Сущность государственной информационной политики: российский контекст. Государственная информационная политика Основные принципы определения информационной политики государства

Введение

информационный безопасность политика

В настоящее время общество развивается с огромной скоростью. Соответственно, с каждым днем у людей появляется все больше и больше новых потребностей, одной из которых является потребность в информации. Каждый человек нуждается в получении, поиске, производстве и распространении информации. Для удовлетворения данной потребности необходимо формирование единого информационного пространства и его интеграция в мировое информационное общество, а также развитие средств информации, формирование информационных ресурсов, которые могут быть доступны всем.

Проблема правового регулирования общественных отношений в области информационной безопасности на данный момент актуальна. Она обусловлена тем, что при повышении роль информации в обществе, увеличивается внутренняя и внешняя угроза как информационному обществу в целом, так и отдельным его компонентам.

Активное развитие информационного общества влечет за собой рост правонарушений в области информационной безопасности. Это обуславливает развитие научно- методологического и правового базиса, который будет обеспечивать эффективное решение этих проблем. В первую очередь необходимо развивать законодательство, действующее в информационной сфере, а также необходима подготовка и переподготовка специалистов, которые обладают знаниями в области правового регулирования информационного общества.

Цели и задачи государственной политики в информационной сфере

Государственная (публичная) политика -- принципиальное руководство к действию для органов государственной власти, прежде всего органов исполнительной власти, касающееся определённых направлений их деятельности, соответствующее законам и социальным обычаям.

Государственная информационная политика -- это особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с воспроизводством и распространением информации, удовлетворяющей интересы государства и гражданского общества, и направленная на обеспечение творческого, конструктивного диалога между ними и их представителями.

Основными целями государственной политики являются:

  • · формирование российского информационного пространства Информационное пространство - это совокупность объектов, вступающих друг с другом в информационное взаимодействие, а также сами технологии, обеспечивающие это взаимодействие.
  • · развитие системы массовой информации
  • · интеграция информационного пространства и международный обмен информацией.

Для того чтобы осуществлять данные цели необходимо развивать кадровый потенциал, но научные и производственные коллективы, действующие в области создания средств информатизации, телекоммуникации и связи, значительно пострадали в результате массового ухода квалифицированных специалистов.

В результате отставания отечественных современных технологий, органам государственной власти приходится прибегать к крайним мерам и закупать импортную технику, а также привлекать иностранные фирмы, из-за чего повысилась вероятность незаконного доступа к обрабатываемой информации. Так как внедрение иностранных информационных технологий в различные сфер общественной жизни с каждым днем повышается, возрастает возможность иностранных государств в применении против России «информационного оружия» .

В связи с обстановкой в Российской Федерации Доктрина информационной безопасности определяет важнейшие задачи, которые требуюn немедленного решения:

  • · разработка и создание механизмов формирования и реализации государственной информационной политики России;
  • · разработка различных методов, с помощью которых можно будет повысить эффективность участия государства в формировании информационной политики государственных телерадиовещательных организаций, других государственных средств массовой информации;
  • · разработка основных положений государственной политики, которая сможет обеспечить информационную безопасность Российской Федерации;
  • · модернизация системы, обеспечивающей информационную безопасность Российской Федерации. Данная система включает в себя совершенствование методов, форм, средств, которые способствуют выявлению и прогнозированию угроз безопасности Российской Федерации в сфере информации.
  • · разработка, принятие и реализация федеральных программ, которые предполагают формирование архивов информационных ресурсов федеральных органов и органов государственной власти
  • · совершенствование нормативной правовой базы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации и др.

Этапы развития государственной политики в информационной сфере

В Российской Федерации государственная политика в информационной сфере формировалась постепенно, таким образом, можно выделить следующие этапы развития:

  • 1. исследование закономерностей общественных отношений в информационно сфере, а также постановка наиболее остро стоящих проблем
  • 2. определение доктринальных и концептуальных установок и их нормативное закрепление
  • 3. определение конкретной задачи государственных органов в основных направлениях внутренней и внешней политики государства
  • 4. анализ и принятие различных концепций развития законодательства в сфере информации
  • 5. разработка и принятие различных законов, непосредственно связанных с информацией
  • 6. подготовка и принятие подзаконных нормативных правовых актов, непосредственно связанных с информацией
  • 7. проектирование и реализация различных государственных программ, которые дают конкретное представление об участии государственной власти в реализации государственной политики в соответствии с их компетенцией

Практически во всех сферах современного общества наиболее ценным ресурсом является информация. Высокая ценность данного ресурса обязывает общество уметь эффективно использовать информацию, что способствует возникновению информационной политики.

В наиболее общем смысле информационную политику можно определить как политику в информационной сфере деятельности общества, образуемой совокупностью общественных отношений в области информации и информационной инфраструктуры как объектов интересов индивида, государства и общества.

В.Д. Попов определяет информационную политику следующим образом Попов В. Д. Социальная информациология и журналистика: Учебное пособие. - М.: Изд-во РАГС, 2006. - 201 с. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.webarhimed.ru/assets/files/Raboti_POPOVA_V.D./socialnaj_informaciologij_i_gurnalistika.pdf (дата обращения 07.03.2016).:

Информационная политика - деятельность общества в сфере властных отношений относительно информации, связанная, в первую очередь, с информационно-коммуникативными отношениями. Это навыки и умения управления такими отношениями, всевозможными информационными процессами, потоками информации, системой средств массовой информации (далее СМИ) и массовых коммуникаций (далее МК) в целях реализации интересов и достижения определенных целей.

Государство, как институт управления, занимает особое место среди субъектов информационной политики, что обусловлено специфической ролью государства в обеспечении функционирования политической сферы общества. Рассмотрим далее, что же представляет собой государственная информационная политика.

В.Д. Попов дает следующее определение государственной информационной политике Информационная политика: Учебник/ Под общ. ред. В. Д.Попова. - М.: Изд-во РАГС, 2003. С. 38.:

Государственная информационная политика -- это совокупность политических, правовых, экономических, социально-культурных и организационных мероприятий, реализуемых государством, направленная на обеспечение права граждан, закрепленного конституционно, на доступ к информации. Государственная информационная политика -- это область жизнедеятельности людей, касающаяся воспроизводства и распространения информации, направленной на удовлетворение интересов государства и гражданского общества, и направленная на обеспечение творческого, конструктивного диалога между ними и их представителями.

Как можно заметить, основной акцент в данном определении ставится на том, что государственная информационная политика - сфера жизнедеятельности, сконцентрированная на обеспечиваемых государством вопросах воспроизводства, распространения и доступа к информации, а также на построении диалога между властью и гражданским обществом. Таким образом, государство является главным субъектом в таком роде деятельности общества, однако это не было отмечено в данном определении, что делает его недостаточно полным.

Рассмотрим следующее определение государственной информационной политики, предоставленное А. В. Манойло Манойло А. В. Государственная информационная политика в особых условиях: Монография. - М.: МИФИ, 2003.:

Государственная информационная политика - мероприятия системы государственной власти и управления по обеспечению условий для эффективного, устойчивого и непрерывного развития системы социально-политических отношений общества при интенсивном воздействии внешних и внутренних факторов, оказывающих на систему как стабилизирующее, так и деструктивно информационно-психологическое воздействие.

А. В. Манойло в своем определении подчеркивает доминирующее положение аппарата управления в сфере социально-политических отношений общества. При этом стоит отметить, что автор не уделил внимание деятельности такого важнейшего объекта государственной информационной политики, как гражданское общество.

Ученые П. Юдге, С. Фогель и В. Мотвилов подходят к рассмотрению государственной информационной политики как к естественной реакции общества, групп лиц и отдельных личностей на события, происходящие на национальном и международном уровнях. При таком подходе деятельность государства и прочих элементов общества рассматривается как реакция на процессы, протекающие на различных уровнях информационных пространств, начиная с локального и заканчивая глобальным уровнем. Сущность государственной информационной политики при этом сводится «преимущественно к выявлению функциональной специфики политики данного типа» Малуев П. А. Источники и функции государственной информационной политики в условиях демократии // Вестник Поволжской академии государственной службы, 2008. №4 (17). С. 25-30..

Таким образом, можно констатировать тот факт, что не существует единого определения государственной информационной политики, и существующие определения могут принципиально отличаться. Одна из основных причин таких различий - существование нескольких подходов к исследованию вопроса информационной политики. Автор Беганов в своей магистерской диссертации выделил основные существующие подходы к определению информационной политики Беганов А.В. Методы социально-психологического воздействия в рамках государственной информационной политики. - МД, 2012.:

· Бессубъектный подход;

· Технико-коммуникационный подход;

· Государственнический подход;

· Социальный подход;

· Специфический информационный подход.

Автором бессубъектного подхода является Н. Ненастьева. Как понятно из названия, при данном подходе к определению информационной политики не выделяется какой-либо субъект деятельности. Вместо этого изучение сосредотачивается на влиянии информационной политики на широкий круг социальных объектов. При бессубъектном подходе информационная политика - систематическое распространение специализированными группами сообщений среди численно больших, разнообразных и рассредоточенных аудиторий с целью воздействия на оценки, мнения и поведение людей и институтов Ненастьева Н. Л. Информационная политика в условиях реформирования социальной структуры современной России: Автореф. дис. канд. полит. наук. - М.: «Ярославль», 2007. - с. 4..

Представителями следующего, технико-коммуникационного, подхода можно назвать И. Наумова, Ю. Сазонова, И. Флис. Главная проблема данного подхода - развитие средств коммуникации. Исходя из этого, прерогатива в изучении полностью отдается развитию отдельной коммуникационной составляющей - техническим средствам коммуникации Наумов И. Информационная политика России - вызовы XXI века. /И. Наумов, Ю. Сазонов, И. Флис. // Парламентская газета, 2003..

Многие исследователи целиком и полностью относят информационную политику в сферу задач государства. Субъектам, задействованным в информационной деятельности и, при этом, не являющимся государственными, уделяется лишь незначительное внимание, либо их деятельность вообще не рассматривается. В. Ницевич сформулировал следующее определение: «информационная политика - это область деятельности всех органов и структур государства во всех сферах общественной жизни, определяемая его законами, нормами его общественной морали» Ницевич В. Ф. Военно-информационная политика государства: теория, императивы, приоритеты. - М.: ВУ, 2001.. В этом заключается государственнический подход к определению информационной политики. Представителями такого подхода также являются А. Брега Брега А. В. Информационное обеспечение военно-политической деятельности государства: Дис. канд. филос. наук. - М, 2000. и Е. Карасева Карасева Е. В. Информационная политика органов исполнительной власти современного мегаполиса: особенности ее формирования и реализации (на примере деятельности г. Москвы): Дис. канд. полит. наук. - М, 2004.. Важно заметить, что развитие лишь государственной сферы и ее ресурсов, без развития аналогичных сфер и ресурсов общественного сектора, как показывает нам исторический опыт, в том числе и российский, является низкоэффективным и ограниченным путем, в особенности в современных условиях информационного общества, при которых развитие информационной сферы должно быть приоритетным как в государственном, так и в гражданском направлениях.

В рамках социального подхода информационная политика - это те или иные регулирующие действия только лишь в информационной сфере общественной жизни Нисневич Ю. А. Информационная политика как фактор демократизации и оптимизации государственного устройства в России: Авторев. Дис. Д-ра политю наук. - М, 2000. С. 25.. Согласно разработчикам «Концепции государственной информационной политики», такая политика представляет собой совокупность целей, отражающих национальные интересы России в информационной сфере, стратегические направления их достижения (задач) и систему мер по их реализации Беганов А.В. Методы социально-психологического воздействия в рамках государственной информационной политики. - МД, 2012.. Сторонниками социального подхода являются В. Цыгичко, Г. Смолян, Д. Черешкин Цыгичко В. Н., Смолян Г. Л., Черешкин Д. С. Информационное оружие как геополитический фактор и инструмент политики. - М.: Институт системного анализа РАН, 1997., Ю. Авинова Авинова Ю. Информационная политика Российского государства на современном этапе: концептуальные и основные задачи. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.dzyalosh.ru/02-dostup/books/info-open/MSU_1a(63-84).pdf (дата обращения: 25.03.2016)..

Специфический информационный подход заключается в отношении к информационной политике как к действиям, направленным на регулирование информационных отношений и наращивание информационных ресурсов. Б. Коваленко, один из представителей рассматриваемого подхода, определяет информационную политику как «...составную часть обшей политики государства, партий, других институтов гражданского общества, направленную на создание благоприятных условий для осуществления информатизации всех сфер общественной жизни, обеспечение информационной безопасности государства, общества и личности, контроля за использованием национальных информационных ресурсов, а также формирование цивилизованного информационного рынка и правовое регулирование информационных отношений в обществе и государстве» Коваленко Б. В. Государственная информационная политика в деятельности ФПС России: Автореф. дис. д-ра филос. наук. - М, 1998. - с. 17-25.. Представителями специфического информационного подхода также являются О. Зубков Зубков О. В. Политика информатизации в военной сфере российского общества: Дис. канд. филос. наук. - М, 2000. и А. Кочетков Кочетков А. А. Информационная политика НАТО: концепция и реализация: Дис. канд. полит. наук. - М, 2003..

Таким образом, рассмотрев несколько ключевых подходов к изучению информационной политики, мы можем убедиться в том, что информационная политика - это сложный и многообразный процесс, в рамках изучения которого возможно множество принципиально разных подходов. Отчасти такая сложность объясняется наличием нескольких основных парадигм информационной политики. Исследователи выделяют три основные парадигмы среди них Попов В. Д. Социальная информациология и журналистика: Учебное пособие. - М.: Изд-во РАГС, 2006. - 201 с. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.webarhimed.ru/assets/files/Raboti_POPOVA_V.D./socialnaj_informaciologij_i_gurnalistika.pdf (дата обращения 25.03.2016).:

1. тоталитарная, механистическая;

2. манипулятивная;

3. дискурсная, диалоговая.

Наиболее эффективной представляется последняя, дискурсная, диалоговая парадигма информационной политики. Диалог между субъектами и объектами информационной политики позволяет подходить к решению значимых проблем для общества с учетом пожеланий всех сторон, а, значит, и наиболее эффективно. К сожалению, данная парадигма редко реализуется на практике, в отличие от первых двух.

Наибольший интерес для данной работы представляет манипулятивная парадигма.

Говоря о манипулировании, следует упомянуть еще один подход к изучению информационной политики, о котором не было сказано ранее. Исследователи кафедры информационной политики Российской академии государственной службы анализируют следующую цепь: государство - СМИ - общественная (социальная) психика, общественное и массовое сознание. Связь между элементами данной цепи имеет крайне сложный характер, обусловленный информационными процессами, отношениями и всем прочим, что имеет место в информационном пространстве Беганов А.В. Методы социально-психологического воздействия в рамках государственной информационной политики. - МД, 2012.. Среди перечисленных, такой подход наилучшим образом подходит для дальнейшего решения целей и задач настоящего исследования, так как следуя именно этой цепи, возможно проанализировать метод манипулирования, применяемый в государственной информационной политике.

Кафедра информационной политики Российской академии государственной службы выделяет в качестве объекта политики государственное управление в сфере информации, в частности, управление системой СМИ и МК; состояние общественного мнения; процессы восприятия, преобразования и распространения информации, т.е. процессы, обеспечивающие права личности, потребности общества и цели государства Попов В. Д. Информационная политика /Под общ. Ред. В. Д, Попова. М.: РАГС, 2003..

Предмет же определен как общие направления развития информации и всего, что с ней связано: информационные процессы, отношения, связанные с информацией, инструменты воздействия на общественное сознание у СМИ и МК, их эффективность, гражданское общество и государство Там же..

В более общем виде, как было упомянуто в начале работы, объект государственной информационной политики - политическое сознание и общественное мнение, а предмет - методы и средства государственного информационного воздействия на общество.

Таким образом, наиболее полным определением государственной информационной политики представляется следующее:

Государственная информационная политика -- это комплекс увязанных по целям и задачам мероприятий институтов государственной власти, проводящихся при взаимодействии с иными институтами политической системы, институтами гражданского общества и другими субъектами и объектами общественных отношений в целях развития общества, его регулирования с помощью информационных средств, развития личности, модернизации и контроля информационной и технологической областей деятельности общества и государства Судоргин О. Информационная политика в информационном обществе: тавтология или смысловой детерминант? // Власть, 2008. №9. С. 23..

Правовая база государственной информационной политики в РФ строится на следующих нормативно-правовых актах: Конституция РФ, Доктрина информационной безопасности РФ (одобрена Советом Безопасности РФ на заседании 23 июня 2000 г.), Гражданский кодекс РФ, Концепция государственной информационной политики РФ (одобрена на заседании Комитета Государственной Думы по информационной политике и связи 15 октября 1998 г.), федеральный закон №149-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», закон №2124-1 «О средствах массовой информации», федеральный закон №7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», федеральный закон №85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене», федеральный закон №126-ФЗ «О связи», закон №5485-1 «О государственной тайне», другие нормативно-правовые акты, регулирующие отношения субъектов в информационной сфере Беганов А.В. Методы социально-психологического воздействия в рамках государственной информационной политики. - МД, 2012..

Несмотря на обширность данного списка, многие эксперты считают, что нормативное обеспечение государственной информационной политики является разрозненным и неполным, а по некоторым вопросам даже содержит противоречия. Например, с одной стороны, статьей 128 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что информация - объект гражданских правоотношений, и данный объект нельзя отнести ни к имуществу, ни к результатам интеллектуальной деятельности, с другой стороны, этот закон не только не предоставляет никакой правовой характеристики информации как объекта гражданских прав, но и вообще не предусматривает возможности возникновения каких-либо абсолютных или относительных гражданских прав (правоотношений) по поводу информации Сидорова О. Ю. Информация как объект абсолютных и относительных гражданских правоотношений: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. - Волгоградская академия МВД России. - Волгоград: Изд-во Волгоградской академии МВД России, 2003. С. 3..

Данная проблема также подчеркивается в самой Доктрине информационной безопасности РФ Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ 09.09.2000 N Пр-1895) // Правовая система «КонсультантПлюс».. Государственная информационная политика, порядок и структура ее формирования должно быть четко определены для эффективной реализации данной политики на практике. Для решения данных проблем Доктриной предусмотрены разработка нормативно-правовых актов, регулирующих процессы распространения информации, ответственности за ее неправомерное использование, реализация норм, регулирующих процесс сотрудничества государственных органов со средствами массовой информации и коммуникации, формирование органов и структур, занимающихся обеспечением информационной безопасности. Автор Ю. А. Нисневич для решения этой же проблемы предлагает создание единого Информационного кодекса Российской Федерации, который по своей сути являлся бы структурированной программой развития информационного законодательства в Российской Федерации, способной менять приоритеты развития вместе с изменениями приоритетов государственной информационной политики. По мнению Ю. А. Нисневича, Информационный кодекс Российской Федерации должен обладать нормативным характером и, при существовании соответствующей возможности, закреплен в виде нормативно правового акта федерального уровня. При этом, данный документ не должен устанавливать единые, неизменные условия, цели и задачи государственной информационной политики Российской Федерации, он должен быть адаптивным к постоянно меняющимся условиям деятельности, приспособлен к возможной смене государственных целей и задач в информационной сфере Нисневич Ю. А. Государственная информационная политика России сегодня и завтра. // Информационное общество, 1999. №2. С. 4-9..

Таким проектом можно считать Концепцию государственной информационной политики Российской Федерации, о которой было упомянуто ранее. Данная Концепция объединяет перечисленные в списке правовой базы нормативные документы, в том числе и Доктрину информационной безопасности РФ, уточняет и развивает ключевые положения данных документов. Несмотря на одобрение Комитетом Государственной Думы по информационной политике и связи 15 октября 1998 г. и Постоянной палатой по государственной информационной политике Политического консультативного совета при Президенте Российской Федерации 21 декабря 1998 г., данный законопроект до сих пор не принят Беганов А.В. Методы социально-психологического воздействия в рамках государственной информационной политики. - МД, 2012.. В качестве ее целей Концепцией выдвигается определение ключевых целей, задач и объектов государственной информационной политики, формирование структуры и порядка ее реализации, определение результатов влияния государственной информационной политики на социально-экономическую, политическую и культурную сферы общества Концепция государственной информационной политики Российской Федерации. // Государственная дума

Федерального Собрания Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.unesco.kz/ip/countries/russia_ru.htm (дата обращения: 30.03.2016)..

В Концепции также определены основные принципы, цели и задачи государственной информационной политики РФ, которые будут подробнее рассмотрены в следующем параграфе.

Сущность государственной информационной политики

В информационно-политическом пространстве каждый актор форми­рует собственные практики, демонстрируя соответствующие способы достижения целей и взаимо­действия со своими контрагентами.

Однако наиболее сильное воздействие на всех участвующих в политических коммуникациях; групп, партий, корпусов граждан и институтов оказывает государ­ство - самый мощный производитель массовой информации в обществе. Именно государство обладает наиболее развитой системой институтов, стремящихся утвердить единые для общества нормы информационных обменов.

Существует четыре возможных типа информационного пове­дения государства, у каждого из которых своя специфика установ­ления и поддержания политических контактов с партнерами и оппонентами. К ним относятся: государственная политика, инфор­мационные кампании, единичные информационные акции, а также действия в режиме постфактум (представляющие собой реакцию го­сударственных структур на некие свершившиеся события, лишающие их возможности целенаправленного воздействия на информа­ционную ситуацию. Все эти типы поведения представляют собой специфические формы реализации или информационного обеспечения (сопровождения) целей государства и отличаются друг от друга механизмами организации политического общения, институциональным дизайном и даже определенными технологиями поддержания коммуникации.

Основным способом поддержания дискурса в сфере власти вы-ступает государственная информационная политика. При этом дан­ный тип политической активности государства может принимать различные формы: либо информационного обеспечения (сопро­вождения) его масштабных задач в различных областях обществен­ной жизни, либо целенаправленной деятельности, развертываю­щейся в информационном пространстве. В первом случае, напри­мер, она может выражаться в долгосрочных информационных усилиях государства, сопровождающих освоение новых экономи­ческих территорий, решении крупных внешних или внутренних конфликтов, проведении выборов в представительные органы вла­сти или какие-либо иные внутриполитические реформы. Во вто­ром - представлять собой действия государства по техническому переоснащению информационной индустрии, установлению но­вого типа взаимоотношений правящего режима со СМИ, проник­новению и закреплению своих позиций на внешних информаци­онных рынках и т.д.

Применительно к решению таких информационных проблем государственную политику в этой сфере можно определить как совокупность взаимосвязанных действий, направленных на создание условий получения гражданами информации, удовлетворяющей их базовые потребности и интересы; развитие соответствующих техни­ческих средств, обеспечивающих создание (обработку, хранение и доставку) информационных ресурсов делового, развлекательного, на­учно-образовательного и иного характера; предполагающих обеспечение международных контактов и связей государства и общества, встра­ивающих институты и структуры власти в наднациональные (гло­бальные) информационные процессы.

Сложный, комплексный характер этих постоянно решаемых государством задач в информационной сфере требует и достиже­ния ряда более частных, вытекающих из его ролевых обязанностей целей.

К ним могут быть отнесены:

· обеспечение юридических прав граждан на получение инфор­мации в соответствии с принципами свободы слова и охраны тайны личной жизни и интеллектуальной собственности;

· обеспечение населению технических возможностей для по­лучения информации на современном уровне;

· борьба с монопольными практиками использования инфор­мации внутри страны и на международной арене (что пред­полагает сочетание государственного протекционизма с от­крытостью информационной политики);

· защита подрастающего поколения от агрессивной инфор­мации;

· постоянное совершенствование систем образования и здра­воохранения на основе внедрения технических достижений в информационной сфере;

· удешевление государственной информации граждан, транс­формация функций государственных органов на основе по­стоянной передачи информации ее потребителям в элект­ронной форме;

· сокращение теневого оборота и препятствование незакон­ному обороту информации;

· постоянное совершенствование организационных и кадро­вых структур, обеспечивающих эффективное достижение целей информационной политики.

Весьма интересен опыт различных стран в реализации инфор­мационной политики, ее институциональном обеспечении. Так, высокая эффективность работы управляющих структур США в немалой степени связана с их деятельностью на информационном рынке. В американской системе исполнительной власти создан офис управления и бюджета США, на который возложена ответствен­ность за использование информационных технологий в стране и постоянный анализ рисков, возможностей инвестиций в эту сферу, осуществления капитальных вложений и др. В структуру государ­ственных органов входит также и совет главных информационных чиновников. В его работе на постоянной основе помимо ответствен­ных государственных служащих участвуют представители различ­ных информационных агентств, крупнейших национальных средств массовой информации. Совет вносит предложения и рекомендации по совершенствованию деятельности государства в информацион­ной сфере, повышению координации работы административных и медиаструктур, ставит задачи в области снижения стоимости ин­формационных технологий, роста производительности в инфор­мационной сфере и т.д.

Перечисленные задачи важны для саморазвития информаци­онной сферы, поддержания коммуникации между институтами власти и обществом и потому предполагают постоянное внимание со стороны государства. Если же государство не в состоянии ре­шить задачу, эту нагрузку берут на себя другие акторы, действую­щие в информационной сфере.

В зависимости от того, является ли решение указанных задач основной формой деятельности государства или же выступает ус­ловием достижения иных целей, роль государственной информа­ционной политики может признаваться либо первостепенной, либо второстепенной. Первая служит показателем того, что в современ­ных условиях без целенаправленной деятельности в информаци­онной сфере нельзя решать существенных для общества задач в любых областях жизни. Вторая демонстрирует зависимую, обслу­живающую роль информационных действий государства по срав­нению с другими его целями, поставленными властью в сферах экономики, социальной или политической жизни.

Однако информационная государственная политика - и чем дальше, тем больше - выступает в качестве системообразующего элемента совокупной деятельности государства в целом, важнейше­го средства поддержания публичного диалога власти и общества. Бла­годаря завоеванию таких позиций она способна не только достигать собственных целей, но и компенсировать неудачи государственного управления в каких-то иных областях общественной жизни. Впро­чем, по тем же причинам эта политика - в случае слабой проработ­ки государственных планов в информационной сфере - может и усугубить неудачи правительства.

Структура государственной информационной политики

Противоречивые проблемы, реша­емые в процессе формирования и развития государственной инфор­мационной политики, обусловливают ее сложную и специфиче­скую внутреннюю структуру.

Институциональную структуру государственной информацион­ной политики составляют организации, формирующие ее содержа­ние и цели. К ним относятся: управляющие и координирующие струк­туры верховной власти; аналитические структуры (представляющие центры ситуационного анализа при различных правительственных ведомствах, в регионах или важнейших структурах власти); базы и банки данных (включая национальные библиотеки); центры (техни­ческой) защиты информации; центры разработки стандартов ин­формационных контактов (для адаптации к мировому политическо­му пространству); пиар-службы при государственных органах и со­ответствующие научно-исследовательские структуры.

В мире существует система определения количественных по­казателей прозрачности, интерактивности и информационной открытости деятельности правительств и готовности населения жить в сетевом пространстве. Например, индикатор прозрачно­сти состоит из суммарной оценки информации министерств и ведомств о своей деятельности. Индикатор интерактивности по­казывает, насколько потребителям удобно пользоваться такой информацией, и т.д. По обобщенному показателю открытости (равному 1,62) Россия в списке из 103 стран занимает 74-е место между Польшей и Саудовской Аравией. Максимальный показатель открытости имеет Дания - 18,19; наибольшая величина индикатора прозрачности также принадлежит ей и со­ставляет 14 (у России - 6). Максимальное значение индикатора интерактивности имеет Монако - 8 (Россия - 2,1). В целом Россия относится к странам второй степени готовности к жиз­ни в условиях сетевых технологий (всего четыре степени).

Еще одна система индикаторов, называемая Индекс ин­формационного общества (ISI), предполагает оценку инфор­мационных технологий. Разрабатываемый на этой основе ин­декс ИО (обобщенно показывающий уровень технологической оснащенности и открытости коммуникаций) служит для оп­ределения степени участия (готовности) страны в информа­ционной революции. Около 98% всех ИТ приходится на долю 55 стран. Место России - в третьей четверти списка, а лидиру­ют государства Северной Европы и США. Наша страна сегодня уступает по технической оснащенности приблизительно в 8 раз, по критерию ИО - в 3,5 раза. Чтобы приблизиться к странам Европы (Англии, Франции, Германии), нам надо повышать соответствующие показатели в 4-5 раз.

Элементами государственной информационной политики вы­ступают публичная, полутеневая и теневая формы деятельности. Поскольку деятельность государства независимо от характера ре­шаемых задач направлена на организацию коммуникаций в пуб­личной сфере, ее основные механизмы и технологии носят явный институализированный характер. Основные усилия государства постоянно направлены на формирование открытых и доступных для общественности способов передачи информации, а создавае­мые властными структурами сообщения специально форматиру­ются для распространения по таким каналам. Таким образом, ин­формационно-коммуникационные связи власти и общества скла­дываются в процессе развертывания открытого форума идей, которыми обмениваются эти два контрагента. В демократических государствах публичность государственной информационной по­литики свидетельствует и о направленности усилий властей на общественные интересы.

Реализация крупных информационных проектов представляет собой очень прибыльный, но одновременно и столь же рискован­ный бизнес. По оценкам специалистов, один доллар, вложенный в информацию, дает в 10 раз больше прибыли, чем нефтяной. Сле­довательно, государство, пытаясь обеспечить свои цели, но не имея при этом права рисковать деньгами налогоплательщиков, должно выбирать соответствующие способы реализации подобных целей.

Кроме того, оно должно акционировать свои информационные структуры, приносящие устойчивую прибыль, чтобы использо­вать их деятельность для нужд населения. Публичный характер дей­ствий государства предполагает, что и характер задач его инфор­мационной политики, и развитие информационных структур и магистралей должны выстраиваться в соответствии с рыночными принципами и отражаться в усилиях власти по повышению уровня жизни населения.

Необходимость не только поддерживать массовые коммуника­ции, но и решать сложные проблемы, связанные с урегулирова­нием отношений внутри правящих слоев или же весьма конфи­денциальных вопросов, вынуждает государство использовать ме­ханизмы налаживания политических коммуникаций полутеневого и теневого характера.

К таким полутеневым методам, в частности, относятся раз­личные действия в дипломатической сфере. Как выяснилось уже после падения Багдада (во время американо-английской акции 2003 г.), перед началом военных действий в страну при­езжал Е. Примаков в качестве личного посланника Президен­та России, чтобы убедить С. Хусейна уйти в отставку. Этот ма­невр - один из базовых элементов проведения информацион­ной политики страны по решению иракского конфликта - длительное время был неизвестен широкой общественности и послужил сохранению дружеских отношений с США и Вели­кобританией.

Сочетание публичных и теневых методов информационного взаимодействия позволяет государству эффективно решать свои проблемы. Удельный вес этих структурных элементов в общей по­литике государства и их временной масштаб (т.е. кратко-, средне-или долгосрочное применение такого рода средств поддержания коммуникации) зависят от конкретной ситуации и типа государ­ственного устройства. Однако в любом случае, если теневые и по­лутеневые формы информационных обменов начинают вытеснять публичные механизмы поддержания политических коммуникаций, это свидетельствует не только об изменении типа государства (вы­холащивании демократических принципов организации власти), но и о качественной трансформации самого информационного про­странства, способного полностью разрушить политические кон­такты власти и общества.

антитеррористический государственный информационный политика

Исследования государственной информационной политики в России получили распространение в постсоветский период ввиду интенсификации развития информационного пространства, обозначившей проблему поиска механизмов регулирования информационных отношений в системе государство-общество. Первоначально государственная информационная политика рассматривалась исключительно как политика в области средств массовой информации, однако со второй половины 90-х наметилась тенденция исследования ее комплексного характера. При этом выводы авторов касательно сущности информационной политики, роли государства в развитии информационной сферы и основных проблем, связанных с формированием и реализацией ГИП основывались на анализе контекстуальных особенностей российского информационного пространства и сложившейся системы осуществления государственной власти. Характеризуя позиции отечественных исследователей ГИП, можно констатировать неоднозначность оценки характера государственной информационной политики России, ее предназначения, приоритетов и направлений. Так, Мелюхин И.С. считает необходимым комплексное рассмотрение процессов, происходящих в информационной сфере общества, и определяет ГИП как регулирующую деятельность государства, направленную на развитие информационной сферы общества, которая охватывает всю деятельность, связанную с созданием, хранением, обработкой, демонстрацией и передачей всех видов информации - деловой, научно - образовательной, новостной и т.п. Мелюхин И.С. Государственная информационная политика: проблемы и перспективы развития. // Информационные ресурсы России 1996. № 4-5. С. 9. Политические коммуникации/ под ред. А И Соловьева. М. 2004. С. 208.

Соловьев А. И., соотнося информационную активность государства с усиливающимися процессами глобализации, трактует ГИП как совокупность взаимосвязанных действий, направленных на создание условий получения гражданами информации, удовлетворяющей их базовые потребности и интересы; развитие соответствующих технических средств, обеспечивающих создание (обработку, хранение и доставку) информационных ресурсов; предполагающих обеспечение международных контактов и связей государства и общества, встраивающих институты и структуры власти в наднациональные (глобальные) информационные процессы. При этом ГИП считается системообразующим элементом совокупной деятельности государства в целом, важнейшим средством поддержания публичного диалога власти и общества. Ветров К.В. выделяет в структуре информационной политики государства ресурсно-технологическую и содержательно-информационную составляющие. В первом случае главной линией ГИП выступает создание адекватных времени технических и технологических условий производства и потребления информации, во втором обеспечение информационной открытости государства, создание для общества условий получения объективной информации. Ветров К В Информационная политика и информационная реальность // Информационное общество, 2002. вып.1 С. 44. С.Э. Зуев анализирует информационную политику в целом как феномен особого рода пространства (информационного), в котором складываются свои специфические формы поведения и деятельности, качественно отличные от тех, что существовали на предыдущем этапе общественного развития. Под информационной политикой понимается контроль над распределением потока информации; информация при этом выступает как инструмент воздействия на целевые группы для достижения заранее запланированного эффекта. Роль государства здесь можно определить как направляющую в формировании информационного пространства и выстраивании определенных отношений с обществом, согласно утвержденным целям и задачам в информационной сфере. Нисневич Ю. А. предлагает наиболее полную трактовку ГИП в рамках управленческого подхода. ГИП определяется как совокупность управленческих решений и методов их реализации для регулирования и совершенствования как непосредственно процессов информационного взаимодействия во всех сферах жизнедеятельности общества и государства, так и процессов (в широком смысле) технологического обеспечения такого взаимодействия. Нисневич Ю.А Информация и власть. М, 2000. С. 35

Наряду с управленческой традицией в анализе государственной информационной политики, ряд исследователей характеризует ГИП с позиций приоритета обеспечения в современном обществе информационной безопасности. Так, В.Д. Попов определяет ГИП как систему целенаправленных коммуникативно-информационных действий по обеспечению информационно- психологической безопасности граждан и страны. Попов В Д Информациология и информационная политика М., 2001. С. 62 Характеризуя современное общество как открытую информационную систему, в которой циркулируют различные информационные потоки, В. Д. Попов указывает на необходимость наличия « интегрирующего вектора» социального развития в виде национального интереса страны. Государственная информационная политика, по мнению В.Д Попова, призвана воздействовать на сознание и психику людей, их поведение и деятельность с помощью информации в интересах государства и гражданского общества. В данных условиях существенно возрастает роль средств массовой информации как основного субъекта информационного воздействия. Таким образом выстраивается цепь: государство-СМИ- массовое сознание, где взаимодействие составляющих приобретает сложный, «описываемый информационными процессами и информационными отношениями характер». Объектом информационной политики становится государственное управление информационной сферой, состоянием общественного сознания, системой средств массовой информации массовой коммуникации; информационные процессы в обществе, отражающие, выражающие и защищающие права личности, интересы общества и политику государства. Попов В Д. Указанные соч, С. 65 Подобной позиции в анализе ГИП придерживается и А. В. Манойло. В работе «Государственная информационная политика в особых условиях» он определяет обеспечение информационно-психологической безопасности и соблюдение национальных интересов государства в информационной сфере как стратегические цели государственной информационной политики, трактуя последнюю как деятельность федеральных органов государственной власти по достижению указанных целей. А. В. Манойло предлагает комплексное видение системы государственной информационной политики (Приложение 1), в которую включает целенаправленные взаимоотношения субъектов и объектов ГИП на разных уровнях государственной власти и управления.

В Российской Федерации официальная точка зрения на сущность государственной информационной политики выражена в Концепции государственной информационной политики, принятой в 1998 г.. Концепция ГИП РФ определяет цели, задачи, принципы государственной информационной политики, основные направления и механизмы ее реализации, результаты воздействия ГИП на социально-экономическое, политическое и культурное развитие России. Согласно Концепции, государственная информационная политика представляет собой совокупность целей, отражающих национальные интересы России в информационной сфере, стратегических направлений их достижения и систему мер, их реализующих. В качестве приоритетных задач ГИП признаются:

  • -модернизация информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;
  • - развитие информационных и телекоммуникационных технологий;
  • -эффективное формирование и использование национальных информационных ресурсов, и обеспечение широкого, свободного доступа к ним;
  • -обеспечение граждан общественно - значимой информацией и развитие независимых средств массовой информации;
  • -подготовка человека к жизни и работе в грядущем информационном веке;
  • -создание необходимой нормативной правовой базы построения информационного общества.

В соответствие с Концепцией реализация Государственной информационной политики базируется на принципах открытости, равенства интересов, системности, приоритетности отечественного производителя, социальной ориентации, государственного поддержки, приоритетности права. Стратегической целью информационной политики признается обеспечение перехода к новому этапу развития России - построению информационного общества и вхождению страны в мировое информационное общество. Под информационным обществом, при этом, понимается ступень в развитии современной цивилизации, характеризующаяся увеличением роли информации и знаний в жизни общества, возрастанием доли инфокоммуникаций, информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте (ВВП), созданием глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их социальных и личных потребностей в информационных продуктах и услугах. Глоссарий по информационному обществу [Электронный ресурс]//шҐу/т1"- вск^у/^оввагу.ги (20 03.2005г).

На сегодняшний день во всем мире имеет место осознание необходимости перехода к информационному обществу, ввиду сложившихся объективных условий и общемировых тенденций. В ряде стран приняты соответствующие документы - Концепции формирования информационного общества, правительственные программы информатизации, иллюстрирующие цели, задачи и механизмы деятельности государств в указанном направлении Подход к формированию информационного общества диктуется общим характером государственной политики. Так, в США в качестве приоритета выделяется технологический аспект. При этом правительство США осознало необходимость масштабной информатизации еще в начале 90-х, а в 1996 г. Бил Клинтон провозгласил создание «информационной супермагистрали.

Во Франции в 2000 г. принята Правительственная программа действий по подготовке вхождения Франции в Информационное общество. Вход Франции в информационное общество объявлен как проблема исключительной важности для будущего страны; при этом действия правительства предполагаются с учетом общественных дебатов. Правительственная программа действий для информационного общества отмечает государственные обязательства, особые пункты, сектора, вопросы и приоритеты, сопровождаемые конкретными предложениями. При этом основную инициативу предполагается передать обществу через участие отдельных граждан, компаний, местных областей и ассоциаций.

В Швеции действует программа «Информационное общество для всех» Министерства промышленности, занятости и коммуникаций. Шведская концепция имеет ярко выраженный социальный характер. Документ представляет цели, ориентации и области приоритетов шведского правительства для способствования адаптации граждан страны к жизни в обществе информационных технологий. Социальный характер шведской политики отражается и в выделении приоритетных областей деятельности: конфиденциальность при использовании ИТ; компетентность в применении ИТ; доступность в использовании ИГ. Шведским правительством осознается возможность разрыва между людьми, имеющими доступ к технологии и возможность ее использования, и теми, кто этих возможностей не имеет. Задача государства, соответственно, - в обеспечении гарантий получения преимуществ для каждого, «независимо от пола, возраста, места жительства или профессии».

В России Концепция формирования информационного общества разработана и принята в 1998 г. по инициативе Государственного комитета РФ по связи и информатизации и Комитета Государственной Думы по информационной политике и связи. В российском варианте ведущая роль в обеспечении процесса перехода к информационному обществу отдается государству за счет:

  • - координации деятельности различных участников этого процесса;
  • -развития институтов демократии и формировании информационно-открытого общества;
  • - создания адекватной новым условиям законодательной и нормативно - правовой баз;
  • - привлечения к активному участию в процессе перехода частного сектора экономики. Концепция формирования информационного общества в России. Одобрена решением Государственной комиссии по информатизации при Государственном комитете РФ по свяш и информатизации от 28 мая 1999г. №32. [Электронный ресурс] //http://www.iis ги /ИЬгагу/г^/шз.ги Ыш1;

Переход к информационному обществу как стратегическая цель государственной информационной политики России предполагает реальную активность органов государственной власти РФ, направленную на развитие информационного рынка, информационной инфраструктуры, удовлетворение информационных потребностей общества, совершенствование правового обеспечения информационного общества. Это происходит посредством принятия и реализации различных целевых программ в данной области. На сегодняшний день в России реализуется Федеральная целевая программа «Электронная Россия на период 2002-2010 гг.», целью которой стало «создание условий для развития демократии, повышение эффективности экономики, государственного управления и местного самоуправления за счет внедрения и массового распространения информационных и коммуникационных технологий, обеспечения прав на свободу, поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, расширения подготовки специалистов по информационным и коммуникационным технологиям и квалифицированных пользователей» Федеральная целевая программа «Электронная Россия на период 2001 - 2010 гг » [Электронный pecypc]//www government gov.ru (11.04.2004); программа «Развитие единой образовательной информационной среды на 2002 -2006 гг.». Разработана программа «Развитие информатизации в России на период до 2010г.», Межведомственная программа «Российские электронные библиотеки», а также «Концепция региональной информатизации до 2010 года». Создан правозащитный фонд «Комиссия по свободе доступа к информации»; действует проект он-лайн «Российская сеть информационного общества -ISN» и др.

Важной частью российской информационной политики является международное сотрудничество. Еще в 1995 г. на встрече стран «Большой 7- ки» был выработан каталог основных правил, в котором определены шесть общих требований к развитию мировой информационной инфраструктуры:

  • - требование об интеграции информационных систем, обеспечивающей их совместное использование,
  • - развитие глобальных рынков информационных сетей и соответствующих услуг,
  • - соблюдение частных интересов и защита информации,
  • - защита авторских прав,
  • -сотрудничество в области исследований и развития информационных технологий,
  • - наблюдение за социальными и общественными проявлениями развития информационного общества.

В 2000 г. уже на саммите большой восьмерки в Окинаве была принята Окинавская хартия глобального информационного общества, в которой обозначились проблемы, связанные с формированием И.О. и наметились пути их решения в рамках деятельности мирового сообщества. В 2003 г. подобная встреча глав государств, посвященная вопросам информационного общества состоялась в Женеве. Результатом встречи стало принятие Декларации принципов информационного общества и соответствующего Плана действий. На сегодняшний день Проблемы информационного общества входят в поле деятельности практически всех международных организаций, в частности, действует программа ООН United Nations Information and Communication Technologies Task Force, программа Юнеско «Информация для всех».

Однако, реализация информационной политики в России сопровождается рядом проблемных факторов, тормозящих движение к информационному обществу мирового уровня.

И. Мелюхин указывает в качестве подобных факторов объективного характера географическую протяженность страны, общее переходное состояние экономики и недостаточное развитие информационной инфраструктуры. Мелюхин И. Принципы формирования основ информационною общества в России. [Электронный pecypc]//www.internews ru (03.01.05). Он также ставит проблему информационной открытости государства как необходимое условие формирования информационного общества. Мешкова Т. А. обозначает проблему «информационного неравенства», имея в виду неравные возможности доступа к информации (в частности к сети Интернет) среди граждан России. См.: Мешкова Т.А. Социально-политические аспекты глобальной информатизации //Полис, 2002. №6 С. 24-34. A.A. Кононов и Г.Л. Смолян самой существенной проблемой считают обеспечение гарантий безопасности используемых информационно-коммуникативных технологий. Речь, в частности, идет о возникновении новых типов угроз, обусловленных, во-первых, внедрением информационных технологий во все сферы общественной жизни и утверждении технологической составляющей как ключевой в процессе жизнедеятельности современных институтов и организаций; во-вторых, интенсификацией проявлений террористической активности с использованием информационного оружия.

В качестве примера ответных действий государства авторы приводят США, где в 2000 г. был принят «Национальный план защиты информационных систем» под руководством Федерального координационного совета по проблемам безопасности информационной инфраструктуры, а после терактов 11 сентября 2001 г. образован Совет по защите критической инфраструктуры США, призванный обеспечить управление безопасностью во всех ключевых системах США.

По сути дела, речь идет об обеспечении информационной безопасности как важной составной части государственной информационной политики. В России понятие «информационная безопасность» впервые было введено в 1990 г. в парламентской комиссии академика Ю.А. Рыжова, которая занималась разработкой концепции национальной безопасности страны. С тех пор были созданы соответствующие структуры в Правительстве РФ, в Администрации Президента РФ, в Совете безопасности РФ, которые занимаются напрямую этими вопросами.

Наряду с практикой, анализом проблем информационной безопасности занимаются представители научного сообщества. В.П. Шерстюк под информационной безопасностью подразумевает защиту национальных интересов в информационной сфере как сбалансированной совокупности социальных интересов личности, интересов общества и государства. Шерсгюк В П. Проблемы информационной безопасности в современном мире. [Электронный ресурсcryptography.ru/db/msg 1Ит1?п^=1169390 (20.03.2005) При этом в качестве угроз информационной безопасности в современном обществе автор выделяет:

  • - расширение возможностей манипулирования массовым сознанием;
  • - возможности использования во вред человеку его персональных данных, накапливаемых различными структурами;
  • - угрозу устойчивости функционирования информационной инфраструктуры со стороны преступных и террористических организаций;
  • - концентрацию СМИ в руках небольшой группы собственников;
  • - угрозу неконтролируемого распространения «информационного оружия».

Ю.С. Уфимцев, Е.А. Ерофеев конкретизируют сущность термина информационная безопасность, разделяя информационную безопасность общества и государства, которая характеризуется защищенностью, а следовательно устойчивостью основных сфер жизнедеятельности (экономики, науки, техносферы, сферы управления, военного дела, общественного сознания и т.д.) по отношению к опасным, дестабилизирующим, ущемляющим интересы страны информационным воздействиям на уровне как внедрения, так и извлечения информации; и информационную безопасность личности - защищенность психики и сознания от опасных информационных воздействий: манипулирования, дезинформирования, оскорбления и др. Уфимцев Ю.С., Ерофеев Р А. и др Информационная безопасность России. М. 2003. С. 8.

При этом исследователи подчеркивают частое использование в качестве средств информационного воздействия средств массовой информации и специальных программных средств для компьютеров. К сказанному можно добавить, что современный терроризм, трансформировавшийся под воздействием информатизации в гигантскую, разветвленную сеть организаций, обладающих мощными средствами информационного воздействия, представляет на сегодняшний день комплекс новых угроз информационной безопасности государств, требующих разработки эффективной системы противодействия.

В Российской Федерации в 2000г. была принята Доктрина информационной безопасности, развивающая Концепцию национальной безопасности России применительно к информационной сфере. В Доктрине был определен ряд задач в области обеспечения информационной безопасности РФ:

  • - разработка основных направлений государственной политики в области обеспечения информационной безопасности;
  • - разработка федеральных целевых программ обеспечения информационной безопасности;
  • - разработка современных методов и средств защиты информации, обеспечения безопасности информационных технологий;
  • - совершенствование нормативно-правовой базы обеспечения информационной безопасности РФ; и др.

Однако реальность последующих лет показала, что деятельность органов государственной власти в области обеспечения информационной безопасности не вполне соответствует поставленным задачам. Ряд исследователей отмечают фрагментарность российской правовой базы обеспечения информационной безопасности, отсутствие должного взаимодействия между соответствующими структурами и скоординированности их работы, отсутствие единой системы отбора информации, подготовки и принятия эффективных решений на высшем уровне, итогом чего, стали, в частности, масштабные террористические акты («Норд-Ост», «Беслан») и большое количество их жертв. Основной проблемой по-прежнему остается формирование целенаправленной, планируемой и программируемой государственной информационной политики, направленной на нейтрализацию потенциальных угроз информационной безопасности РФ. При этом характер данных угроз позволяет говорить о двух направлениях такой политики: технологическом и психологическом. В рамках первого направления речь идет о государственном регулировании киберпространства, о создании адекватной системы противодействия использованию технических достижений информатизации в преступных и террористических целях. В рамках второго о политике в области средств массовой информации, в целях недопущения осуществления через СМИ опасных дестабилизирующих воздействий на массовое сознание. В демократическом обществе СМИ позиционируются как самостоятельный институт, обладающий возможностью формирования общественного мнения, контроля за властью и побуждения ее к ответственности. При этом государство создает правовые основы деятельности СМИ, обеспечивая независимый статус средств массовой информации и регулируя отдельные аспекты их деятельности в соответствии с международно- правовыми нормами в области прав человека и свободы СМИ. В России политика государства в области СМИ проходит в русле концепции построения сильного государства, способного противостоять внутренним и внешним угрозам, в частности угрозе терроризма, и создавать условия борьбы с ним, в том числе и в информационной плоскости. В этих условиях возникает опасная тенденция к установлению чрезмерного государственного контроля за СМИ, в интересах национальной безопасности. Политолог И.Л. Морозов анализирует данную сторону проблемы информационной безопасности в контексте возможного государственного контроля над сетевыми СМИ под предлогом борьбы с терроризмом. И.Л. Морозов считает, что цензура, как таковая, может быть применима для того, чтобы общество сигнализировало государству о том, что оно считает приемлемым в информационном пространстве, а что нет. Морозов И.Л Пределы информационной свободы в российском киберпространстве [Электронный ресурс]// hltp Нmorozov vi/ ru/librarv/infsvob htm, (20.03.2005) При этом автор полагает, что сетевая цензура может сузить возможности научных исследований в области изучения идеологии экстремистских движений, феномена терроризма и др. подобных проблем. Краеугольным камнем обсуждаемых вопросов является хрупкая грань между деятельностью государства в области обеспечения информационной безопасности и соблюдением права граждан на информацию в рамках демократической практики и международных стандартов, другими словами баланс между правом на информацию и защитой от угроз информации. В Доктрине информационной безопасности РФ, принятой в 2000 г., обозначено противоречие между потребностями общества в расширении свободного обмена информацией и необходимостью сохранения отдельных регламентирующих ограничений на ее распространение. В Доктрине указывается, что «недостаточность нормативного правового регулирования отношений в области реализации возможностей конституционных ограничений свободы массовой информации в интересах защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства существенно затрудняет поддержание необходимого баланса интересов личности, общества и государства в информационной сфере». Доктрина информационной безопасности РФ// Российская газета 2000. 28 сентября. Подобное противоречие является дополнительными свидетельством необходимости глубокой проработки проблемы обеспечения информационной безопасности как важной части информационной политики Российского государства.

Вышеизложенное, позволяет сделать следующие выводы:

Сущность информационной политики Российского государства состоит в обеспечении перехода к новому этапу развития - информационному обществу, что предполагает регулирующую деятельность органов государственной власти по развитию информационной сферы. Данное развитие осуществляется посредством принятия и реализации различных федеральных и региональных целевых программ информатизации, через международное сотрудничество в данной области. При этом основной проблемой России, по мнению ряда исследователей, остается обеспечение информационной безопасности личности и общества в процессе информационно-технологического развития. Анализ характера угроз информационной безопасности России позволяет говорить о двух направлениях соответствующей государственной информационной политики: технологическом и психологическом, предполагающих государственное регулирование киберпространства и политику в области СМИ как основного субъекта влияния на массовое сознание. Реальная государственная активность в данных направлениях свидетельствует об отсутствие целенаправленной комплексной программы действий органов государственной власти, являющихся субъектами ГИП, что ставит вопрос глубокой проработки проблемы и формирования стратегии государства по противодействию информационным угрозам.

Политика- это особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с властными отношениями, с государственным устройством, социальными институтами, действие которых ведется в соответствии с законом и призвано гарантировать жизнеспособность граждан, сообществ людей, реализацию их общей воли, интересов и потребностей.

Государственная информационная политика - это способность и возможность субъектов политики воздействовать на сознание, психику людей, их поведение и деятельность с помощью информации в интересах государства и гражданского общества.

В более широком смысле - это особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с воспроизводством и распространением информации, удовлетворяющей интересы государства и гражданского общества, и направленная на обеспечение творческого, конструктивного диалога между ними и их представителями.

Для России проведение грамотной государственной информационной политики означает:

    развитие гражданского общества;

    обеспечение конструктивного диалога между государством и СМИ и властью и обществом;

    признание презумпции открытости информации для граждан и защиту их информационных прав;

    ориентацию главных компонентов информационного пространства на обеспечение свободного обращения информации, воплощения в жизнь конституционного права на свободный поиск, получение, производство информации и ее распространение;

    повышение доверия общества к власти;

    налаживание эффективных взаимоотношений России с другими странами и т.д.

9 сентября 2000 г. Президентом РФ была утверждена "Доктрина информационной безопасности Российской Федерации", подчеркивающая необходимость проведения государственной информационной политики, в основе которой должен лежать национальный интерес России. Это значит, что в нашем обществе, где функционирует огромное множество СМИ, проповедующие самые разные политические, культурные и ценностные ориентации, государство должно задать некий вектор единого движения - проводить государственную информационную политику, отражающую интересы и потребности всего общества в целом. Также государственная информационная политика должна быть направлена на реализацию национальных интересов России в информационной сфере:

1. соблюдение конституционных прав и свобод в области получения и пользования информацией, сохранение и укрепление духовно-нравственных ценностей общества, культурного и научного потенциала страны;

2. информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации, ее официальной позиции по политическим и социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам;

3. развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов;

4. защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.

Для эффективной реализации государственной информационной политики, естественно, должны быть в полной мере привлечены СМИ - так как это один из важнейших источников и каналов передачи информации. В рамках государственной информационной политики деятельность средств массовой информации должна быть направлена на консолидацию общества.

Безусловно, осуществление государственной информационной политики должно являться приоритетной задачей нашего государства, поскольку она является важнейшей составной частью внешней и внутренней политики Российской Федерации.