведующий...»

«49-я научная конференция аспирантов, магистрантов и студентов БГУИР, 2013 г. 49-я научная конференция аспирантов, магистрантов и студентов учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники» ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ, ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 6–10 мая 2013 года 49-я научная конференция аспирантов, магистрантов и студентов БГУИР, 2013 г. ИНТЕРНЕТ, КАК МАРКЕТИНГОВАЯ ПЛОЩАДКА ДЛЯ ПРОДВИЖЕНИЯ И УВЕЛИЧЕНИЯ ОБЪЕМА ПРОДАЖ Белорусский государственный университет...»

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Южно-Российский региональный центр информатизации XX Научная конференция «Современные информационные технологии: тенденции и перспективы развития» 24-26 апреля 2013 г. Материалы XX конференции Ростов-на-Дону, 20 УДК 004.588 В сборнике представлены доклады участников научной конференции «Современные информационные технологии: тенденции и перспективы развития», Южный федеральный университет, г.Ростов-на-Дону,...»

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГРУППА КОМПАНИЙ «NT-MDT» (ПРИБОРОСТРОЕНИЕ ДЛЯ НАНОТЕХНОЛОГИЙ) ОРЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ МАЛАЯ АКАДЕМИЯ НАУК «ИСКАТЕЛЬ» ПРИ ДОМЕ ТВОРЧЕСТВА ЗАВОДСКОГО РАЙОНА г. ОРЛА Материалы 3-ей Всероссийской молодежной научно-практической...»

«Министерство образования Республики Беларусь Учреждение образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники» Военный факультет ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА БАЗЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Материалы VIII Международной специализированной научной конференции (Минск, 22 апреля 2015 года) Минск БГУИР 2015 УДК 355.232.6-027.236:004 ББК 74.04:004 Редакционная коллегия: Д.В. Ковылов, С.И. Паскробка, С.Н. Ермак, Г.Ю. Дюжов, М.М. Жусупов...»

«Министерство образования Республики Беларусь Учреждение образования БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ Отдел студенческой науки и магистратуры 51-я научная конференция аспирантов, магистрантов и студентов учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники» ПО НАПРАВЛЕНИЮ КОМПЬЮТЕРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА ЭЛЕКТРОННЫХ СИСТЕМ (г. Минск, 13–17 апреля 2015 года) СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ Минск БГУИР 2015...»

«Министерство образования Республики Беларусь Учреждение образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники» ФИЛОСОФИЯ МАТЕРИАЛЫ 51-Й НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ АСПИРАНТОВ, МАГИСТРАНТОВ И СТУДЕНТОВ (Минск, 13-17 апреля 2015 года) Минск БГУИР 51-я научная конференция аспирантов, магистрантов и студентов БГУИР, 2015 г. Философия: материалы 51-й научной конференции аспирантов, магистрантов и студентов (Минск, 13-17 апреля 2015 г.) / Отв. за вып. Д.В. Ермолович. – Минск:...»

«Итоги 2014 года. Задачи на 2015 год. Итоги нормотворческой работы в отрасли информатизации и связи Республики Татарстан в 2014 году В 2014 году Министерство информатизации и связи Республики Татарстан продолжило работу по реализации положений Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, Федерального закона от 27.07.2010 №210ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», постановления коллегии Министерства информатизации и связи Республики...»

«ВЕСТНИК МЕЖДУНАРОДНЫХ НАУЧНЫХ КОНФЕРЕНЦИЙ 5(9) / 2015 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ: СВЕЖИЙ ВЗГЛЯД И НОВЫЕ ПОДХОДЫ Материалы III Международной научно-практической конференции 10 мая 2015 г. Сборник входит в РИНЦ Москва, Россия ВЕСТНИК МЕЖДУНАРОДНЫХ НАУЧНЫХ КОНФЕРЕНЦИЙ ПРИВОЛЖСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ: СВЕЖИЙ ВЗГЛЯД И НОВЫЕ ПОДХОДЫ Материалы III Международной научно-практической конференции 10 мая 2015 г. Часть 1 Москва 2015 УДК 001 ББК...»

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Южно-Российский региональный центр информатизации XIX Научная конференция «Современные информационные технологии: тенденции и перспективы развития» 16-19 мая 2012 г. Материалы конференции Ростов-на-Дону, 2012 УДК 004.588 В сборнике представлены доклады участников XIX научной конференции «Современные информационные технологии: тенденции и перспективы развития», Южный федеральный университет, г.Ростов-на-Дону,...»

« научных статей по итогам международной научно-практической конференции 28-29 марта 2014 года НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ И МОДЕРНИЗАЦИИ В ЭКОНОМИКЕ, УПРАВЛЕНИИ ПРОЕКТАМИ, ПЕДАГОГИКЕ, ПРАВЕ, КУЛЬТУРОЛОГИИ, ЯЗЫКОЗНАНИИ, ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИИ, БИОЛОГИИ, ЗООЛОГИИ, ХИМИИ, ПОЛИТОЛОГИИ, ПСИХОЛОГИИ, МЕДИЦИНЕ, ФИЛОЛОГИИ,...»

«Министерство образования Республики Беларусь Учреждение образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники»МОДЕЛИРОВАНИЕ, КОМПЬЮТЕРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ Сборник материалов 49-ой научной конференции аспирантов, магистрантов и студентов учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники» (Минск, 6-10 мая 2013 года) Минск БГУИР, 2013 УДК 621.391:004 ББК 32.84 М74...»

« информатики» Федеральный исследовательский центр «Информатика и управление» Российской академии наук Труды Второй молодежной научной конференции «Задачи современной информатики» Москва Печатается по решению Ученого совета Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» Российской академии наук Рецензент: доктор...»

«Министерство образования и науки РФ Министерство информатизации и связи РТ Академия Наук Республики Татарстан ФГБОУ ВПО «КАЗАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.Н. ТУПОЛЕВА-КАИ» Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики Уфимский государственный авиационный технический университет ОАО «ТАИФ» ОАО «ТАТТЕЛЕКОМ» Международная Академия связи Посвящается 90-летию со дня рождения В. И. Поповкина создателя научной школы теории синтеза антенн,...»