Функцией аис финансы не являются. Аис "финансы"

АИС в системе Министерства финансов России – АИС «Финансы»

Важной составляющей информационного ресурса в сфере экономики является финансовая информация, значительный объём которой относится к системе Министерства финансов России. БД системы Министерства финансов РФ хранит большие объёмы финансовой информации, значение которой трудно переоценить. Она востребована на всœех уровнях управления народным хозяйством, во всœех его отраслях.

Эффективная работа финансовых органов предусматривает взаимодействие и обмен информацией с внешними организациями, что ведет к резкому росту объёмов информационных потоков и крайне важно сти создания общегосударственной системы учета и контроля бюджетных финансовых потоков, связанной с БД Министерства финансов, Пенсионного фонда, Центрального банка, МВД и других органов.

Автоматизированная ИС Министерства финансов - АИС ʼʼФинансыʼʼ - предназначена для автоматизированного сбора, учета͵ передачи, обработки и анализа финансовой информации, а также для взаимодействия с государственными органами и другими внешними организациями и системами. Эта система представляет собой территориально-распределœенную АИС, которая обслуживает информационные потребности сотрудников центрального аппарата Министерства финансов, Главного управления Федерального казначейства, территориальных структурных подразделœений на региональном и районном уровнях - финансовых органов, отделœений Федерального казначейства, контрольно-ревизионных управлений и органов страхового надзора, а также имеет информационные связи с прямыми получателями бюджетных средств. АИС ʼʼФинансыʼʼ, являясь частью единой общегосударственной информационно-телœекоммуникационной системы, взаимодействует с другими ИС органов государственной власти и управления.

АИС ʼʼФинансыʼʼ позволяет качественно, на базе формирования оптимальных макроэкономических пропорций осуществлять государственное финансовое планирование и обеспечивает автоматизацию следующих функций :

‣‣‣ планирование, составление и исполнение бюджета͵ прогнозирование его показателœей;

‣‣‣ оптимизация и управление бюджетными потоками по территориям, учет и контроль перечисления и целœевого использования бюджетных средств на всœех уровнях;

‣‣‣ сбор, хранение, контроль и обработка информации о доходной и расходной частях бюджета;

‣‣‣ подготовка и выдача справочной, статистической и аналитической информации по вопросам планирования и исполнения федерального бюджета по утвержденному регламенту и по произвольным запросам;

‣‣‣ сбор информации и формирование отчетов о доведении бюджетных средств до их распорядителœей и отчетов о состоянии финансов, находящихся в ведении бюджетных единиц и распорядителœей средств;

‣‣‣ делопроизводство, финансово-хозяйственная деятельность министерств, управлений и отделœений Федерального казначейства;

‣‣‣ создание стратегии маневрирования государственными финансовыми ресурсами и управления доходами и расходами бюджета;

‣‣‣ формирование, ведение и использование центральных и региональных БД, содержащих информацию, необходимую для обеспечения управления финансами страны, бюджетным процессом, аналитической деятельностью и другими финансовыми процессами;

‣‣‣ информационное взаимодействие со всœеми БД АИС в интерактивном режиме.

Сконцентрированная в БД АИС ʼʼФинансыʼʼ информация о всœех государственных активах и пассивах позволяет более эффективно использовать общегосударственные финансы и оптимизировать бюджетные потоки на базе четко определяемых объёмов реальных потребностей.

Структуру АИС ʼʼФинансыʼʼ образуют обеспечивающие и функциональные подсистемы.

Информационное обеспечение поддерживает взаимодействие всœех частей АИС на базе единой информационной базы и унифицированных электронных форм входных и выходных финансовых документов. Стандартизированные структуры данных обеспечивают однозначность и сопоставимость информации в режимах обмена данными по телœекоммуникационным каналам связи и на магнитных носителях.

Важное место в обеспечивающей структуре АИС ʼʼФинансыʼʼ занимает техническое обеспечение . Поскольку АИС ʼʼФинансыʼʼ распределœена по трем уровням управления - местному, региональному и федеральному, то в состав технического обеспечения входят ЭВМ (микро-, мини-, супер-ЭВМ), ЛВС, электронные и др.каналы связи, а также утвержденные протоколы обмена данными.

Структуру программного обеспечения образуют ОС (Windows, UNIX и Novell Net Ware для локальных сетей) и комплекс прикладных программ, реализующих задачи финансовых органов Министерства финансов. В качестве программных инструментов используются различные СУБД - FoxPro, Clipper, MS SQL Server, Access, Informix, Oracle, Pick и др.

Прикладные программные продукты функционируют по технологии ʼʼфайл - серверʼʼ, предполагающей использование локальной сети с одной или несколькими центральными ЭВМ-серверами, на которых хранится БД в виде обычных файлов ОС. На каждой рабочей станции устанавливаются СУБД и конкретные приложения, непосредственно воздействующие на БД, расположенную на сервере. С рабочей станции посылается запрос и к ней возвращается вся копия БД. По этой причине к недостаткам архитектуры ʼʼфайл-серверʼʼ относят повышенную нагрузку на сеть и снижение ее производительности. В этом случае в системе целœесообразно использовать технологию ʼʼклиент - серверʼʼ. По данной технологии на сервере размещается БД совместно со специальной мощной СУБД, которая обрабатывает данные в своем внутреннем представлении, а не в формате ОС. СУБД имеет собственные средства защиты от несанкционированного доступа и хранения информации. Прикладное ПО, устанавливаемое на рабочей станции - клиенте, воздействует на БД только через специальные команды, подаваемые на сервер.
Размещено на реф.рф
В основном это операторы языка SQL (Structured Query Language -структурированный язык запросов). Вместе с тем, используются прикладные программы, которые отрабатываются непосредственно на сервере при воздействии на БД со стороны клиентской станции. При подобной организации информация защищена более надежно и обрабатывается быстрее при практически полном отсутствии ограничений объёма БД.

Функциональными подсистемами АИС ʼʼФинансыʼʼ автоматизируются такие виды технологических операций как:

‣‣‣ планирование, прогнозирование и экстраполяция финансовых показателœей бюджета;

‣‣‣ информационно-справочные операции;

‣‣‣ информационно-аналитические операции;

‣‣‣ корпоративное делопроизводство и документооборот;

‣‣‣ бухгалтерский учет финансов;

‣‣‣ формирование сводных и других видов отчетов в различных разрезах и в соответствии с разной классификацией (бюджетной, ведомственной, экономической и др.).

К основным функциональным подсистемам АИС ʼʼФинансыʼʼ относятся следующие подсистемы:

1. Подсистема ʼʼБюджетный процессʼʼ обеспечивает автоматизацию информационно-аналитических и технологических процессов на всœех стадиях планирования, составления и исполнения государственного бюджета͵ а именно:

‣‣‣ планирование и прогнозирование бюджета:

ü выработка финансовых планов, их согласование с общей финансовой программой государства на предстоящий год;

ü определœение общего объёма финансовых ресурсов и их распределœение по отдельным министерствам, ведомствам и отраслям хозяйства, административно-территориальным единицам;

ü определœение общих финансовых связей, необходимых соотношений между централизованными и децентрализованными финансовыми планами;

‣‣‣ составление бюджета;

‣‣‣ рассмотрение и утверждение бюджета;

‣‣‣ исполнение бюджета͵ осуществление государственного финансового контроля за ходом выполнения бюджета;

‣‣‣ составление и утверждение отчета об исполнении.

2. Подсистема ʼʼДоходная часть бюджетаʼʼ поддерживает детальный учет доходов по категориям бюджетной классификации, что позволяет ежедневно получать информацию о поступивших доходах и своевременно регулировать денежные потоки, обеспечивая финансирование предусмотренных в бюджете расходов в максимально возможном объёме. Основная часть автоматизации этого процесса приходится на подсистемы АИС в территориальных органах Федерального казначейства, где ведется ежедневный учет поступивших на основные счета управлений и отделœений Федерального казначейства сумм налогов и других платежей от налогоплательщиков.

3. Подсистема ʼʼРасходная часть бюджетаʼʼ обеспечивает планирование, учет и анализ расходов бюджета в соответствии с бюджетной классификацией РФ. Существующая казначейская система исполнения бюджета предполагает, что в ИС должны регистрироваться всœе этапы расходования средств их получателями - главными распорядителями и иными бюджетными единицами. Средствами этой подсистемы формируется и поддерживается БД о всœех бюджетных и внебюджетных операциях.

4. Подсистема ʼʼГосударственное кредитованиеʼʼ позволяет осуществлять контроль за всœеми этапами выпуска, размещения и погашения государственных ценных бумаг и долговых обязательств. В подсистеме проводится обработка данных по планированию и погашению государственного долга, совершенствованию валютно-финансовых и кредитных отношений с иностранными государствами.

5. Подсистема ʼʼФинансовый контроль бюджетаʼʼ представляет собой информационно-аналитическую экспертную систему оценки финансовых результатов реализации того или иного решения.

6. Подсистема ʼʼФинансирование отраслей народного хозяйстваʼʼ служит для планирования и учета выделœения средств по отраслям народного хозяйства - образованию, культуре, науке, здравоохранению, социальному обеспечению, оборонному комплексу, государственному аппарату и др.

В АИС ʼʼФинансыʼʼ реализуются следующие технологические процессы и процедуры :

‣‣‣ Защита данных от несанкционированного доступа и разграничение доступа конкретных пользователœей к какой-либо информации и режимам работы;

‣‣‣ Надежность и безопасность хранения информации путем автоматического копирования частей БД на внешние носители информации, создания и загрузки резервных копий;

‣‣‣ Архивация данных, утративших актуальность, на магнитные или лазерные диски, стриммерные магнитные ленты;

‣‣‣ Система построения аналитических диаграмм позволяет в удобной форме, в виде прямоугольных гистограмм, круговых и др.
Размещено на реф.рф
диаграмм, представлять сводную информацию и результаты запросов;

‣‣‣ Справочная система помощи реализует две функции: технологическую помощь - освоение собственно программы АИС и режимов ее работы, а также методическую помощь - поиск и получение официальных документов по финансам.

Министерство финансов имеет собственный веб-сервер - http://www.minfin.ru. Доступ финорганов к находящимся на сервере прикладным программам открывается по заявкам территориальных органов, направляемым в Информационно-технический департамент Министерства финансов.

АИС в системе Министерства финансов России – АИС «Финансы» - понятие и виды. Классификация и особенности категории "АИС в системе Министерства финансов России – АИС «Финансы»" 2017, 2018.

Управление бюджетом осуществляется в масштабах распределенной инфраструктуры - бюджетной сети. Поэтому, помимо автоматизации деятельности отдельных финансовых органов и казначейских структур, стоит задача интеграции всех субъектов БП на некотором уровне бюджетной сферы и создания единого информационного пространства региона, города, района. Все участки БП должны быть автоматизированы программными системами, соответствующими перечню выполняемых функций и обеспечивающими электронный обмен данными в соответствии с порядком взаимодействия участников между собой. Поэтому разрабатываемая АИС должна быть выполнена на одной технологической базе, иметь каналы обмена данными и представлять интегрированный программный комплекс, на базе которого может быть создана единая многоуровневая распределительная система управления финансами.

Только совместное, согласованное функционирование АИТ бюджетных органов, межбанковской расчетно-платежной системы и AT финансово-казначейских органов позволит повысить оперативность и контроль за исполнением бюджета, вести в режиме реального времени учет по существующей схеме сбора доходов, формировать бюджеты различных уровней и целенаправленно доводить средства ФБ до бюджетополучателей.

Все современные программные продукты, предназначенные для комплексной автоматизации, создаются с использованием модульного подхода (принципа). Этот подход можно грубо сравнить с детским конструктором. То есть каждый отдельный модуль разрабатывается для решения конкретной узкой задачи, при этом обязательно предусматривается возможность обмена данными между модулями (их стыковка). Комбинируя наборы исходных модулей, можно создать программный продукт для решения комплекса задач определенного работника, структурного подразделения, предприятия в целом, отрасли и т. п.

Модули АИС (основа структуры) - это программный продукт, решающий конкретную задачу пользователя. Реализация конкретных модулей производится на АРМ специалистов, отвечающих за выполнение возложенных на них функций. Модули можно подразделить на:

  • - основные, имеющие собственный пользовательский интерфейс и способные функционировать отдельно (модуль формирования проекта бюджета, росписи и уточнения плана бюджета, составления регламентированных отчетов, формирования кассового плана и т. д.);
  • - вспомогательные, расширяющие возможности основного модуля и работающие под управлением его интерфейса (модуль формирования печатных форм документов и отчетов; модуль конвертации данных и т. п.).

Технологический процесс состоит в объединении модулей по технологии решаемых задач. На этом уровне, согласно задачам организации, формируются АРМ специалистов в соответствии с реализуемыми ими функциями и имеющимися у специалиста полномочиями. Благодаря стыковке модулей и использованию единого интерфейса системы возможна гибкая настройка АРМ сотрудника бюджетной сферы и его своевременная модификация и адаптация к реальным потребностям.

Примерами являются АРМ администратора системы, АРМ казначея, АРМ налогового работника и т. д.

Функциональная подсистема - это совокупность АРМ, связанных между собой маршрутными потоками передачи информации и предназначенная для решения определенной функциональной задачи бюджетного органа (например, формирование доходной части бюджета, контроль за расходованием бюджетных средств и т. п.). Функциональные подсистемы работают на уровне отделов (подразделений). Приложения этого уровня позволяют работать со сводными результатами и отчетами по определенной функциональной задаче.

Единая многоуровневая распределенная система управления финансами - это верхний уровень управления органа государственной власти бюджетного процесса. Она представляет собой совокупность функциональных подсистем, связанных в единое целое. Приложения на этом уровне реализуют хранение отчетных данных в базе данных, формируют стандартные формы выходных отчетов, позволяют проводить анализ и статистические исследования, организуют создание массивов данных для передачи в вышестоящие органы и т. п.

Приведенные структурные элементы должны иметь практическую реализацию на каждом уровне структуры органов государственной власти БП (федеральном, территориальном, региональном, местном).

При практической реализации программных продуктов для каждого субъекта бюджетного процесса не следует забывать об их возможной архитектурной организации - с открытой или закрытой (функционального типа) архитектурой.

В программы первой группы алгоритмы реализации учетных процедур, состав и формы выходных документов жестко "зашиты" в алгоритм программы. Однако за счет настройки внешних параметров достигается гибкость этого вида продуктов. При выборе таких программ возникает необходимость в их дальнейшем сопровождении фирмой-разработчиком.

Программные продукты второй группы имеют открытый алгоритм и средства его настройки. Конечный пользователь сам может настраивать реализацию учетных процедур, менять и разрабатывать состав и формы входных документов и отчетов. Продукты этой группы более универсальны и лучше адаптируются к резким изменениям, но их использование требует высокой квалификации обслуживающего персонала и учета совместимости с программными продуктами других уровней бюджетной сферы.

Предпосылками создания автоматизированной информационной системы (АИС) «Финансы» являются:

развитие научно-технического прогресса в сфере информатизации общества, сопровождающееся увеличением масштабов рыночных связей, ростом объемов, ценности и взаимосвязанности финансовой информации на всех уровнях финансовой системы;

необходимость получения достоверной, оперативной и аналитической финансовой информации;

тенденция снижения стоимости и затрат на создание АИС;

выход информационных технологий российской финансовой системы на мировой уровень;

широкое применение электронного документооборота в Минфине РФ (от районного уровня до федерального);

интенсивный обмен данными Минфином России, Федеральной налоговой службой РФ со смежными системами: Банком России, Федеральной таможенной службой РФ, статистическими органами, министерствами и ведомствами, получателями бюджетных средств с применением средств связи, а значит, и средств компьютерной техники;

необходимость обеспечения информационной безопасности всех участников финансовых расчетов;

наличие стандартизации, типовых подходов и взаимодействие бюджетов разных уровней;

необходимость государственного финансового планирования как на федеральном, так и на региональном уровне;

освобождение работников финансовой сферы от многочисленных рутинных работ.

АИС «Финансы» реализует автоматизированный сбор, регистрацию, обработку, систематизацию и анализ финансовой информации, обмен ею по каналам связи с государственными органами и другими смежными организациями и системами. Это сложная и динамичная территориально-распределенная АИС, удовлетворяющая информационные потребности сотрудников работников сферы финансов всех уровней.

Сферы и звенья системы финансов России представлены на рис. 9.1.

Рис. 9.1. Сферы и звенья системы финансов России

Основные функции АИС «Финансы» следующие :

планирование, составление и исполнение бюджета, прогнозирование его показателей;

оптимизация и управление бюджетными потоками по территориям, учет и контроль за процессом перечисления и целевым использованием бюджетных средств на всех уровнях;

сбор, хранение, контроль и обработка информации о доходной и расходной частях бюджета;

подготовка и выдача справочной, статистической и аналитической информации по вопросам планирования и исполнения бюджета по утвержденному регламенту и по произвольным запросам;

сбор информации и формирование отчетов о доведении бюджетных средств до их распорядителей и отчетов о состоянии финансов, находящихся в распоряжении бюджетных единиц и распорядителей средств;

комплексная автоматизация делопроизводства кадров, финансово-хозяйственной деятельности финансовых органов;

формирование, ведение и использование региональных баз данных, содержащих информацию, необходимую для обеспечения управления финансами, бюджетным процессом, аналитической деятельностью и другими финансовыми процессами в масштабе всей страны;

информационное взаимодействие со всеми базами данных АИС в интерактивном режиме, обмен информационными сообщениями в ведомстве в режиме электронной почты.

В систему входят различные аппаратные средства, используемые на трех уровнях: уровень Минфина, региональный, районный. В основном это локально-вычислительные сети (ЛВС), электронные каналы связи. В ЛВС применяется IBM - совместимые компьютеры. В Минфине РФ основное программное обеспечение - это ОС Windows NT, ^МЄІІ Netware для ЛВС. В качестве СУБД используется FoxPro, MS SQL. Основные программы функционируют по технологии «файл-сервер», т.е.

Имеются ЛВС с одним или несколькими центральными серверами. В сервере хранятся БД в виде обычных файлов ОС. На каждом АРМ используются прикладные программные средства.

Такая технология имеет ограничения, поскольку не позволяет обрабатывать объемную информацию. Требуется техническое перевооружение - мощные скоростные средства, использование специальных командных языков запросов.

В последнее время широко распространена технология «клиент-сервер» с использованием сетевых компьютеров, ориентированных именно на работу с вычислительной сетью. Обработка данных идет на мощном сервере, который имеет связь с Интернетом.

В последнее время все шире внедряются сетевые технологии обработки данных. Принципиально они также относятся к «клиент-серверным», но в качестве рабочего места здесь используется сетевой компьютер - компьютер, ориентированный специально на работу с вычислительной сетью («тонкий клиент» - клиентская станция с минимально необходимой конфигурацией оборудования). Обработка данных проводится только на мощном сервере, включенном в глобальную (территориально сильно распределенную) сеть, например Интернет.

АИС «Финансы» федерального уровня включает в основном такие функциональные подсистемы:

«Бюджетный процесс»;

«Доходная часть бюджета»;

«Расходная часть бюджета»;

«Государственное кредитование»;

«Финансовый контроль бюджета»;

«Финансирование отраслей народного хозяйства».

В территориальных финансовых органах решается комплекс технологических задач, реализованных в виде АРМ работника по бюджету региона и АРМ бухгалтерского учета исполнения бюджета.

Пакеты АРМ бюджетного работника состоят из следующих основных модулей :

«Прогноз» - используется для решения вопросов прогнозирования с возможностью выбора сценария условий. Программа позволяет хранить и анализировать результаты разных вариантов прогнозирования и использовать их для получения выходных документов;

«Составление и свод бюджетов» - предназначен для автоматизации процессов по составлению и своду доходной и расходной частей бюджета, распределению доходов и расходов по кварталам, учету уведомлений об изменении и формировании уточненного бюджета;

«Сеть, штаты и контингенты»» - автоматизирует процессы планирования и очередности бюджетов разных уровней в соответствии с принятой в России бюджетной классификацией;

«Исполнение бюджетов» - основная и наиболее емкая часть АРМ. Он настраивается на ведение учета исполнения бюджета для paзличных этапов: составления плана счетов, объединения бюджетных счетов в группы, учета доходов в разрезе плательщиков, документов или других объектов, обмена информацией с банками на уровне файлов и т.д.;

«Учет и контроль бюджетных средств, выданных в кредит» - автоматизирует процессы учета кредитных средств, ведение карточек лицевых счетов и договоров, расчета процентов и пеней, учета платежей и состояния расчетов с бюджетом по кредитам и т.п.;

«Учет векселей» - используется для учета векселей и составления реестров;

«Социальные компенсационные выплатыы» - автоматизирует процессы планирования, расчета, бухгалтерского учета и отчетности по компенсационным выплатам из бюджета. Он обеспечивает составление годового плана на предоставление пособий и контроль наличия остатков средств на расчетных счетах финансового органа;

«Отчет об исполнении бюджетов» - используется для составления и свода доходной и расходной частей бюджета, подго- тов и отчета о недостачах и хищениях, справок об основных средствах и материалах и сведений о состоянии кредиторской задолженности.

Еще по теме 9.1. Автоматизированная информационная система «Финансы»:

  1. Информационные технологии финансовой системы Автоматизированная информационная система «Финансы»

Показатели рентабельности – набор коэффициентов, показывающих, насколько прибыльна деятельность компании и насколько эффективно использование различных типов ресурсов.

Показатели деловой активности – позволяют проанализировать, насколько эффективно предприятие использует свои средства, включают набор показателей оборачиваемости различных типов средств, обязательств и т.п.

Показатели устойчивости – характеризуют финансовую независимость и платежеспособность компании, включают различные представления соотношений между источниками финансирования (коэффициент финансовой независимости, коэффициент покрытия процентов и т.п.).

Инвестиционные критерии, характеризующие стоимость и доходность акций предприятия (прибыль на акцию, Р/Е, коэффициент покрытия дивидендов и т.п.).

Показатели эффективности инвестиций (дисконтированные Cash-Flow

критерии) – чистый приведенный доход, период окупаемости проекта, внутренняя норма рентабельности и другие показатели, используемые для комплексного анализа проекта.

Модуль «Детализация результатов» предоставляет возможность пользователю просмотреть и вывести на печать детализированные результаты, полученные при расчете проекта. Всего, пользователь может использовать до 30 стандартных таблиц, отображающих состояние и результаты проекта. Если это окажется недостаточным или появится необходимость в отчетах другого формата, они легко могут быть созданы в разделе "Таблицы пользователя".

Система Project Expert также автоматически формирует ряд экспертных заключений по результатам проведенного анализа, включая заключение по анализу безубыточности.

Эти материалы вместе с пояснительным текстом входят в бизнес-план, формирование которого обеспечивает Project Expert. Модуль "Текстовое описание" помогает создать подробный текст бизнес-плана, подключая и создавая библиотеки, используя развитую систему подсказок и комментариев.

Система Project Expert - это мощный инструмент, применяемый руководителями, специалистами, экспертами, менеджерами, инвесторами для решения определенного круга задач, стоящего перед ними.

Применение системы существенно облегчает работу пользователей, повышая производительность труда, качество и оперативность решений, принимаемых по результатам анализа, проведенного с помощью Project Expert, поэтому каждое предприятие в современных рыночных условиях должно стремиться совершенствовать свою деятельность за счет использования информационных систем управления всеми производственными и технологическими процессами.

Контрольные вопросы и тесты для проверки знаний по теме*)

1. Назовите цели организации финансового менеджмента.

2. Что входит в понятие «управлять финансами компаний»?

3. Какие программы используются для решения задач АИТ финансового менеджмента?

4. Назовите предпосылки создания системы автоматизации анализа финансового состояния.

5. Назовите виды АФС.

6. Какие методы анализа финансового состояния Вам известны?

7. В чем особенности программного обеспечения финансового аналитика?

8. Назовите основные особенности программы Project Expert.

9. Дайте характеристику существующим системам бюджетирования.

Т8 – В1. Для получения за 1-2 дня общего представления о финансовом положении компании используется:

А Финансовый анализ;

Б Ретроспективный анализ;

В Экспресс-анализ.

Т8 – В2. Что не является методом анализа финансового состояния?

А Трендовый анализ;

Б Диалектический материализм;

В Факторный анализ.

Т8 – В3. Программа Audit Expert решает задачи:

А Бухгалтерского учета;

Б Аудита;

В Анализа финансового состояния.

Т8 – В4.Внутрифирменное планирование базируется на:

А Методологии и организации;

Б Информационных технологиях;

В Всем вышеупомянутом.

Т8 – В5. Программа «Красный директор» реализует составление:

А Платежного календаря;

Б Отчетности;

В Расчетно-платежной ведомости.

Т8 – В6. Программа «Project Expert» реализует:

А Трендовый анализ;

Б Горизонтальный анализ;

В Имитационную финансовую модель предприятия.

С деньгами все могут, а ты попробуй без денег. Предложение В.С. черномырдина

Глава 9 Информационные технологии финансовой системы

9.1Автоматизированная информационная система (АИС) «Финансы»

9.2 Общая характеристика АИС «Налог»

9.3 АИС «Казначейство»

9.4 Информационные технологии в муниципальном управлении

9.1 АИС «Финансы»

Предпосылками создания АИС «Финансы» являются:

– развитие научно-технического прогресса в сфере информатизации общества, сопровождающееся увеличением масштабов рыночных связей, ростом объемов, ценности

и взаимосвязанности финансовой информации на всех уровнях финансовой системы;

необходимость получения достоверной, оперативной и аналитической финансовой информации;

наблюдающаяся тенденция снижения стоимости и затрат на создание АИС;

выведение информационных технологий органов Российской финансовой системы на мировой уровень;

все более широкое применение электронного документооборота в Минфине России (от районных органов до федеральных органов ведомств);

интенсивный обмен данных Минфина России, Министерства Российской Федерации по налогам и сборам со смежными системами: Банком России, Государственным таможенным комитетом Российской федерации, статистическими органами, министерствами и ведомствами, получателями бюджетных средств с применением средств связи, а, значит, и средств компьютерной техники;

необходимость обеспечения информационной безопасности всех участников финансовых расчетов;

наличие стандартизации, типовых подходов и взаимодействие бюджетов различных уровней: федерального, территориального и местного;

необходимость государственного финансового планирования как на федеральном, так и на региональном уровнях;

освобождение финансистов от многочисленных рутинных работ с целью дать «человеку – человеческое, машине – машинное» (Н. Винер).

АИС «Финансы» реализует автоматизированный сбор, регистрацию, обработку, систематизацию и анализ финансовой информации, обмен ею по каналам связи с государственными органами и другими смежными организациями и системами. Она является сложной и динамичной территориально-распределенной АИС и удовлетворяет информационные потребности сотрудников Министерства финансов РФ на всех его уровнях – как федеральном, так и на региональном и районном уровнях – финансовых органах, отделений Федерального казначейства, контрольно-ревизионных управлениях, налоговых органах и органах страхового надзора.

Сферы и звенья системы финансов страны представлены на рис.9.1.

Система финансов страны

Государственные

Финансы хозяйствующих

(публичные) финансы

субъектов и населения

нефинансовые

бюджетная система страны

корпоративные и

квазикорпоративные

государственный кредит

предприятия

федеральный бюджет и

страховые предприятия

бюджеты государственных

внебюджетных фондов

частные некоммерческие

организации,

бюджеты субъектов РФ и

обслуживающие домашние

хозяйства

бюджеты территориальных

государственных

внебюджетных фондов

домашние хозяйства

местные бюджеты

финансовые учреждения

другие финансовые

институты

Рис. 9.1 Сферы и звенья системы финансов страны

Основными функциями АИС «Финансы» являются следующие :

планирование, составление и исполнение бюджета, прогнозирование его показателей;

оптимизация и управление бюджетными потоками по территориям, учет и контроль за процессом перечисления и целевым использованием бюджетных средств на всех уровнях;

сбор, хранение, контроль и обработка информации о доходной и расходной частях бюджета;

подготовка и выдача справочной, статистической и аналитической информации по вопросам планирования и исполнения бюджета по утвержденному регламенту и по произвольным запросам;

сбор информации и формирование отчетов о доведении бюджетных средств до их распорядителей и отчетов о состоянии финансов, находящихся в распоряжении бюджетных единиц и распорядителей средств;

комплексная автоматизация делопроизводства кадров, финансовохозяйственной деятельности финансовых органов;

формирование, ведение и использование региональных баз данных, содержащих информацию, необходимую для обеспечения управления финансами, бюджетным процессом, аналитической деятельностью и другими финансовыми процессами в масштабе всей страны;

информационное взаимодействие со всеми базами данных АИС в интерактивном режиме, обмен информационными сообщениями в ведомстве в режиме электронной почты.

В систему входят различные аппаратные средства, используемые на З-х уровнях: Минфин, региональный уровень, районный уровень. В основном, это локальновычислительные сети (ЛВС), электронные каналы связи. В ЛВС применяется IBM – совместимые компьютеры. В Минфине РФ основное программное обеспечение – это ОС

Windows NT, Noмell Netware для ЛВС. В качестве СУБД используется FoxPro, MS SQL

Основные программы функционируют по технологии файл-сервер, т.е. имеются ЛВС с одним или несколькими центральными серверами. В сервере хранятся БД в виде обычных файлов ОС. В каждом АРМе (рабочая станция) используются прикладные программные средства.

Такая технология имеет ограничения, поскольку не позволяет обрабатывать объемную информацию. Требуется техническое перевооружение – мощные скоростные средства, использование специальных командных языков запросов.

В последнее время широко распространена технология «клиент-сервер» с использованием сетевых компьютеров, ориентированных специально на работу с вычислительной сетью. Обработка данных идет на мощном сервере, который имеет связь

с Интернетом.

В последнее время все сильнее заявляют о себе сетевые технологии обработки данных. Данные технологии принципиально также являются «клиент-серверными», но в качестве рабочего места здесь выступает «сетевой компьютер» – компьютер, ориентированный специально на работу с вычислительной сетью (так называемый «тонкий клиент» – клиентская станция с минимально необходимой конфигурацией оборудования). Обработка данных происходит только на мощном сервере, включенном в глобальную (территориально сильно распределенную) сеть, например, Internet.

АИС «Финансы» федерального уровня включает, в основном, такие функциональные подсистемы:

– Бюджетный процесс.

– Доходная часть бюджета.

– Расходная часть бюджета.

– Государственное кредитование.

– Финансовый контроль бюджета.

– Финансирование отраслей народного хозяйства.

В территориальных финансовых органах решается комплекс технологических задач, реализованных в виде АРМ работника по бюджету региона и АРМ бухгалтерского учета исполнения бюджета.

В свою очередь пакеты АРМ бюджетного работника состоят из следующих основных модулей .

«Прогноз» используется для решения вопросов прогнозирования с возможностью выбора сценария условий. Программа позволяет хранить и анализировать результаты разных вариантов прогнозирования и использовать их для получения выходных документов.

«Составление и свод бюджетов» предназначен для автоматизации процессов по составлению и своду доходной и расходной частей бюджета, распределению доходов и расходов по кварталам, учету уведомлений об изменении и формировании уточненного бюджета.

«Сеть, штаты и контингенты» автоматизирует процессы планирования и очередности бюджетов разных уровней в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

«Исполнение бюджетов» – основная и наиболее емкая часть АРМ. Он настраивается на ведение учета исполнения бюджета для paзличных этапов: составления плана счетов, объединения бюджетных счетов в группы, учета доходов в разрезе плательщиков, документов или других объектов, обмена информацией с банками на уровне файлов и т.д.

«Учет и контроль бюджетных средств, выданных в кредит» автоматизирует процессы учета кредитных средств, ведение карточек лицевых счетов и договоров, расчета процентов и пеней, учета платежей и состояния расчетов с бюджетом по кредитам и т.п.

Модуль «Учет векселей» используется для учета векселей и составления реестров.

Модуль «Социальные компенсационные выплаты» автоматизирует процессы планирования, расчета, бухгалтерского учета и отчетности по компенсационным выплатам из бюджета. Он обеспечивает составление годового плана на предоставление пособий и контроль наличия остатков средств на расчетных счетах финансового органа.

Модуль «Отчет об исполнении бюджетов» используется для составления и свода доходной и расходной частей бюджета, подготов и отчета о недостачах и хищениях, справок об основных средствах и материалах и сведений о состоянии кредиторской задолженности.

Хороших налогов не бывает Закон налогообложения по У. Черчиллю

Сегодня для правильного заполнения декларации о доходах требуется больше ума и усилий, чем для получения этих самых доходов.

Закон прибыли по Альберту Ньюмену

9.2 Общая характеристика АИС «Налог»

Осуществление рыночных преобразований в России привело к созданию налоговой службы, которая является государственным механизмом финансового воздействия на экономику через систему налогов и сборов.

Целью системы управления налогообложением является оптимальное и эффективное развитие экономики посредством воздействия субъекта управления на объекты управления. В рассматриваемой системе в качестве объектов управления выступают предприятия и организации различных форм собственности и население. Субъектом управления является государство в лице налоговой службы. Воздействие осуществляется через систему установленных законодательством налогов.

Налоговые инспекции ежедневно обрабатывают большой объем информации, получаемой из банков и от налогоплательщиков, и поэтому без создания информационных систем, АРМов и других средств автоматизации и компьютеризации практически невозможно обеспечить своевременность и полноту сбора налогов. Созданная в государственной налоговой службе (ГНС), АИС «Налог» является инструментом оперативного сбора, обработки, учета и оценки информации о состоянии налогообложения, а также управления деятельностью органов налоговой службы на основе комплексного использования современных средств информации.

Таким образом, основными целями АИС «Налог» является:

повышение эффективности функционирования системы налогообложения за счет оперативности и повышения качества принимаемых решений;

совершенствование оперативности работы и повышение производительности труда налоговых инспекторов;

обеспечение налоговых инспекций всех уровней полной и своевременной информацией о налоговом законодательстве;

повышение достоверности данных по учету налогоплательщиков и эффективности контроля за соблюдением налогового законодательства;

улучшение качества и оперативности бухгалтерского учета;

получение данных о поступлении налогов и других платежей в бюджет;

анализ динамики поступления сумм налогов и возможность прогноза этой

динамики;

информирование администрации различных уровней о поступлении налогов и соблюдении налогового законодательства;

сокращение объема бумажного документооборота.

АИС «Налог» относится к классу больших систем. К ней, как и к любой подобной системе такого класса, предъявляется ряд требований: достижение целей создания системы; совместимость всех элементов данной системы как в ее рамках, так и с другими системами, системность, декомпозиция и др. Эти требования предполагают возможность модернизации элементов системы, адаптацию их к меняющимся условиям; надежность в эксплуатации и достоверность информации, однократность ввода исходной информации и многофункциональное, многоплановое использование выходной информации; актуальность информации, хранящейся в базе данных. АИС при

минимальных затратах ручного труда должна обеспечить сбор, обработку и анализ информации о состоянии объекта управления, выработку управляющих воздействий, обмен информацией как внутри системы, так и между другими системами одинакового и разных уровней.

АИС реализуют соответствующие информационные технологии.

Автоматизированная информационная технология (АИТ) в налоговой системе – это совокупность методов, информационных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности. Информационными ресурсами являются документированные данные, методы и средства их накопления, хранения и обмена между источниками и потребителями информации.

Одной из приоритетных задач налоговой службы является информатизация налоговых органов, предполагаются использование информационных технологий, создание информационных систем, эффективно поддерживающих функционирование структуры налоговых органов.

Создание подобной системы связано с решением целого ряда проблем. Это, прежде всего, информационное объединение налоговых служб сетями телекоммуникаций и обеспечение возможности доступа к информационным ресурсам каждой из них; разработка, создание и ведение баз данных; оснащение налоговых органов вычислительными комплексами с развитой периферией; разработка программных средств, обеспечивающих решение функциональных задач системы.

Для создания автоматизированной информационной системы налоговой службы необходимо знать, какие функции свойственны каждому уровню и как осуществляется взаимодействие между этими уровнями. Система имеет иерархическую структуру, представленную на рис. 9.2.

Президент и

1 уровень:

Правительство

Государственная

– Налоговые службы

– Налоговые

налоговая служба РФ

краев и областей

инспекции районов

– Налоговые службы

– Налоговые

республик

инспекции городов

– Налоговые службы

– Налоговые

Москвы и Санкт-

инспекции городских

Петербурга

Рис. 9.2 Структура системы органов Государственной налоговой службы РФ

Структура и состав системы управления налогообложением России соответствуют ее административно-территориальному делению. Первый и второй уровни Министерства по налогам и сборам осуществляют методологическое руководство и контроль за налогообложением по видам налогов. Непосредственное взаимодействие с объектами управления, т.е. налогоплательщиками (как юридическими лицами - предприятиями и организациями, так и физическими лицами - населением) осуществляет третий уровень.

Важной задачей автоматизации работы налоговой службы является не только возложение на компьютер задач контроля, обработки и хранения информации по начислению и уплате различных налогов, ведение нормативно-правовой базы по налоговому законодательству, формирование отчетности по налоговым органам, но и создание автоматизированного интерфейса с банками, таможенными органами и другими внешними структурами.

В органах налоговой службы создается АИС, предназначенная для автоматизации функций всех уровней налоговой системы по обеспечению сбора налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, проведению комплексного оперативного анализа материалов по налогообложению, обеспечению органов управления

и соответствующих уровней налоговых служб достоверной информацией. АИС «Налог» представляет собой форму организационного управления органами Госналогслужбы на базе новых средств и методов обработки данных, использования новых информационных технологий.

АИС «Налог» решает следующие задачи: ускорение документационных процессов, освобождение от рутинных расчетов, работа в соответствии с налоговым законодательством, использование электронного документооборота, безошибочность расчетов и т.д.

АИС «Налог» имеет возможность постоянно совершенствоваться, двигаться вместе со временем, отвечая растущим потребностям ее пользователей, развиваться в русле передового мирового опыта.

В основе создания АИС «Налог» лежит концепция жизненного цикла программных систем. На первом этапе осуществляются анализ предметной области и разработка постановки задачи или комплекса задач. Постановка задачи осуществляется при непосредственном участии специалистов налоговой службы, чьи функции подлежат автоматизации. Сущность этого этапа состоит в обследовании организационной и функциональной структуры налогового органа и разработки технического задания, для чего используются методы информационного анализа, исследования операций, теории сложных систем. На основе технического задания разрабатывается технический проект автоматизированной системы. Целью данной стадии является создание информационнологических моделей системы налогообложения. Важнейшей частью создания технического проекта является выбор программных средств и методов реализации проекта. В качестве критериев выбора можно назвать следующие: оптимальное соответствие информационно-логической модели налогового органа, выполнение основных функций обработки, возможность функционирования в различных операционных средах, возможность создания информационного интерфейса с другими средами и системами, перспективы развития среды с учетом современных тенденций в информационных технологиях и ряд других. Для реализации отдельных несложных задач могут быть использованы электронные таблицы. Существенное место в проекте занимают информационно-справочные системы, такие, как законодательные и нормативные акты по налогообложению, базы данных по общеправовым вопросам, базы данных по инструктивным и методическим материалам и т.д. Без их использования не обходится ни одно структурное подразделение налоговых органов. К системам, поддерживающим эти базы данных, можно отнести «Консультант Плюс», «Гарант», «Юсис» и другие подобные системы. Важным шагом на этапе технического проектирования является определение состава и структуры профессиональных баз данных, функциональный и информационный состав которых зависит от функций конкретного исполнителя. К ним можно отнести базы исходных и отчетных данных по налоговым поступлениям в различных разрезах, базы данных документов внутреннего пользования различного назначения, базы данных, содержащих письма, предложения, ответы по налоговому законодательству и т.д. Для создания таких баз могут использоваться как методы индивидуального проектирования, так и уже имеющиеся программные средства. Следующим этапом является рабочее проектирование. На этом этапе выполняются работы по созданию необходимой документации, структурированию и программированию компонентов, определенных на предыдущем этапе. Результатом рабочего проекта служит комплекс АРМ специалистов налоговых органов, комплекс баз данных пользователей, комплекс технической документации на систему. Средства, используемые на этапе рабочего проектирования, включают в себя всё многообразие программных продуктов начиная от операционных систем до языков программирования. По окончании рабочего проектирования проводится внедрение разработанного проекта. Внедрение осуществляется по методике, содержащей перечень и последовательность мероприятий, связанных с внедрением АИС, ожидаемые результаты, критические точки отказов, критические временные периоды. В соответствии с методикой внедрения подготавливаются исходные данные для внедрения. Контрольный пример отражает реальные информационные совокупности и содержит всевозможные

варианты и сочетания информационных условий каждой функциональной задачи для выявления наибольшего числа отказов. Особое внимание должно быть уделено узким местам в технологическом процессе обработки информации. По результатам внедрения составляется акт, в котором содержатся оценка полученного результата и перечень замечаний, подлежащих устранению. После устранения недостатков составляется протокол о приемке проекта и процесс проектирования заканчивается.

В процессе эксплуатации системы необходимо осуществлять сопровождение проекта. Это связано с тем, что проект по существу является прототипом проектируемой системы, разрабатывается специалистами по информатизации и в дальнейшем может быть модернизирован в зависимости от изменяющихся условий функционирования системы налоговой службы.

На современном этапе развития экономики страны успех деятельности налоговой системы России во многом зависит от эффективности функционирования АИС. Автоматизированные информационные системы реализуют соответствующие информационные технологии.

Автоматизированная информационная технология в налоговой системе – это совокупность методов, информационных процессов и программно-технических средств, обеспечивающая сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации Основу новой информационной технологии составляют распределенная компьютерная техника, дружественное программное обеспечение и развитые коммуникации. Принципиальное отличие новой информационной технологии состоит не только в автоматизации процессов изменения формы и местоположения информации, но и в изменении ее содержания. В связи с этим можно говорить о двух подходах внедрения новой технологии в налоговую структуру. В первом случае информационная технология приспосабливается к существующей организационной структуре и происходит лишь модернизация сложившихся методов работы. При этом коммуникации развиты слабо, и комплекс технологических операций охватывает только локальные рабочие места. Этот подход сводит к минимуму степень риска от внедрения, так как затраты минимизированы и организационная структура не меняется. Происходит слияние функций сбора и

обработки информации с функцией принятия решений.

Во втором случае организационная структура изменяется таким образом, чтобы информационная технология дала наибольший эффект. Характерной чертой этого подхода являются максимальное развитие коммуникаций и разработка новых организационных взаимосвязей, которые до этого были экономически нецелесообразны. Кроме того, появляется возможность расширения системы в соответствии с потребностями организации и имеющимися ресурсами. При этом рационально распределяются архивы данных, снижается объем циркулирующей информации и достигается эффективность работы каждого управленческого уровня.

Для обоих подходов характерно изменение в использовании технических средств, связанное с совмещением техники с рабочим местом пользователя, что позволяет ликвидировать разрыв между информационной и организационной структурами. Персональные компьютеры, являющиеся основой новой информационной технологии, позволяют интегрировать информационные процессы в различных учреждениях. При этом за счет универсальности используемых технических средств обеспечивается технологическая, методологическая и организационная интеграция информационных систем в виде сети автоматизированных рабочих мест.

Функциональные подсистемы АИС «Налог»

Как и любая экономическая система, АИС налоговой службы имеет стандартный состав и состоит из функциональной и обеспечивающей частей.

Функциональная часть отражает предметную область, содержательную направленность АИС. В зависимости от функций, выполняемых налоговыми органами, в функциональной части выделяются подсистемы, состав которых для каждого уровня свой. Функциональные подсистемы состоят из комплексов задач, характеризующихся определенным экономическим содержанием, достижением конкретной цели, которую

Сегодня на российском рынке программное обеспечение и услуги по комплексной автоматизации финансово­хозяйственной деятельности предприятий предлагают и западные, и отечественные фирмы. Среди западных поставщиков программных решений, которые не первый год присутствуют на рынке, стоит выделить немецкую фирму SAP, американские Computer Associates и Platinum, голландскую Baan и др.

В последнее время становится заметным присутствие других не менее известных на мировых рынках западных поставщиков комплексных программных решений. Эти компании, имеющие свои филиалы и представительства по всему миру, продолжают инвестировать немалые средства в поддержку и адаптацию своих технологий на российском рынке и открыто заявляют о перспективности своих инвестиций. Действуя совместно с ведущими мировыми аудиторскими фирмами, они стремятся привнести мировой опыт управления крупными предприятиями, в том числе опыт внедрения и использования информационных технологий.

В развитии своих программных приложений российские разработчики всё активнее используют передовые западные технологии разработки программного обеспечения, добиваясь при этом высоких показателей качества и надёжности своих решений. Имеющаяся у большинства российских фирм достаточная клиентская база позволяет им планировать новые версии своих систем на основе обобщения собственного опыта внедрений и консолидации конкретных учётно-управленческих технологий предприятий.

Многие из отечественных производителей программного обеспечения этого сектора рынка хорошо известны своей маркетинговой активностью. Это прежде всего корпорации «Парус» и «Галактика», компания «АйТи», фирмы R-Style Software Lab, «Атлант-Информ».

Анализ финансового состояния является неотъемлемой частью управленческого учёта. Соответственно, модули финансового анализа в том или ином виде входят в любую корпоративную информационную систему (КИС) и многие бухгалтерские системы, ориентированные на средние и крупные предприятия.

Эти программы рассчитывают наборы финансовых показателей на основе данных публичной отчётности (баланс, отчёт о финансовых результатах, иногда - приложение к балансу и отчёт о движении денежных средств) и предоставляют средства для анализа таких показателей.

К основным программам, представленным на российском рынке, относятся (в скобках указан разработчик):

Аналитик. АФСП, АДП, 1С:АФС (ИНЭК);

Audit Expert (Про-Инвест Консалтинг);

Альт-Финансы (Альт);

ОЛИМП:ФинЭксперт (РосЭкспертиза);

Корпоративный финансовый анализ (T-Consult);

Мастер финансов (Воронов и Максимов);

АБФИ-предприятие (Вестона);

Analyser-Финансы (ProAct).

Общими функциями, обеспечиваемыми всеми системами, являются:

Ввод данных за несколько кварталов или лет;

Расчёт наборов из 30 - 100 финансовых показателей;

Преобразование баланса к упрощённому, агрегированному виду;

Различные методы анализа динамики финансовых показателей;

Графический способ отображения информации.

В настоящее время у российских компаний растёт интерес к автоматизированным системам бюджетирования. Всё больше финансовых руководителей осознают необходимость бюджетного планирования и находятся в состоянии активного поиска программного решения.

Внедрение автоматизированных систем бюджетирования позволяет:

Снизить время согласования бюджетов;

Учесть большее количество деталей;

Легко вносить изменения в бюджетную модель и регламент бюджетирования.

На сегодняшний момент на российском рынке присутствует более пятнадцати автоматизированных систем бюджетирования разного масштаба. Наиболее известны: Hyperion Pilar, Comshare MPC, Adaytum e.Planning, Инталев:Бюджетное управление, Инталев: Корпоративные финансы, PlanDesigner.

Важной задачей является выбор системы, наиболее подходящей для предприятия. Такой выбор должен основываться на оценочных критериях. Основными критериями оценки автоматизированных систем бюджетирования являются:

1) функциональные требования, такие как:

Использование иерархически организованных измерений бюджета;

Многовариантность бюджета;

Контроль корректности вводимых данных;

Средства расчёта, консолидации и разнесения данных;

Поддержка и контроль регламента бюджетирования;

Формирование бюджетной отчётности;

Контроль исполнения бюджета;

2) технические требования, такие как:

Единая база данных;

Многопользовательская система;

Интеграция с другими системами;

Средства безопасности данных;

Настраиваемость.

Для оценки инвестиционной привлекательности предприятий и эффективности предполагаемых инвестиций, как правило, требуется группа экспертов, обладающих специальными знаниями в различных областях экономики (маркетинг, финансовый и управленческий учёт, инвестиции, налоговое планирование и т.д.). Такими кадрами обладают консалтинговые фирмы, которые оказывают такого рода услуги предприятиям. Однако стоимость этих услуг сегодня многим предприятиям недоступна.

Поэтому единственной возможностью самостоятельно рассчитать и проанализировать инвестиционный проект, провести анализ финансово-хозяйственной деятельности для оценки инвестиционной привлекательности своего предприятия, разработать стратегический план развития с помощью собственных специалистов является их обучение современным методам инвестиционного проектирования и использование специальных компьютерных программ, которые в той или иной степени помогают решить поставленные задачи. Основные требования, которые предъявляются к компьютерным программам такого класса:

Проводить ретроспективный анализ финансово-хозяйственной деятельности с целью определения наиболее слабых мест в деятельности различных подразделений предприятия;

Проводить расчёт и всесторонний анализ бизнес-плана инвестиционного проекта;

Подготавливать технико-экономическое обоснование кредита в случае привлечения внешних источников финансирования;

Оценивать влияние внешних факторов и внутренних параметров на общую эффективность проекта;

Проводить сравнительную оценку для отбора наиболее перспективного варианта проекта;

Быстро выполнять все рутинные вычислительные операции;

На основании расчёта и анализа подготавливать документацию по проекту для представления её потенциальному инвестору или кредитору.

Сегодня на российском рынке существует множество компьютерных программ для расчёта и сравнительного анализа инвестиционных проектов, как отечественных, так и зарубежных. Среди отечественных можно назвать Project Expert фирмы Про-Инвест Консалтинг, «Инвестор» фирмы «ИНЭК», «Альт-Инвест» фирмы «Альт» (Санкт-Петербург), FOCCAL фирмы «ЦентрИнвестСофт», «ТЭО-ИНВЕСТ» Института проблем управления РАН; среди зарубежных - COMFAR (Computer Model for Feasibility Analysis and Reporting) и PROPSPIN (Project Profile Screening and Pre-appraisal Information system), созданные в UNIDO - Организации Объединённых Наций по промышленному развитию.

Лидерами в области систем автоматизации инвестиционного анализа и бизнес-планирования являются Project Expert, «Инвестор» и «Альт-Инвест». Следует отметить, что сегодня эти программы, кроме их основного предназначения, с успехом используются для разработки финансовой модели и стратегического плана развития промышленных предприятий.

В основе этих компьютерных программ лежат методические подходы UNIDO по проведению промышленных технико­экономических исследований, а также отечественные «Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования».

В качестве основных достоинств этих систем можно назвать:

Использование современной методики расчёта, основанной на имитационной модели денежных потоков;

Комплексный подход к решению различных аспектов инвестиционного проектирования (ретроспективный анализ финансово-хозяйственной деятельности, планирование инвестиционной, операционной и финансовой деятельности, сравнительный анализ и т.п.);

Детальное описание параметров проекта (шаг и горизонт расчёта, номенклатура продукции и т.п.);

Возможность описания экономического окружения (инфляция, курс валют, налоги и т.п.);

Аналитические возможности (полнота набора показателей эффективности инвестиций, финансовых и производственных показателей);

Оформление результатов;

Возможность передачи данных в стандартные приложения MS Excel и MS Word;

Простота и скорость ввода данных;

Указатель ошибочных действий пользователя при вводе данных;

Многооконный режим ввода данных и отображения результатов;

Наглядность результатов.

Многоплановость, сложность и большие объёмы информации, выступающей в роли информационной базы финансово­экономического анализа, требуют использования современных программно-технических средств для её обработки. Многие методы и методики экономического анализа могут быть формализованы, что предопределяет возможность и целесообразность разработки программных продуктов, автоматизирующих решение различных задач анализа.

Информационно-аналитическая система (ИАС) - это комплекс программно-технических средств, информационных ресурсов, методик, которые используются для автоматизации аналитических работ с целью обоснования принятия управленческих решений и других возможных применений.

Информационно-аналитические системы решают три основные задачи:

Сбора и хранения информации, необходимой для принятия решений;

Собственно анализа, в том числе оперативного и интеллектуального;

Подготовки результатов анализа для эффективного восприятия потребителями и принятия решений.

Структура программных средств, реализующих информационно-аналитическую систему, является модульной (табл.

2. Характеристика основных компонентов ИАС
Основные компоненты ИАС Назначение, задачи
Средства

создания

и сопровождения информационного хранилища - DWH

(Data Warehouse)

Информационные хранилища выполняют задачи сбора информации из баз данных, отображающих отдельные бизнес-процессы, автоматизированных рабочих мест, информационных систем и других источников информации, в том числе из глобальных компьютерных сетей, как, например, Интернет. Сбор данных из различных источников сопряжён с тем, что информация в них формируется в различных форматах, имеет разнообразную структуру. Программные средства собирают информацию и формируют информационное хранилище с определённой структурой и форматами данных
Средства оперативного анализа - ОЬАР (On-Line Analytical Processing) Одной из задач оперативного или OLAP- анализа является быстрое (в пределах секунд) извлечение необходимой аналитику или лицу, принимающему управленческое решение, информации из информационного хранилища. Средства OLAP обеспечивают возможность сортировки и выборки данных по заданным условиям, могут задаваться различные качественные и количественные условия. Для описания специфических для данного пользователя аналитических процессов могут применяться встроенные средства в виде языков высокого уровня, электронных таблиц со встроенными функциями, графических конструкторов, визуальных средств

Основные компоненты ИАС Назначение, задачи
Средства интеллектуального анализа - DMg Предназначены для фундаментального аналитического исследования проблем в той или иной предметной области. Требования ко времени менее

жёсткие, чем в OLAP-средствах. Средства DMg представляют собой наиболее сложную, интеллектуально насыщенную часть ИАС, поэтому входят в состав наиболее развитых ИАС. Основными задачами интеллектуального анализа являются:

Выявление взаимозависимостей, причинно­следственных связей, ассоциаций и аналогий;

Определение значений факторов времени, локализация событий или явлений по месту;

Классификация событий и ситуаций, определение профилей различных факторов;

Прогнозирование хода процессов, событий. При решении сложных аналитических задач используются мощные специальные программные средства, инструменты

Средства автоматизации анализа представлены на рынке программных продуктов в различных видах:

Комплексные ИАС, выполняющие в той или иной степени все рассмотренные выше задачи;

Целевые ИАС, выполняющие в увеличенном объёме, расширенном составе и повышенной сложности какие-либо функции, например оперативного или интеллектуального анализа.

ИАС информационно обеспечивают системы поддержки принятия решений DSS (Decision Support System). В целом сложился рынок OLAP-систем, информационных хранилищ (DWH), интеллектуального анализа (DMg), систем поддержки принятия решений (DSS), который получил обобщённое название Business Intelligence - интеллектуальные технологии в бизнесе.

Информационное хранилище (DWH) может быть реализовано как:

Централизованное хранилище данных, в котором собрана информация из нескольких источников - операционных баз данных;

Распределённое хранилище данных, которое представляет собой систему локальных хранилищ, ориентированных на определённую предметную область и функционирующих как единое информационное хранилище.

Средства OLAP обеспечивают быстрый доступ к любой информации, содержащейся в информационном хранилище (DWH), и её оперативную аналитическую обработку. В состав OLAP-средств могут входить средства визуального конструирования запросов и отчётов. Реализация их направлена на максимальное упрощение действий пользователя в процессе анализа. Основным принципом действия является сборка из элементов, представленных в графическом виде на экране компьютера, структур аналитических отчётов. Конструирование отчётов может быть организовано и на основе электронных таблиц.

В ходе OLAP-процедур извлечение информации из информационного хранилища сопровождается обработкой её по несложным алгоритмам. Например, производится суммирование итогов, определение процентов от заданных величин, расчёт относительных показателей, вычисление величин с заданными коэффициентами и другие действия над данными с разной степенью детализации. Анализ проводится с данными, представленными в виде электронных таблиц, над которыми предоставляется возможность оперативно выполнять более сложные вычисления. При этом решают разнообразные аналитические задачи.

Примером задачи OLAP-анализа в производственной сфере может быть определение суммарных издержек на производство всего ассортимента продукции предприятия в течение заданного периода. Последующие этапы анализа могут быть связаны с детализацией суммарных затрат по каждому изделию за более короткие промежутки времени, затем можно выявить наиболее затратные процессы, места их возникновения. В сбытовой сфере можно изучать объёмы продаж, их динамику, привязку к регионам и т.п.

Результаты анализа представляются в виде напечатанных отчётов или электронных презентаций, которые состоят из страниц, таблиц, графиков.

Средства интеллектуального анализа (DMg) предназначены для получения на основе аналитической обработки данных, накопленных в информационных хранилищах, знаний о тех или иных объектах экономического анализа.

Для выполнения интеллектуального анализа используются различные методы прикладной математики и информационных технологий, в первую очередь методы линейной алгебры, классического математического анализа, дискретной математики, многомерного статистического анализа, который делится на факторный, дисперсионный, регрессионный, корреляционный. Эти методы позволяют решать многочисленные задачи в области экономики и менеджмента, которые являются составной частью аналитической подготовки принятия решений.

К специфическим методам интеллектуального анализа относятся методы нечёткой логики, классификационные и регрессионные деревья решений, нейронные сети, генетические алгоритмы и др. Эти методы стали широко и эффективно применяться в последнее десятилетие XX в. Они находят применение в тех ситуациях, когда обычные методы анализа трудно или невозможно применить из-за отсутствия сведений о характере или закономерностях исследуемых процессов, взаимозависимостях явлений, фактов, о поведении объектов и систем из разных предметных областей, в том числе социальной и экономической.

Специфические методы интеллектуального анализа связаны с развитием информационных технологий и появлением интеллектуальных информационных систем, к которым относятся системы искусственного интеллекта и системы подготовки принятия решений (DSS).

Средства интеллектуального анализа входят в состав наиболее развитых ИАС, поэтому в связи со сложностью выполняемых задач интеллектуальный анализ чаще реализуется автономными программными системами. Частично наиболее отработанные и легко реализуемые функции интеллектуального анализа выполняют OLAP-системы.

К специализированным системам интеллектуального анализа относится PolyAnalyst (российская фирма Megaputer), которая обеспечивает:

Извлечение знаний в больших массивах данных;

Автоматическое построение и тестирование формул, описывающих функциональные зависимости;

Составление классификационных правил по заданным примерам;

Формирование многомерных кластеров;

Алгоритмы решений.

Наиболее развитой зарубежной системой в отношении возможностей интеллектуального анализа является система SAS (фирма SAS Institute Inc., США). В комплект инструментальных средств этой системы входят:

SAS/ETS-модуль реализует методы анализа временных рядов, экономического системного моделирования и прогнозирования, финансового анализа и формирования отчётов. Производит восстановление пропущенных значений методом интерполяции, изменение временной привязки временного ряда, выделение сезонного компонента во временных рядах, построение трендов;

SAS/STA-модуль использует статистические методы регрессионного, дисперсионного анализа, нелинейного моделирования, анализа категориальных данных, многомерного, в том числе факторного анализа, кластерного и непараметрического анализа;

SAS/INSIGHT-модуль представляет собой динамическое средство для исследования и анализа данных, использует методы статистического исследования одномерных и многомерных данных;

SAS/IML-модуль, реализующий поддержку интерактивного матричного языка программирования, оперирующего с матрицами данных, которые могут быть числовыми и символьными;

SAS/OR-модуль, представляющий собой инструмент моделирования анализа, решения задач исследования операций, управления проектами.

На российском рынке инструментальных средств ИАС представлены в основном программные продукты американских фирм. В последние годы наметился рост российских аналитических систем, которые имеют целевой характер и ориентированы, как правило, на финансовый анализ. Можно выделить следующие классы инструментальных средств ИАС:

Неспециализированные программные пакеты, имеющие аналитические возможности;

Специализированные программные средства создания информационного хранилища данных и проведения анализа;

Целевые аналитические программные пакеты, реализующие конкретные методики анализа;

Встроенные в интегрированные ЭИС аналитические модули или подсистемы.