Что такое сервлет java. Сервлеты Servlets

Пример сервлета включает сам сервлет HelloWorld.java и дескриптор приложения web.xml. Сервлет позволяет формировать страницу ответа с использованием кириллицы. Структура примера сервлета в IDE Eclipse представлена на следующем скриншоте.

Листинг примера сервлета HelloWorld.java

Приведенный ниже код реализует простой сервлет HelloWorld.java , возвращающий статическую HTML-страницу браузеру. В примере сервлет наследует свойства HttpServlet, реализующего интерфейс Servlet .

Import java.io.IOException; import java.io.OutputStream; import javax.servlet.ServletConfig; import javax.servlet.http.HttpServlet; import javax.servlet.ServletException; import javax.servlet.http.HttpServletRequest; import javax.servlet.http.HttpServletResponse; public class HelloWorld extends HttpServlet { private ServletConfig config; @Override public void init (ServletConfig config) throws ServletException { this.config = config; } @Override public void destroy() {} @Override public ServletConfig getServletConfig() { return config; } @Override public String getServletInfo() { return "A Simple Servlet"; } public void service (HttpServletRequest request, HttpServletResponse response) throws ServletException, IOException { response.setContentType("text/html"); String text = " " + "" + " " + "Пример сервлета!" + "" + "

" + "

Здравствуй, %s %s!

" + ""; text = String.format(text, config.getInitParameter("name"), config.getInitParameter("mname")); OutputStream outStream = response.getOutputStream(); outStream.write(text.getBytes("UTF-8")); outStream.flush(); outStream.close(); } }

При обращении к сервлету вызывается метод service , который формирует страницу ответа и передает ее в браузер через HttpServletResponse. В первых строках ответа сервера определен заголовок Content-Type с указанием кодировки UTF-8. Дополнительно в шаблон ответа подставляются имя и отчество, получаемые из дескриптора приложения web.xml. То есть, выполняется чтение параметров конфигурации сервлета.

Для того, чтобы можно было бы возвращать страницу с кириллицей, используется OutputStream . В выходной поток можно вывести любую информацию (в нашем примере - простой HTML-код).

Листинг дескриптора приложения web.xml

Servlet Hello World hello example.HelloWorld name Остап mname Ибрагимович hello /hello

В дискрипторе приложения web.xml определяются параметры сервлета (наименование servlet-name и класс servlet-class) и параметры инициализации (имя name, отчество mname). Данные параметры сервлет читает с использованием ServletConfig .

Для запуска примера сервлета из среды IDE Eclipse необходимо стартовать сервер приложений и в адресной строке браузера ввести следующую строку:

Http://localhost:8080/ServletHello/hello

Браузер отобразит нам приветствие с указанием основного героя произведений Ильфа и Петрова.


Для отдельной компиляции сервлета можно использовать командный файл, текст которого для Windows может иметь следующий вид.

SET TOMCAT_LIB="C:\Program Files\Apache Software Foundation\Tomcat\common\lib" SET JAVA_SDK=C:\Java\Sun\SDK\jdk\bin\ %JAVA_SDK%javac -classpath %TOMCAT_LIB%\servlet-api.jar *.java

После компиляции сервлет HelloWorld.class необходимо разместить в директории WEB-INF/classes/ WEB-приложения на сервере Tomcat и зарегистрировать в дескрипторе поставки web.xml .

Скачать пример

Исходный код примера сервлета, рассмотренного в тексте страницы, можно (191 Кб).

Пример сервлета с использованием графической библиотеки Chart.js для динамического формирования страницы с диаграммами можно посмотреть .

Servlet - это java-программа, которая выполняется на серверной стороне Web-приложения. Точно так же, как апплеты динамически расширяют функциональные возможности Web-браузера, сервлеты динамически расширяют функциональные возможности Web-сервера.

Работу servlet "а можно описать следующим образом: при приходе запроса от клиента Web-сервер с помощью специального конфигурационного файла может определить, какой сервлет необходимо выполнить. После этого Web-сервер запускает JVM, которая в свою очередь выполняет сервлет. Servlet обрабатывает запрос и передает содержимое Web-серверу (возможно в виде HTML-страницы). Web-сервер отправляет клиенту ответ (сформированную сервлетом HTML-страницу).

WEB-сервер по сути является неким контейнером, который загружает servlet "ы, выполняет их, и, получив от них результат, отправляет его клиенту.

Servlet в архитектуре Web-приложения

Из-за своей мощности и гибкости, servlet "ы могут играть значительную роль в архитектуре системы. Они могут выполнять прикладные задачи, предназначенные для промежуточного уровня, работать как прокси-сервер для клиента и даже улучшать функциональность промежуточного уровня, добавляя поддержку новых протоколов и других функций. Промежуточный уровень выполняет функции сервера приложений в так называемой трехуровневой системе клиент-сервер и расположен между "легковесным" клиентом, таким как Web-браузер, и источником данных.

Servlet как прокси-сервер

Для поддержки апплетов сервлеты могут выполнять функции их прокси-серверов. Это может быть важно, поскольку система безопасности Java позволяет апплетам соединяться только с сервером, с которого они были загружены. Если апплет нуждается в соединении с сервером баз данных, расположенном на другой машине, servlet может создать это соединение для апплета.

Временные и постоянные servlet

Сервлеты могут запускаться и останавливаться для каждого клиентского запроса. Также они могут запускаться при старте Web-сервера и существовать до его остановки. Временные servlet "ы загружаются по требованию и предлагают хороший способ сохранения ресурсов сервера для редко используемых функций. Постоянные сервлеты загружаются при старте Web-сервера и существуют до его остановки. Сервлеты устанавливаются как постоянные расширения для сервера в том случае, если затраты по их запуску очень велики (например, установка соединения с базой данных), если они предлагают постоянную функциональность на стороне сервера (например, служба RMI), или в случаях, когда они должны отвечать на запросы клиента как можно быстрее. Не существует специального кода для назначения servlet "а постоянным или временным; это функция настройки Web-сервера.

Жизненный цикл сервлета, javax.servlet.Servlet

Сервлеты выполняются на платформе Web-сервера как часть того же процесса, что и сам Web-сервер. Web-сервер отвечает за инициализацию, вызов и уничтожение каждого экземпляра сервлета. Web-сервер взаимодействует с сервлетом через простой интерфейс: javax.servlet.Servlet .

Интерфейс javax.servlet.Servlet включает три главных методов:

  • init()
  • service()
  • destroy()

и два вспомогательных методов:

  • getServletConfig()
  • getServletInfo()

Сходство между интерфейсами servlet "а и апплета Java очевидны. Именно так и было спроектировано! Java сервлеты являются для Web-серверов тем же самым, чем являются апплеты для Web-браузеров. Апплет выполняется в Web-браузере, выполняя действия по его запросу через специальный интерфейс. Сервлет делает то же самое, работая на Web-сервере.

Инициализация сервлета, метод init()

При первой загрузке сервлета вызывается метод init(). Это дает возможность сервлету выполнить любую работу по установке, например, открытие файлов или установку соединений с их серверами. Если сервлет установлен на сервере постоянно, он загружается при запуске сервера. В противном случае сервер активизирует сервлет при получении первого запроса от клиента на выполнение услуги, обеспечиваемой этим сервлетом.

Гарантируется, что метод init() закончится перед любым другим обращением к сервлету – таким как, например, вызов метода service() . Обратите внимание, что init() будет вызван только один раз; он не будет вызываться до тех пор, пока сервлет не будет выгружен и затем загружен сервером снова.

Метод init() принимает один аргумент – ссылку на объект ServletConfig , который содержит аргументы для инициализации сервлета. Этот объект имеет метод getServletContext() , возвращающий объект ServletContext , который содержит информацию об окружении сервлета.

Ядро сервлета, метод service()

Метод service() является сердцем сервлета. Каждый запрос от клиента приводит к одному вызову метода service() . Этот метод читает запрос и формирует ответное сообщение при помощи своих двух аргументов ServletRequest и ServletResponse:

Таким образом, существуют два способа передачи информации от клиента к сервлету. Первый – через передачу значений в параметрах запроса. Значения параметров могут быть вставлены в URL. Второй способ передачи информации от клиента к сервлету осуществляется через InputStream (или Reader).

Работа метода service() по существу проста – он создает ответ на каждый клиентский запрос, переданный ему с сервера. Однако необходимо помнить, что могут существовать несколько параллельных запросов, обрабатываемых в одно и то же время. Если метод service() требует каких-либо внешних ресурсов, таких как файлы, базы данных, то необходимо гарантировать, чтобы доступ к ресурсам являлся потокозащищенным.

Выгрузка сервлета, метод destroy()

Метод destroy() вызывается для освобождения всех ресурсов (например, открытые файлы и соединения с базой данных) перед выгрузкой сервлета. Этот метод может быть пустым, если нет необходимости выполнения каких-либо завершающих операций. Перед вызовом метода destroy() сервер ждет либо завершения всех обслуживающих операций, либо истечения определенного времени. Это означает, что метод destroy() может быть вызван во время выполнения какого-либо продолжительного метода service() .

Важно оформить метод destroy() таким образом, чтобы избежать закрытия необходимых ресурсов до тех пор, пока все вызовы service() не завершатся.

Конфигурация сервлета, метод getServletConfig()

Метод getServletConfig() возвращает ссылку на объект, который реализует интерфейс ServletConfig . Данный объект предоставляет доступ к информации о конфигурации сервлета, т.е. доступ к параметрам инициализации сервлета и объекту контектса сервлета ServletContext , который дает доступ к сервлету и его окружению.

Информация о сервлете, метод getServletInfo()

Метод getServletInfo() определяется программистом, создающим сервлет, для возврата строки, содержащую информацию о сервлете, например: автор и версия сервлета.

Интерфейс ServletRequest

ServletRequest предоставляет клиентскую информацию о параметрах HTTP запроса сервлету, т.е. обеспечивает данные включая название параметра и значения, атрибуты, и входной поток. Эта информация передается в метод service() .

Следующий servlet пример показывает, как получить информацию из параметра request метода service() :

BufferedReader reader; String param1; String param2; public void service(ServletRequest request, ServletResponse response) { reader = request.getReader(); param1 = request.getParameter("First"); param2 = request.getParameter("Second"); }

Дополнительная информация о запросе доступна сервлету через методы, основные из которых приведены в следующей таблице:

getAttribute () Возвращает значение указанного атрибута этого запроса.
getContentLength () Размер запроса, если известен.
getContentType () Возвращает тип MIME тела запроса.
getInputStream () Возвращает InputStream для чтения двоичных данных из тела запроса.
GetParameterNames () Возвращает массив строк с именами всех параметров.
getParameterValues () Возвращает массив значений для указанного параметра.
getProtocol () Возвращает протокол и версию для запроса как строку вида /..
getReader () Возвращает BufferedReader для получения текста из тела запроса.
getRealPath () Возвращает реальный путь для указанного виртуального пути.
getRemoteAddr () IP-адрес клиента, пославшего данный запрос.
getRemoteHost () Имя хоста клиентской машины, пославшего данный запрос.
getScheme () Возвращает схему, используемую в URL этого запроса (например, https, http, ftp, и т.д.).
getServerName () Имя хоста сервера, принявшего данный запрос.
getServerPort () Возвращает номер порта, используемого для приема этого запроса.

Интерфейс ServletResponse

Интерфейс ServletResponse - это инструмент для отправки данных клиенту. Все методы данного инструмента служат именно для решения этой задачи:

Public java.lang.String getCharacterEncoding() public void setLocale(java.util.Locale loc) public java.util.Locale getLocale()

Первый метод возвращает MIME тип кодировки (к примеру - UTF8), в которой будет выдаваться информация. Вторые два метода тоже работают с charset. Они указывают на язык используемый в документе (например - русский).

Public ServletOutputStream getOutputStream() throws java.io.IOException

Метод getOutputStream возвращает поток вывода данных для сервлета. Этот поток используется, к примеру, для вывода бинарных файлов. Текстовые данные можно выводить с помощью java.io.Writer:

Public java.io.PrintWriter getWriter() throws java.io.IOException

Метод getWriter() автоматически конвертирует строки в тот charset, что указан в методе getCharacterEncoding() и getLocale().

Public void setContentLength(int len)

Методом setContentLength устанавливается значение поля HTTP заголовка "Content-Length"

Public void setContentType(String type)

Метод setContentType используется для отправки MIME типа содержимого документа. Поле HTTP заголовка "Content-Type".

Поток вывода данных является буфферизованным. Это означает, что порция данных будет выдана клиенту только после заполнения буфера.

Public void setBufferSize(int size) public int getBufferSize() public void flushBuffer() throws java.io.IOException public void resetBuffer()

Приведенные выше 4 метода позволяют, соответственно, установить размер буффера отправки, получить его размер, инициализировать отправку содержимое буффера клиенту, не дожидаясь его заполнения, а так же очистить этот буффер от данных.

Public boolean isCommitted()

Методом isCommitted можно получить флаг, начата ли уже отправка данных клиенту. Флаг будет положительным, если HTTP заголовок ответа был уже отправлен.

Public void reset()

Если HTTP заголовок ещё не отправлен, то метод reset "сбрасывает" HTTP заголовок к значениям "по умолчанию".

Диаграммы JFreeChart в сервлетах

Графическая библиотека JFreeChart может быть использована в сервлетах для создания диаграмм и их отображения на страницах сайтов в виде изображений. Подробности описания и примеры использования JFreeChart в сервлетах представлены .

Сервлет с графической библиотекой Chart.js

JNI в сервлете

В ряде случаев может потребоваться использование JNI в WEB-приложении. Пример использования JNI в сервлетах представлен .

JMS сообщения в сервлете

Сервлет может быть использован для обмена JMS сообщениями между приложениями. Пример использования сервлета для отправки и чтения JMS сообщений в контейнере JBoss представлен .

Сервлет - это Java-nporpaMMa, которая в качестве своего суперкласса использует класс HttpServiet. Сервлет используется для того, чтобы расширить возможности существующего сервера, в частности, Web-сервера. Как правило, сервлет работает на специальном сервере. Такие серверы носят название серверов Java-приложений (Java Application Server). В состав сервера Java-приложений в качестве составного блока входит Web-сервер (иногда не один, а несколько), а также серверы, работающие с серверными компонентами, серверы вспомогательных служб и т. п. Сервлет работает в окружении, которое предоставляет ему сервер. Часть сервера, предназначенная для работы с сервлетами, называется контейнером сервлетов. Спецификация сервле- тов предполагает наличие в классе сервлета стандартных методов, выполнение которых происходит на том или ином этапе жизненного цикла сервлета. Вызов этих методов осуществляется контейнером сервлетов. Имплементация спецификации сервлетов входит в набор стандартных пакетов языка Java.

В данной книге рассматривается сервер Java-приложений под названием Blazix. Сервер Blazix предоставляет полный набор возможностей для работы с сервлетами. Помимо создания класса (или классов) сервлета, а также для конфигурирования созданной программы-сервлета, установления ее на сервер, необходимо изменить файл конфигурации Web-сервера. Основные значения указываются в файле конфигурации в следующем виде: servlet.name: myservlet

servlet.myservlet.className: mypackage.MyServletClass servlet.myservlet.url: /mysrvlet

У каждого сервлета должно быть задано имя (servlet.name), по которому он идентифицируется на сервере. Это имя используется для задания свойств сервлета, в частности, для указания имени класса, в котором хранится программа сервлета (следующая строка), а также адреса, по которому происходит обращение к этому сервлету (третья строка).

Клиент запрашивает у Web-сервера адрес, по которому расположен сервлет (адрес должен быть указан в качестве значения servlet.myservlet.url в файле конфигурации Web-сервера). Сервер передает запрос и данные (если они есть) сервлету, получает ответ от сервлета и направляет его клиенту.

На этом объяснения о том, что такое сервлет, можно было бы закончить. Однако существует множество интересных и полезных деталей, на которых следует задержать внимание и изучить их подробнее.

Особенно важно иметь в виду, что путь к классу сервлета должен быть указан в переменной ciasspath или же его можно поместить в каталог C:\Blazix\classes или в каталог, который указан в файле конфигурации Web- сервера в качестве значения server.ciassDir. После того как файл конфигурации был изменен и в него вставлена информация о новом сервлете, сервер должен быть остановлен и запущен вновь. Сервлет может быть размещен и на работающем сервере при помощи утилиты администрирования, но для этого сервлет должен быть упакован в файл Web-архива WAR. Если файл класса сервлета был изменен, то останавливать сервер и запускать его вновь необязательно. По умолчанию сервер сконфигурирован так, что вызов сервлета по адресу http://localhost:81/_reload приводит к тому, что все классы будут перезагружены и измененный класс сервлета станет доступен для клиентских запросов (рис. 4.1). Посетите эту страницу после того, как будет изменен файл класса сервлета. Остановка сервера попросту не нужна.

Если читатель уже имел некоторый опыт работы с сервлетами, то он оценит ту простоту, которая свойственна серверу Blazix в сравнении с другими Java- серверами, например, с сервером Tomcat.

Чтобы сразу приступить к делу, рассмотрим простой пример, сервлет some- Servlet (листинг 4.1).

Листинг 4.1. Сервлет SomeServlet.java I

import java.io.*; import javax.servlet.*; import javax.servlet.http.*;

public class SomeServlet extends HttpServlet { public void doGet(HttpServletRequest request,

HttpServletResponse response) throws ServletException, IOException { Printwriter out = response.getWriter(); out.println("Hello World");

В файле конфигурации Web-сервера запишем следующее:

servlet.name: first

servlet.first.className: SomeServlet

servlet.first.url: /dofirst

Тогда обращение к сервлету из браузера примет вид http://localhost:81 /dofirst (рис. 4.2).

Сервлеты Java предоставляют платформонезависимый метод создания Web- приложений (это не бесспорно, однако мы не будем рассматривать этот вопрос глубже, поскольку тогда нам потребуется определиться с тем, что понимать под Web-приложением, что не входит в перечень рассматриваемых тем), причем многие приложения отличаются быстротой в работе и лишены тех ограничений, которые имеются у CGI-приложений. Сервлет работает под управлением Web-сервера и, в отличие от апплета, не требует графического интерфейса пользователя. Сервлет взаимодействует с сервером, обмениваясь с ним запросами и ответами. Клиентская программа обращается к серверу с запросами. Запрос обрабатывается сервером, передается сервлету, сервлет посылает ответ через сервер клиенту. На сегодняшний день сервлеты весьма популярны при создании интерактивных Web-приложений. Существует множество Web-серверов, способных работать с сервлетами, среди них такие серверы, как Tomcat, iPlanet Web Server (ранее Netscape

Enterprise Server), Blazix. J Builder Enterprise использует сервер Borland Enterprise Server (BES), входящий в состав пакета, а также поддерживает работу с серверами Web Logic, WebSphere и iPlanet. J Builder Enterprise Server включает в себя сервер Tomcat, который используется "по умолчанию".

Рис. 4.2. Обращение к сервлету

Одним важным преимуществом сервлетов является скорость их работы. В отличие от приложений CGI сервлеты загружаются в память лишь один раз и затем выполняются непосредственно из памяти. Сервлеты по существу являются многопоточными приложениями. К тому же они платформонеза- висимы, поскольку написаны на языке Java.

Технология JSP, которой посвящена глава 3, является расширением технологии сервлетов, в JSP особое внимание уделяется работе с HTML- и XML- документами. В составе HTML- и XML-кода JSP-фрагменты находят свое наиболее частое применение. Как сделать выбор и решить, что использовать: сервлеты или серверные страницы? Сервлеты более подходят для решения задач низкоуровневого программирования и менее приспособлены для решения задач создания логики представления приложения. Серверные страницы JSP, наоборот, в основном сконцентрированы на том, как представить результат пользователю в наиболее удобном виде. Серверные страницы создаются встроенными в HTML-код, используя стиль создания HTML-документов. Технология JSP предоставляет гораздо более богатые возможности, чем простой HTML. Страницы JSP могут предоставлять возможности реализации логики приложений с использованием простых компонентов Java, а также серверных компонентов EJB, путем создания пользовательских библиотек ярлыков. Сами по себе серверные страницы Java могут являться модульными, многократно используемыми компонентами, работающими с логикой представления, которые можно использовать совместно с различными шаблонами и фильтрами. JSP-страницы преобразуются в сервлеты, поэтому теоретически можно пользоваться исключительно сервлетами. Однако технология JSP создана для того, чтобы упростить процесс создания Web-документов, отделив логику представления приложения от содержания документа. В большинстве случаев отправляемый клиенту ответ состоит как из шаблонов представления документа, так и из данных, которые генерируются автоматически, заполняя шаблон. В таких ситуациях оказывается много легче работать с JSP, чем с сервлетами.

С момента появления языка программирования Java прошло уже почти двадцать лет. За это время Java пророчили смерть и забвение, программисты на сях смеялись над ее тормознутостью и жадностью к ресурсам. Но были и те, кто поверил в Java, они разрабатывали всевозможные библиотеки, развивали сообщество, упорно доказывали, что для Java нет пределов: realtime, embedded, ИИ - возможно все. Мы решили не оставаться в стороне и сделать в этой рубрике небольшой цикл статей по Java. Поехали!

Ваш чайник выбирает Java

По заверениям самой Oracle, на сегодняшний день виртуальная машина Java установлена на более чем трех миллиардах устройств. И это не только компьютеры и смартфоны, но и фотоаппараты, телевизоры, Blue-ray-проигрыватели, принтеры, сим-карты, банковские автоматы и даже автомобили. Этот список будет неуклонно расти, а вместе с ним и предложения от работодателей для Java-программистов. Даже сейчас количество вакансий для программистов Java превышает остальные. И компании готовы платить все больше и больше, переманивая сотрудников и организуя более выгодные условия труда.

А чем же она хороша?

Программистов Java привлекает минимализмом синтаксиса. Никаких лишних модификаторов и служебных слов. Даже отсутствие множественного наследования, которое поначалу несколько смущало программистов на С++, в итоге оказывается разумным и оправданным. Простая логика, автоматическая работа с памятью, подробная документация, форумы с ответами на всевозможные вопросы, открытый код - все это позволяет быстро вникнуть в процесс разработки и значительно уменьшает количество потенциальных ошибок. Даже индийские крестьяне осваивают Java за пару месяцев, по крайней мере так говорится в их дипломах:). Кроме того, Java - интерпретируемый язык. Исходный код компилятор переводит в так называемый байт-код, который несложно преобразовать обратно, что делает Java особенно привлекательным для реверс-инжиниринга.

Ну-с, приступим

Java - объектно-ориентированный язык, это значит, что все переменные, методы, константы объявляются в рамках какого-либо класса. Кроме классов, есть еще интерфейсы - особая абстрактная конструкция, которая позволяет описать поведение объекта, не указывая конкретную реализацию. И если множественного наследования классов в Java нет, то интерфейсов класс может реализовывать любое количество, что позволяет одному объекту обладать множеством функций, но предоставлять только часть из них.

Типы данных можно разделить на две группы: простые (int, long, char и так далее) и объектные: классы, интерфейсы, массивы. Простые типы всегда и везде фиксированной размерности. К примеру, на любой архитектуре и любом устройстве int занимает четыре байта памяти. Это довольно удобно при вычислениях. Массив данных содержит специальный атрибут length, который хранит размер массива, за что отдельное спасибо разработчикам. Данные разных типов по-разному передаются в методы. Простые типы всегда передаются по значению. Объектные - всегда по ссылке для экономии памяти. Это значит, что если мы передаем int a = 10 и изменяем его значение на 5 в вызываемом методе, то в исходном методе a по-прежнему будет равно 10. Но если мы изменим свойство объекта, то оно изменится и в исходном методе.

Помни о памяти

Хотя программист Java и освобожден от необходимости выделять и освобождать память, незнание некоторых особенностей работы виртуальной машины и сборщика мусора может запросто превратить твою программу в ненасытного монстра, пожирающего процессорное время и всю доступную память.

Создавая новый массив, всегда помни, что гораздо проще создать много маленьких кусочков памяти, чем один огромный. Иначе рискуешь нарваться на ошибку Out of memory, что примерно означает, что память у тебя была, да вся вышла.

Многие программисты, когда переходят на Java и узнают об автоматической очистке памяти, начинают создавать объекты в огромных количествах, надеясь, что все это уберется само. Между тем сборщик мусора подобен машине, которая может убрать мусор, только выброшенный в урну возле дома. Если какие-то данные тебе больше не нужны, не стоит хранить их на всякий случай, как ворох старых открыток, - присвой указателю на данные null, помоги уборщику прибраться:). Также хорошим тоном будет сделать clear для списка, если он тебе уже не понадобится. Помни, объект будет храниться в памяти, пока в коде на него есть ссылки. Даже если твоя программа работает на 16 гигах памяти и вылететь с Out of memory ей не грозит, от переизбытка используемой памяти она будет становиться все более неповоротливой и тормознутой. 99% жалоб пользователей на медленную работу Java-программ связано с неэффективно написанным исходным кодом. Если тебе требуется постоянно создавать объекты, которые используются быстро и больше не нужны, например много мелких сообщений, задумайся о создании пула, в котором будет храниться некоторое количество экземпляров для многократного использования. Помни, создание и удаление объекта - операция дорогостоящая.

За дело, господа

Один пример лучше тысячи слов. Пролистать мануал и посмотреть на стандартные хеллоуворды ты можешь и без нас, поэтому будем считать, что ты это уже сделал и готов к реализации более интересного примера.

Мы с тобой займемся серверным применением Java и напишем небольшую программу для «слежки» за пользователями социальных сетей. Для этого даже не придется трудоустраиваться в АНБ - пользователи сами про себя все выкладывают, а нам останется только эту информацию получить, систематизировать и красивенько отобразить. Возьмем один из популярных социальных сервисов, к примеру foursquare, и нарисуем на карте перемещения наших друзей.

Для начала посмотрим, что мы можем вытянуть из foursquare. Пробежавшись по страничкам для разработчиков , мы обращаем свое внимание на два метода:

  • https://developer.foursquare.com/docs/users/checkins - места, которые посетил пользователь. К сожалению, пока поддерживается только для зарегистрированного в программе пользователя, и ходят слухи, что из-за ограничений в реализации так оно и останется;
  • https://developer.foursquare.com/docs/checkins/recent - места, которые посетили друзья зарегистрированного пользователя. Если немного поиграть с этой функцией, то выясняется печальный факт: для каждого друга возвращается ровно одно место - последнее, где он отметился.

Чтобы пользоваться foursquare API, необходимо зарегистрировать наше будущее приложение, идем по этому адресу: https://ru.foursquare.com/developers/register и заполняем поля (да, в самом foursquare тоже придется зарегистрироваться, но с этим ты прекрасно справишься и без меня).

Из важных полей тут можно отметить только «Название приложения», «Download / welcome page url» (впиши сюда произвольный веб-адрес) и «Redirect URI(s)» - это адрес, на который нас отправит сервер после регистрации. Сюда мы позже впишем нужное значение, а пока можешь просто вписать любой веб-адрес. Жмем «Сохранить», и наше приложение tracker успешно зарегистрировано.

Поднимаемся в облака

Капитан Очевидность передает, что любому серверному приложению для работы требуется сервер. Поднимать сервер самостоятельно геморройно, поэтому воспользуемся популярными сейчас облачными решениями. Спонсором облака выступит корпорация Google, потому что их Google App Engine бесплатен, довольно легок в настройке и использовании. Для начала идем сюда и скачиваем Google App Engine SDK for Java.

Теперь можно приступать к созданию проекта. Для разработки на Java я пользуюсь IntelliJ IDEA, но ты можешь воспользоваться бесплатной и не менее известной средой Eclipse.

Выберем новый проект Java. Назовем его nsa_tracker.


На следующей вкладке отметим слева Web Application и Google App Engine и укажем путь к скачанной ранее и распакованной App Engine SDK.


А теперь откинься в кресле и позволь IDE сделать свое дело. Если ты выбрал IDEA и все сделал правильно, то в результате увидишь готовый проект, который при запуске открывает окно браузера с пустым содержимым. Можно приступать к кодингу.

Начинаем искать

Итак, у нас есть папка с проектом, в которой лежит папка src. Туда мы будем складывать исходники. Исходники в Java группируются по пакетам. Пакет - это папка на диске. Пакеты нужны, чтобы не сваливать все исходники в кучу, а разделять их, руководствуясь принципами логики. Например, код, связанный с пользовательским интерфейсом, логично поместить в пакет ui, сетевые взаимодействия - в пакет network. Это значительно облегчает развитие и поддержку проекта впоследствии. Исторически сложилась практика начинать структуру пакетов с названия компании, за которым следует название программы. Это поможет легко идентифицировать наши исходники среди кучи таких же в дальнейшем. Для нашей программы мы создадим пакет org.nsa.tracker. В нем мы и будем создавать классы.

Для обработки запросов пользователей на сервере используются сервлеты. Сервлет - это класс, который наследует, как правило, HttpServlet и работает по принципу запрос - ответ. Все, что нужно, - это переопределить метод doGet. По запросу от пользователя нам нужно авторизоваться в foursquare, загрузить список чекинов друзей и перенаправить запрос на страницу с картой.

Для работы с foursquare API воспользуемся бесплатной библиотекой foursquare-api-java, которую можно взять отсюда . Библиотека Java представляет собой ZIP-архив с расширением jar, содержащий откомпилированные Java-классы, которые реализуют определенную функциональность. Для авторизации нам понадобятся ClientId и ClientSecret, полученные на этапе регистрации приложения в foursquare. Так как эти параметры не меняются в процессе выполнения программы, объявим их как константы.

Private static final String CLIENT_ID = "FAKE_CLIENT_ID"; private static final String CLIENT_SECRET = "FAKE_CLIENT_SECRET";

Final означает, что данной переменной присвоено окончательное значение, которое не дано изменить. Static делает переменную доступной для всех экземпляров данного класса. Воспользовавшись примером авторизации из библиотеки foursquare-api-java, получим примерно следующий код:

Protected void doGet(HttpServletRequest req, HttpServletResponse resp) throws ServletException, IOException { FoursquareApi foursquareApi = new FoursquareApi(CLIENT_ID, CLIENT_SECRET, CALLBACK_URL); String code = req.getParameter("code"); if (code == null) { // Отправляемся на страницу регистрации resp.sendRedirect(foursquareApi.getAuthenticationUrl()); } else { try { foursquareApi.authenticateCode(code); // Регистрация успешна, загрузим-ка данных Result result = foursquareApi.checkinsRecent("0.0,0.0", 100, 0l); } catch (FoursquareApiException e) { e.printStackTrace(); } } }

Обрати внимание на «throws ServletException, IOException» в объявлении метода. Эта строка означает, что метод потенциально может бросить одно из этих исключений. Исключение в Java - это объект, который сигнализирует о возникновении исключительной ситуации. Они бывают проверяемые и непроверяемые. Проверяемые исключения нужно обрабатывать, окружив часть кода блоком try-catch, или же передавать выше. Непроверяемые исключения, как правило, не обрабатываются, потому что возникают в случаях, когда программа не в состоянии восстановить свое состояние. В данном методе мы обрабатываем только исключение FoursquareApiException.

Когда веб-сервер получает запрос для приложения, он использует дескриптор развертывания, чтобы сопоставить URL запроса с кодом, который должен обработать запрос. Дескриптор развертывания представляет собой XML-файл c названием web.xml. Добавим описание сервлета слежения.

track org.nsa.tracker.TrackerServlet track /track

Теперь запросы по адресу /track будет обрабатывать наш сервлет с именем TrackerServlet. Можно присвоить параметру Callback Url верное значение http://localhost:8080/track.

Для вывода результатов можно воспользоваться Static Maps API, любезно предоставленным все той же корпорацией Google (https://developers.google.com/maps/documentation/staticmaps/). Наш сервлет будет генерировать простую HTML-страницу и возвращать ее в ответ на запрос пользователя.

StringBuilder sb = new StringBuilder("NSA Tracker

"); sb.append(""); sb.append("
    "); index = 1; for (Checkin checkin: result.getResult()) { sb.append("").append(index++).append(" - ").append(checkin.getUser().getFirstName()) .append(" ").append(checkin.getUser().getLastName()).append(""); } sb.append("
"); sb.append("");

Для генерации страницы используется класс StringBuilder, это обусловлено тем, что строки в Java являются неизменяемыми объектами. При конкатенации строк с помощью оператора +. создается новая строка в памяти. StringBuilder позволяет экономить память, так как использует массив char для хранения соединяемых строк. Передаем ответ пользователю:

Byte resultBytes = sb.toString().getBytes("utf-8"); resp.setContentLength(resultBytes.length); resp.getOutputStream().write(resultBytes);

…И все готово. Запускаем и видим что-то похожее на картинку с говорящей подписью «Результат работы программы».


Что дальше?

Приложение можно улучшить, например разделить сбор данных и отображение. Вынести сбор данных в отдельный сервис, который будет работать постоянно и запоминать все перемещения пользователей в базе данных. Тогда отображать можно будет уже не отдельные точки, а связный маршрут. Покопавшись немного в foursquare API, можно извлечь даже больше информации об активности пользователя.

Но надеюсь, мне удалось главное: убедить тебя в том, что Java - это просто и круто. До встречи через месяц!

Книги для Java-программера

Начать изучать язык мы советуем с книги «Java. Руководство для начинающих» (Java: A Beginner’s Guide) Герберта Шилдта. Следующий уровень - «Java. Полное руководство» от него же, а больше о сервлетах ты можешь узнать из книги «Java сервлеты и JSP: сборник рецептов» (Java Servlet and JSP Cookbook) Брюса У. Перри.