Советы пользователю. акустика

Как настроить усилитель?

Мы не будем в этой статье решать глобальные проблемы с настройкой правильного звука, рисовать графики, но попытаемся настроить усилитель так, чтобы ничего не сгорело, и играло то, что нужно.

Начнем с того, что человека, установившего в свой автомобиль самостоятельно автоусилитель, трудно назвать новичком в автозвуке! Но так или иначе выбор сделан, усилитель установлен, подключен! Что делать дальше?

УСИЛИТЕЛЬ ДЛЯ САБВУФЕРА.

Перед первым включением все регуляторы возвращаем на исходную позицию - это либо" 0 "либо" min", переключатели выставляем на нужное значение. На рисунке типичный одноканальный басовый усилитель. Верхний переключатель " PHASE " нужен для согласования фазы сабвуфера с фронтальными динамиками, у него две позиции в этом усилителе, при включении динамик меняет фазу на 180 градусов. При отсутствии этой функции, можно просто поменять полярность на динамике.

Нижний переключатель нужен для выбора работы в мостовом режиме, когда вы подключаете сразу два усилителя, связь между усилителями осуществляется по шине и настройки фильтров производятся только на главном усилителе, который именуется "MASTER" . При использовании только одного усилителя проверьте этот переключатель, он должен быть в положении "мастер", если его переключить, ничего страшного не произойдёт, но звука вы не услышите.

Если вы используете двух-канальный усилитель, вероятнее всего, он может работать в полную полосу воспроизводимых частот, для выбора полосы используют еще один переключатель: HP -FULL- LP

HP F-срезается всё что ниже выбранной частоты

Full-полный диапазон

LPF- срезается всё, что выше - то, что доктор прописал для нашего сабика.

Если все подключения сделаны верно, можно подать напряжение и сделать первое включение. На вашем головном устройстве, установите минимальную громкость, при которой слышно шум из динамиков и можно понять, все ли работает, в том числе и сабвуфер .

Настройку производим на музыкальном материале, лучше подобрать из старенького, то, что знаем, как звучит. Громкость на Г/У выбираем так, чтобы фронтальные динамики не перегружались, это особенно слышно на быстрых треках. Устанавливаем значение " LEVEL" на усилителе так, чтобы сабвуфер стало слышно, при этом следим за ходом динамика. Проводить тестирование сабвуфера с открытым багажником не стоит, при правильном проектировании при открытии багажника ход должен увеличится и на больших мощностях может стать фатальным для самого динамика, поэтому не надо сразу делать максимальную громкость, нужно дать поиграть динамику какое-то время, чтоб саб размялся! Разминка саба вообще тема отдельная, от того, как это сделано, зависит, как долго динамик будет вас радовать.

Будем считать, что предварительная настройка по громкости сабвуфера произведена, проверяем настройки магнитолы, включаем уровень в среднее положение: у PIONEER - это саб в ноль, на ALPINE - +5. После чего необходимо задать частотный коридор, в котором будет играть сабвуфер. Для разных типов сабвуферного оформления частота в которой динамик будет работать, имеет большое значение. Самый распространенный тип сабвуферного оформления - Фазоинвертор,реже Закрытый Ящик, еще реже ЧВ и Рупор.

Для: ЗЯ......... 20- 73 Гц

Фи............30- 50 Гц

Сразу предупреждаю, что это начальные значения, которые вы установите при первом включении, в дальнейшем можно выбрать другие значения, но по опыту, они не сильно будут отличаться от указанных.

Для ЗЯ имеет место быть мнение, что для этого оформления не нужен "сабсоник"(срез инфранизких частот), так оно и есть, но в последнее время музыка стала другой, и искусственные басы могут достигать инфранизких частот, при этом динамик воспроизводить звук не будет, но катушка будет получать по полной программе,что приведет к её перегреву и выходу из строя. Так что он вам не помешает, если он есть, включите его!

Высота верхнего среза ЗЯ чуть выше,чем у ФИ, это обусловлено возможностью согласовать этот саб с фронтом, на более высоком частотном уровне, до возможной локализации звука.

Мне, как врачу-неврологу, приходится лечить пациентов с головной болью напряжения. Весьма часто она встречается у людей длительно работающих за экраном компьютера. В то же время, несмотря на повальную замену мониторов с электронной лучевой трубкой на жидкокристаллические, такой патологии становится все больше.

Причина в том, что большинство офисных работников даже не представляют, что можно настраивать в ЖК мониторе, кроме яркости и контрастности. Пользователи считают, что жидкокристаллическая панель сама по себе не может представлять опасности для здоровья, поскольку отсутствует сильное электромагнитное поле, мягкое рентгеновское излучение и мерцание экрана, присущее мониторам с электронной лучевой трубкой.

К сожалению, неправильно установленный и настроенный монитор с жидкокристаллической матрицей может доставить много головной боли своему хозяину. В этой статье сделана попытка в сжатой форме объяснить основные принципы правильной настройки жидкокристаллических мониторов для работы с текстом и домашних развлечений.

Для профессиональной работы с графикой некоторые мои советы по настройке будут вредны, поскольку основное значение в статье придается снижению утомляемости при длительной работе за ЖК монитором.

Немного теории

Изображение на жидкокристаллической панели формируется путем прохождения света от ламп (или светодиодов) подсветки через матрицу, формирующую цвет отдельных точек на экране. Для передачи данных от компьютера к монитору используется либо аналоговый интерфейс VGA, либо цифровой DVI.

Цифровой интерфейс позволяет передавать данные без помех, благодаря чему на вход блока монитора, управляющего выводом на экран картинки, данные от видеокарты поступают без искажений.

Для аналогового интерфейса все не так просто. Поскольку сигнал VGA должен преобразовываться дважды - из цифрового в аналоговый на выходе видеокарты и из аналогового в цифровой на входе монитора, требуется тщательная подстройка блока преобразования аналогового сигнала для правильного отображения изображения на экране.

Настройка монитора с аналоговым интерфейсом

Для правильного отображения картинки на экране жидкокристаллического монитора с аналоговым интерфейсом требуется настроить параметры положения картинки на экране, частоты синхронизации и фазы.

Обычно положение картинки на экране и частота синхронизации адекватно настраиваются в режиме автоматической подстройки.
Проверить качество настройки положения картинки достаточно просто: запустите программу Nokia Monitor Test (http://www.noo.com.by/download/mon_test_ru.zip) и выберите пункт меню «Геометрия» - по краю изображения должна быть пунктирная линия, если с какой-либо стороны экрана ее не видно, придется подстроить положение изображения вручную - пункты меню настройки монитора «H.Position» (положение по горизонтали) и «V.Position» (положение по вертикали).

Для проверки частоты синхронизации потребуется выбрать пункт меню «Муар» из Nokia Monitor Test - при неправильном значении появятся вертикальные полосы на экране. Если картинка имеет такое искажение, придется вручную подстроить параметр «Clock» в меню монитора.

Одной из самых частых причин проблем с отображением аналогового сигнала является не совсем точная подстройка фазы преобразования аналогового сигнала в цифровой. При неточной настройке фазы изображение на экране будет мерцать, могут появиться горизонтальные волны на тестовом изображении «Муар» в Nokia Monitor Test. Для избавления от этого дефекта требуется изменить настройку частоты обновления экрана в свойствах драйвера видеокарты на рекомендуемую производителем монитора (обычно 60 или 75Гц). После этого можно подстраивать фазу «Phase» в меню монитора.

Иногда даже при ручной подстройке изображение на экране монитора все равно мерцает - скорее всего, на кабель аналогового интерфейса действует какая-либо наводка - для нивелирования этого фактора требуется обязательно подключать компьютер и периферийные устройства только к розеткам с работающим заземлением. Также следует подальше отодвинуть кабель интерфейса от кабелей питания монитора и компьютера.

Установка сетевого фильтра также не помешает - даже для монитора с цифровым интерфейсом колебания напряжения в сети электропитания могут привести к мерцанию изображения на мониторе за счет колебаний яркости подсветки.

Настройка яркости и контрастности

Важным для снижения утомляемости глаз является правильная установка яркости подсветки экрана монитора. Поскольку глаз человека лучше всего приспособлен для восприятия отраженного света, то слишком яркая подсветка экрана может привести к повышенной утомляемости зрения и головной боли.

Желательно устанавливать значение яркости на комфортный минимум, для большинства жидкокристаллических мониторов характерны слишком высокие значения яркости подсветки для заводских установок. Следует отметить, что глаз достаточно быстро приспосабливается к более низкой яркости экрана монитора, что служит основанием для еще большего снижения яркости.

Для тестирования правильности настройки существуют тестовые картинки для контрастности и яркости (в приложенных файлах). При правильной настройке контрастности и яркости должны быть различимы цифры более 250 (для контрастности) и цифры менее 5 (для яркости).

Другие важные настройки

Из-за увеличения диагонали экрана расстояние между экраном и глазом пользователя имеет тенденцию к росту, причем стандартные значения размеров шрифта оказываются слишком малы для комфортной работы.

Для более комфортной работы в диалоге установки свойств экрана имеется возможность изменения масштабирования для отображения шрифтов на экране (стандартный масштаб - 96 точек на дюйм), для комфортной работы для расстояния от глаза до экрана в 80см обычно нужен масштаб 120 точек на дюйм или больший.

Некоторые пользователи вместо масштаба изображения меняют разрешение картинки, выводимой на монитор. При этом электроника монитора "растягивает" картинку до полного экрана и создается видимость масштабирования.

Однако, при этом способе велики искажения, что приводит к большой утомляемости глаз при работе с "не родными" разрешениями. Поэтому установка в свойствах экрана разрешения, соответствующего физическому разрешению монитора обязательна (в том числе и для игровых приложений).

Выбор цветовой температуры для белой точки на экране важен для быстрой адаптации зрения при переводе взгляда на окружающие предметы и обратно на экран. При окружении теплых тонов и искусственном освещении лампами накаливания желательно устанавливать более теплую цветовую температуру.

Заключение

Надеюсь, данная статья поможет читателю настроить свой ЖК монитор так, чтобы глаза и мозг меньше уставали от работы за компьютером. Естественно, правильно настроенный монитор не избавляет от необходимости перерывов в работе и гимнастики.

Для тех, кто хочет получить больше полезной информации об устройстве и принципах функционирования мониторов с жидкокристаллическими панелями существует весьма информативная страница:

В качестве преамбулы к данному разделу мы решили привести набор базовых рекомендаций компании THX относительно установки и настройки сабвуферов в прямоугольных комнатах. Заключается он, собственно, вот в чем: существует несколько вариантов установки сабвуферов в зависимости от того, сколько их у вас имеется. В небольших комнатах всегда есть проблемы со стоячими волнами, портящими бас. Следующие пять мер помогут взять их негативное влияние под контроль:

  • Выбирайте комнату таких размеров, чтобы ее модальные частоты не пересекались;
  • Располагайте места просмотра вдали от модальных пиков и провалов;
  • Располагайте сабвуферы так, чтобы они помогали лучше контролировать амплитуду стоячих волн;
  • Используйте низкочастотные поглотители в целях убрать излишки басовой энергии;
  • Применяйте эквалайзер или электронную коррекцию (в самую последнюю очередь, когда все остальное уже было максимально оптимизировано).

В целом же, если у вас имеется в распоряжении четыре сабвуфера, THX рекомендует начать с расстановки их по всем четырем углам. Если их два, поставьте их посредине у фронтальной и тыловой стен. Если сабвуфер один, расположите его в одном из фронтальных углов. Далее слушайте разницу от места к месту и двигайте сабвуферы вдоль стен до тех пор, пока не получите самого ровного звукового покрытия зоны просмотра. Наличие возможности подвигать сабвуфер по комнате часто перевешивает все плюсы варианта, наглухо встроенного в стену. Следуйте приведенным рекомендациям по расстановке, производите необходимые акустические измерения и всегда верьте своим ушам.

Исходя из этого, становится понятно, сколько времени и внимания стоит уделять расположению сабвуферов, акустическому оформлению комнаты, а сколько – финальной тонкой настройке или, как ее часто называют, калибровке. И все же, максимум результата мы получим, пройдя весь путь. Так в чем же заключается этот последний этап? Давайте по порядку. Сначала разберемся в настройке единственного сабвуфера.

Настройка единственного сабвуфера

Берем в расчет следующие исходные данные (их же рекомендуем рассматривать в качестве стартовых на этапе поиске места для сабвуфера):

  • если на сабвуфере имеется регулятор ФВЧ (LPF), он установлен в максимальное значение (как правило, 120 Гц);
  • Переключатель фазы (Phase) на сабвуфере установлен в положение «0» или «Normal», регулятор фазы (при наличии) установлен в крайнее положение, указывающее на «0»;
  • Регулятор громкости сабвуфера установлен в положение 1/3 от максимального значения;

Органы управления встроенного усилителя сабвуфера Velodyne
  • На AV ресивере все колонки установлены в «Small», сабвуфер включен, а частота раздела кроссовера для всех колонок установлена в 80 Гц;
  • На ресивере выбран режим звучания «Stereo» или ему подобный так, чтобы ваш сабвуфер гарантированно получал и воспроизводил НЧ-составляющую звуковой дорожки (для уверенности, можете потрогать рукой динамик – должны ощущаться его колебания).

Пример GUI экранов настроек в AV ресивере Pioneer

Настройка фазы

Первым делом необходимо правильно установить фазу сабвуфера, т.к. это очень сильно влияет на все последующие манипуляции. Система считается согласованной по фазе, если НЧ-динамики основных АС и сабвуфера синхронно двигаются туда-сюда. Если же их динамики двигаются несинхронно, происходит перехлест НЧ-волн и они друг друга гасят. В результате вы услышите меньше баса, а система будет считаться работающей не в фазе.

К сожалению, в связке сабвуфера и основных АС может возникнуть еще одна проблема. Если колонки будут играть одни и те же басовые ноты, что и сабвуфер, в какие-то моменты будут возникать горбы на определенных частотах. На других частотах могут появиться провалы. Решением будет поручить воспроизведения низких частот одному лишь сабвуферу, установив основные АС в положение «Small» в меню ресивера. Это будет способствовать получению более ровного баса по всей комнате.

Для получения наилучшего баса требуется найти правильное положение переключателя фазы, при котором SPL в месте прослушивания будет максимальным. Этого можно добиться с помощью подачи на ресивер тестового сигнала на частоте раздела кроссовера (в нашем случае 80 Гц) и шумомера (SLP meter). Нужно включить тестовый сигнал, замерить SPL в точке прослушивания, щелкнуть переключателем фазы, снова замерить SPL, затем сравнить полученные цифры и сделать однозначный вывод. Переключатель фазы, соответственно, нужно оставить в положении, когда уровень звукового давления максимален. Если у вас нет шумомера, придется довериться своим ушам. В этом случае включите музыку (не фильм) с повторяющейся басовой партией (барабан или бас-гитара). Пощелкайте переключателем фазы и остановитесь на том, где бас более «полный» и «быстрый». Если вы не слышите разницы, оставьте переключатель в положении «0» или «Normal».

Пример переключателя фазы сигнала на усилителе сабвуфера

К счастью, большинство сабвуферов имеют переключатель фазы, а продвинутые модели – даже поворотный регулятор, позволяющий плавно изменять ее значение от 0 до 180 градусов. А если вам лень вставать с дивана, то и на этот случай есть один маленький трюк: изменение значения расстояния до сабвуфера (она же задержка сигнала) в меню AV ресивера оказывает аналогичное влияние, как и плавное вращение регулятора фазы на самом сабвуфере. Выбирайте, что вам ближе к душе, и действуйте!

Пример плавного регулятора фазы сигнала на усилителе сабвуфера

Настройка уровня громкости и частоты раздела кроссовера

После того, как настроена фаза, можно переходить к настройке уровня громкости сабвуфера. Для этого достаточно воспользоваться встроенным в любой AV-ресивер или процессор тестовым сигналом, который, как правило, он воспроизводится на уровне в 75 дБ (розовый шум). В идеале следует использовать специализированный генератор тестовых сигналов или, как минимум, диск с их записями. Даже не пытайтесь произвести настройку уровня на слух – ничего хорошего из этого, как правило, не получится. Для корректной настройки уровня нам потребуется шумомер или SPL-meter. Включаем тестовый сигнал, смотрим на шумомер и настраиваем уровень сабвуфера так, чтобы прибор показал заветные 75 дБ. Можно пойти дальше и настроить уровень еще более точно. Для этого в качестве тестовых сигналов необходимо использовать 4 синусоиды из диапазона на 1\3 октавы ниже 50 Гц и 4 синусоиды из диапазона на 1\3 октавы выше 50 Гц (например, 42, 45, 46, 48 и 54, 58, 62, 64 Гц). Нужно измерить SPL на каждой из частот, вычислить их среднее арифметическое и произвести корректировку уровня сабвуфера. И так до тех пор, пока среднее значение не станет равным 75 дБ.

Примеры портативных шумомеров (SPL Meter)

Не забываем проверить все остальные каналы нашей системы, которые также должны выдавать те же самые 75 дБ. На этом настройка громкости сабвуфера завершена. Переходим к настройке кроссовера.

Кроссовер – это аналоговый или цифровой блок, отвечающий за то, какой диапазон частот конкретного канала в итоге отправится на тот или иной громкоговоритель или динамик. На вход кроссовера поступает полнодиапазонный сигнал (20-20000 Гц), а на выходах он уже разделен на два и более канала, каждый из которых уже имеет ограниченный сверху или\и снизу определенной частотой диапазон исходного сигнала. На графике АЧХ в теории это выглядит так:

Работа кроссовера на графике АЧХ

Именно кроссовер позволяет «перенаправить» бас со всех 5 или 7 саттелитов вашего на сабвуфер для его более корректного воспроизведения в местах просмотра.

Все настройки кроссовера необходимо выполнять на AV ресивере\процессоре, а не на самом сабвуфере. Если ваши фронтальные АС являются большими и способны на достойное воспроизведение басовых нот, смело выставляйте для них частоту раздела кроссовера на 80 Гц. Если же они небольшие (полочные, настенные или встраиваемые), поставьте частоту раздела на 100-120 Гц. Согласно рекомендациям Звукозаписывающей академии США, наилучший результат дает установка частоты раздела кроссовера в диапазоне от 80 до 100 Гц.

Пример экрана настройки кроссовера в меню AV ресивера

Более точную настройку кроссовера позволит осуществить лишь наличие измерительного оборудования, позволяющее увидеть кривую АЧХ. Такое оборудование обычно называют спектроанализатором или Real Time Analyzer (сокращенно RTA). Цель всех наших манипуляций остается прежней – получение максимально линейного графика АЧХ. В плане выбора правильной частоты раздела кроссовера данная цель достигается путем многократных и последовательных замеров АЧХ, каждый раз изменяя частоту раздела на минимальное возможное количество единиц (как правило, это 5-10 Гц). «Прощупав» таким образом диапазон от нижней пограничной частоты АС до 100-120 Гц, выбираем и останавливаемся на варианте, где график АЧХ наиболее линеен.

Портативный двухканальный анализатор спектра (RTA) Phonic PAA6

В большинстве случаев, когда у вас имеются большие напольные АС, способные играть довольно низко, их будет проще согласовать с сабвуфером, нежели небольшие полочные АС, которыми располагает большинство. Однако совсем не обязательно наилучший результат можно получить, установив частоту кроссовера в минимальное значение с целью нивелировать особый почерк сабвуфера на частотах, которые и так способны воспроизвести АС. Если частота раздела установлена на минимальное значение, сабвуфер не сможет простимулировать динамики основных АС в районе их резонансной частоты, позволяя им быть доминантным генератором колебаний. Если частоту среза поставить слегка выше, звуковые волны сабвуфера и основных АС смогут друг друга усилить, порождая в итоге более ровный и приятный уху бас. Имейте это в виду.

Применение эквалайзера и электронной коррекции

Как вы, наверное, заметили, эквализация и электронная коррекция стоят последними в ряду мер, которые вы можете применить для того, чтобы заставить ваш сабвуфер заиграть на все 100%. Такое положение вещей не случайно, не смотря на всю привлекательность сразу включить автоматическую настройку и забыть обо всем остальном, как о страшном сне. Все описанные в данной статье мероприятия по настройке сабвуфера стоят сугубо в порядке убывания степени их влияния на итоговый результат в целом. Изменение данного порядка крайне не рекомендуется, ибо легко может привести к неудовлетворительным результатам, исправить которые можно, лишь повторив все мероприятия заново и по порядку. Так что сэкономьте свое время и сделайте все правильно с самого начала.

Итак, возвращаясь к эквалайзерам и электронной коррекции, следует заметить, что большинство инсталляций происходит без их применения инсталляторами. С одной стороны, зачастую можно добиться хорошего результата, правильно действуя на предыдущих стадиях, а с другой стороны далеко не всегда в распоряжении имеется необходимое оборудование или функционал в ресивере\процессоре. Многое тут зависит от продвинутости и стоимости конкретной модели. Недорогие ресиверы не смогут вас порадовать наличием продвинутой версии системы автокалибровки, работающей, в том числе, в диапазоне ниже 1 кГц, а эквалайзер для LFE канала скорее всего будет ограничен 4 фиксированными полосами (например, 25, 50, 85 и 120 Гц). Такой набор инструментов никак нельзя назвать удовлетворительным для решения нашей задачи. Топовые модели AV ресиверов и процессоры всегда имеют на борту полнодиапазонную систему электронной коррекции акустики помещения или автокалибровки (Audyssey, ARC, YPAO и др.) и параметрический эквалайзер с приемлемым разрешением. Если же нет доверия к инструментарию процессора, вы вправе задействовать на канале сабвуфера выделенный эквалайзер. Самая важная характеристика эквалайзера в случае его использование в связке с сабвуфером – это его разрешение. Чем выше будет разрешение, тем более точную коррекцию АЧХ он позволит вам сделать. В идеале, оно должно быть не меньше 1/12 октавы на полосу. И совсем другое дело, когда речь идет о параметрическом цифровом эквалайзере. В этом случае вы вольны производить корректировки практически на любой частоте.

Двухканальный графический эквалайзер LA Audio

Основное правило эквализации применительно к сабвуферному диапазону частот – срезайте горбы, но не трогайте провалы . Любой провал на графике АЧХ в НЧ-диапазоне говорит нам о расположении либо слушателя либо сабвуфера вблизи нулевой узловой точки стоячей волны. Попытка выправить эту частоту эквалайзером лишь добавит искажений, но никак не повлияет на слышимость нужной ноты. Помните об этом.

Современной альтернативой графического или параметрического эквалайзера являются разнообразные системы электронной коррекции акустики помещения (или автоматической калибровки звучания) . Данные решения присутствуют в большинстве современных AV ресиверов и процессоров. Они позволяют практически в автоматическом режиме произвести основные настройки звучания системы окружающего звучания вашего . Все, что для этого нужно, поставить в определенном месте идущий в комплекте измерительный микрофон и следовать инструкциям. Система сама воспроизведет тестовые сигналы и проведет их измерение в нескольких точках комнаты, после чего выдаст рекомендации по настройке следующих параметров:

  • Small или Big для каждой пары колонок (Front, Center, Surr и т.д.);
  • Частоту раздела кроссовера для каждой пары колонок;
  • Расстояние до каждой из колонок, включая сабвуфер.

Настроечный микрофон от ресивера с системой автокалибровки Audyssey

Попутно с этим система автокалибровки рассчитает и будет готова применить специальный частотный фильтр, наложение которого на текущую АЧХ каждого из каналов позволит (в теории) сделать ее максимально линейной. В отличие от параметрического эквалайзера системы автокалибровки наподобие Audyssey MultiEQ оперируют сотнями т.н. точек на кривой АЧХ, инвертируя провалы и горбы с ювелирной точностью именно там, где это необходимо. Повторить подобное с помощью самого продвинутого параметрического эквалайзера (речь о полном диапазоне частот) не получится. В отношении низкочастотного диапазона еще можно поспорить, однако использование автоматической системы точно позволит сэкономить время и, скорее всего, увенчается более плоской АЧХ.

Принцип работы системы Audyssey в сравнении с обычной эквализацией

Если вы решили задействовать подобную систему, не забудьте потом вернуть на свои места настройки АС (Small вместо Big, значения частоты раздела кроссовера и расстояние до колонок) – здесь автокалибровка легко может «дать петуха». Нельзя доверяться ей на все 100%, особенно когда мы уже произвели все необходимые замеры и настройки собственноручно.

Особенности настройки системы из нескольких сабвуферов.

Теперь давайте уделим внимание настройке басового звена , состоящего из нескольких сабвуферов. Здесь есть свои особенности. К ним и перейдем.

1. Используйте идентичные сабвуферы

Если вы хотите избежать потери большого количества времени, потраченного на манипуляции при настройке звена из 2 и более сабвуферов, применяйте одинаковые аппараты. Только сабвуферы-близнецы могут обладать максимально схожими характеристиками всех компонентов и результирующего звучания, что крайне необходимо для получения предсказуемого эффекта равномерного покрытия басом всей зоны прослушивания.

Речь идет о практиках наиболее оптимального расположения множественных сабвуферов в комнате, детально рассмотренных в разделе нашей статьи.

3. Убедитесь, что все сабвуферы играют одну и ту же «мелодию»

Поверьте, крайне проблематично будет настроить массив из сабвуферов, которые воспроизводят разный сигнал. Еще раз убедитесь, что ФВЧ (LPF) на каждом из сабвуферов выключен или выкручен на максимальное значение, чтобы не мешать системе бас менеджмента AV ресивера\процессора. Настройки фазы также должны быть идентичны. Как правило, переключатель или регулятор фазы нужно оставить в положении “Normal” или «0». Если ресивер\процессор имеет только один выход с предусилителя на сабвуфер, самое время задействовать Y-разветвители сигнала. В случае если у ресивера имеются и задействованы несколько выходов на сабвуфер, убедитесь, что бас менеджмент по каждому из них настроен корректно и выдает на все выходы одинаковый сигнал («Both» или «LFE+Main»). Короче говоря, вам необходимо убедиться, что каждый сабвуфер получает монофонический сигнал от всех АС, обозначенных, как «Small», плюс сигнал канала LFE. Некоторые ресиверы\процессоры (в частности, некоторые модели от Denon) поддерживают стереофоническую сабвуферную конфигурацию, использование которой в наших целях лишь внесет деструктивную составляющую. Убедитесь, что она не задействована (выбран режим «Mono»).

4. Выровняйте громкость всех сабвуферов

Очень важно выставить одинаковую громкость звучания на всех имеющихся сабвуферах. Если этим пренебречь, вы рискуете в итоге получить плохую интеграцию, и даже перегрузку во время громких моментов, если одни сабвуферы настроены громче, чем другие. Это повлечет за собой искажения на более низких уровнях громкости относительно того, на что реально способна ваша система. Правильным способом согласовать по уровню все сабвуферы будет использование встроенного в ресивер\процессор генератора розового шума и измерение его шумомером в режиме «С-weighted». Измерьте уровень каждого сабвуфера в отдельности, физически выключая все остальные во время измерений. Измерения необходимо проводить на одинаковом расстоянии относительно каждого из сабвуферов. А если у вас совсем туго со временем, можно замерить уровень в ближнем поле сабвуфера, положив шумомер или измерительный микрофон на пол на расстоянии 10 см от стенки устройства, где расположен излучатель.

Пример расположения измерительного микрофона в ближнем поле

Если сабвуфер фазоинверторный, микрофон следует располагать на полпути между центром динамика и портом фазоинвертора (уже на штативе). Эта методика становится весьма проблематичной в исполнении, если у сабвуфера несколько динамиков, вот почему мы рекомендуем производить замеры в точке, равноудаленной от всех устройств, причем точка эта совсем не обязательно будет находиться в зоне мест прослушивания. Как только вы выстроили громкость всех сабвуферов относительно друг друга, пора переходить к выравниванию громкости сабвуферного звена относительно фронтальных АС или центрального канала.

Измерьте уровень для фронтальных LR и С каналов и сабвуферного массива как минимум в двух точках (основное и второстепенное места прослушивания, например, первый и второй зрительский ряд ). Запишите полученные результаты в таблицу для того, чтобы вы могли более точно произвести нужные корректировки. Это действительно хорошая идея – провести измерения минимум в двух точках и откалибровать уровни так, чтобы разница была не более 1-2 дБ, так вы получите наиболее правильное SPL покрытие по всей зоне прослушивания. Даже THX рекомендует не торопиться в процессе проведения измерений. Выделите время для своих экспериментов с RTA и SPL измерителями, причем с запасом. THX рекомендует производить каждое измерение на протяжении как минимум 20 секунд. Некоторые калибраторы-профессионалы отводят каждому измерению до целой минуты. Это обеспечит вам гарантированно корректный результат. Почему? Потому, что розовый шум не всегда однороден на низких частотах. Шум по определению случаен. Чем дольше прибор будет мерить шум и вычислять среднее значение, тем меньше вероятность получения ошибок измерения SPL по причине природной неоднородности розового шума. Потратьте столько времени, сколько вам необходимо на проведение хороших взвешенных измерений – в итоге оно того стоит.

5. Проведите измерения исходной АЧХ

Перед тем как перейти к автоматической калибровке или активной эквализации, необходимо понять, от чего же мы будем отталкиваться изначально. Критически важной задачей является получение максимальной интеграции фронтальных АС с вашими сабвуферами. Альтернативная точка зрения – самой важной является корректная интеграция центрального канала и сабвуферов. Если вы по большей части будете смотреть фильмы и слушать многоканальную музыку, пожалуй, именно так и стоит поступить. Однако, как показывает практика, человек гораздо больше восприимчив к некорректному воспроизведению музыки фронтальной стерео-парой, нежели к точному определению того, присутствует ли идеальное согласование между центральным каналом и сабвуферами во время мгновенных экшн-сцен кинофильма. Если вы отдаете предпочтение прослушиванию 2-канальных музыкальных программ, отдайте предпочтение калибровке сабвуферов относительно фронтальных каналов LR. Если же вы чаще смотрите фильмы, чем слушаете музыку, смело калибруйте сабвуферы относительно АС центрального канала.

Подключите выход вашего RTA в свободной паре линейных стерео входов ресивера\процессора, установите устройство или его измерительный микрофон в основной точке прослушивания на уровне головы сидящего человека, и пусть веселье начнется! Настройте прибор на измерение в полосе от 10 до 200 Гц и на уровнях громкости с разбросом 60 дБ, чтобы мы точно смогли увидеть, что же происходит на низких частотах в вашей системе. Не забудьте убедиться, что вам доступно разрешение измерений не меньше, чем 1/12 дБ/окт. Меньшее разрешение не позволит ясно увидеть реальное положение вещей.

Процесс измерения АЧХ в разгаре

После того, как вы получили исходный график АЧХ, зафиксируйте его, а затем попробуйте поиграться со следующими параметрами и посмотреть, удалось ли вам получить какие-либо измеримые улучшения (более ровный график, меньше горбов и провалов):

  • Размер основных АС: Large / Small (Large стоит рассматривать только в случае, если это дало реальное улучшение графика АЧХ, и ваши колонки способны играть все необходимые низкие частоты на референсном уровне громкости (105 дБ в точке прослушивания), причем без перегрузки и искажений);
  • Частота раздела кроссовера основных АС;
  • Дистанция до сабвуфера (задержка);
  • Фаза сабвуфера.

Не рекомендуется отдаляться в значении частоты раздела кроссовера больше, чем на 20 Гц от зачастую оптимальных и рекомендуемых THX 80 Гц. Также было замечено, что некоторые ресиверы\процессоры имеют свойство урезать LFE канал, если поставить частоты среза ниже 80 Гц. Если же поставить частоту раздела сильно выше 80 Гц, может возникнуть проблема локализации сабвуферов, особенно, если некоторые из них расположены близко к зоне прослушивания. Если у вас небольшие сателлиты, вероятнее всего 100 Гц будет оптимальной частотой раздела. Стерео эффект на частотах ниже 150 Гц выражен крайне слабо, и в зависимости от чувствительности, искажений и естественной частоты спада АЧХ основных АС, установка кроссовера на частоту 100 Гц способна создать наиболее полноценный звук. Ключом к успеху в этом деле является экспериментация. Если ваши сателлиты настолько маленькие, что требуют установки слишком высокой частоты раздела, вам следует рассмотреть возможность замены таких АС или размещения сабвуферов как можно дальше от зоны прослушивания с целью нивелирования проблемы их локализации.

Опять же, в большинстве случаев рекомендуется оставлять все сателлиты в режиме Small. Это позволит добиться наилучшей интеграции между ними и вашими сабвуферами, также как и большего динамического диапазона от основных АС, которым теперь не нужно нести тяжкий груз воспроизведения низких частот. К тому же это повлечет снижение количества искажений в самих АС и усилителях, их обслуживающих.

Дистанция до сабвуфера – крайне важная настройка в деле получения максимальной интеграции сабвуферов друг с другом и с основными АС. Если каждый сабвуфер подключен к выделенному выходу с предусилителя, измерьте и установите корректное значение расстояния для каждого из них. Если же все сабвуферы установлены идеальным образом в прямоугольной комнате , для них подойдет единое значение задержки (дистанции). Мало того, оно рекомендуется для максимизации эффекта нивелирования стоячих волн.

Однако, если имеющаяся расстановка далека от идеала, вероятно, вам придется поиграться с настройками задержек для каждого сабвуфера в отдельности. В таких случаях попробуйте рассчитать среднее расстояние от зоны прослушивания до группы сабвуферов, сидящих на одном линейном выходе. Например, если у вас один сабвуфер стоит в 3 метрах, а второй на расстоянии 2,5 метров, средним результатом будет 2,75. С этого значения задержки в ресивере/процессоре и стоит начать. Скорее всего, оно будет скорректировано в сторону увеличения в связи с наличием естественной задержки в тракте цифрового усилителя сабвуфера. Идеальное значение задержки мы можем получить измерением SPL (LCR + сабвуфер) на частоте раздела кроссовера: меняем задержку, измеряем – и так, пока SPL не будет максимален.

Измерительные микрофоны MiniDSP UMIK-1 и Dayton Audio OmniMic для использования в составе RTA на базе ПК

Когда вы в итоге добились наилучшего измеримого результата для основного места прослушивания, повторите весь процесс для следующего по важности места в зале. Попробуйте найти комбинацию настроек, которая позволяет получить наилучший звук для обеих точек. Можете продолжить и дальше, но, как показывает практика, если вы как следует постарались в первых двух случаях (например, в центре первого и второго рядов), другие места от этого также выиграют. Опять же, чем более правильно вы смогли расположить сабвуферы при установке, тем меньше телодвижений и дополнительных настроек вам придется сделать, чтобы добиться стабильного и ровного графика АЧХ для всех зрительских мест.

6. Задействуйте эквалайзер или систему автоматической калибровки

Теперь, когда мы уже имеем приемлемый результат интеграции всех наших сабвуферов с основными АС, пора внести финальные штрихи в картину и загнать график АЧХ в еще более узкие рамки. Ниже представленные рекомендации основаны на применении системы автокалибровки Audyssey MultEQ Pro с внешним измерительным микрофоном и ПО, однако по большей части они будут справедливы и для большинства других подобных систем, т.к. все они работают по схожим принципам.

  • Устанавливайте измерительный микрофон на уровне головы слушателя в месте прослушивания, используя микрофонную стойку и направляя микрофон строго вверх;
  • Избегайте таких мест установки микрофона, где на пути прямого звука от громкоговорителей будут иметься преграды, его блокирующие. В частности, наклоните спинки театральных кресел таким образом, чтобы они не мешали прохождению прямого звука от тыловых АС;
  • Измерения необходимо проводить в точках, расположенных вокруг и вблизи основной зоны прослушивания;
  • Избегайте самых крайних боковых мест. Важно проводить измерения в конкретной зоне, находящейся между наиболее часто используемыми местами прослушивания;
  • Удвойте количество измерений в двух самых важных местах прослушивания. Это позволит Audyssey придать больший вес данным измерениям в итоговой картине;
  • Скорректируйте настройки бас менеджмента, задержек и частоты раздела кроссовера после того, как калибровка будет завершена.

Последний пункт довольно важен, т.к. автокалибровка довольно часто ошибается в установке типа АС (Large вместо рекомендуемого Small) и в выборе оптимальной частоты раздела кроссовера (занижает ее). При этом задержки определяются, как правило, довольно точно.

Видео-руководство по проведению калибровки системы на базе Audyssey

Любую систему автоматической калибровки необходимо проверять последующим измерением получившейся АЧХ и сравнением его с исходным графиком. Стало лучше – прекрасно! Стало хуже – возвращаемся в исходную точку, проверяем корректность наших телодвижений при задействовании системы автокалибровки, проделываем ее еще раз. И так пока не станет лучше.

7. Слушайте и вносите корректировки

Никакие даже самые лучшие и точные измерения в мире не могут гарантировать отличного звука в итоге. Теперь пора сесть и послушать своими ушами плоды вашего труда. Поставьте знакомую вам музыку с интенсивными басовыми партиями. Послушайте ее в двухканальном режиме + сабвуферы на всех основных местах в зоне прослушивания и попробуйте понять, как она звучит. Потом послушайте музыку в многоканальном режиме (изначально многоканальные записи и 2-х канальные через декодер ProLogic). В большинстве случаев бас будет казаться более выраженным при переходе из 2-х канального режима в матричный 5.1/7.1. Убедитесь в получении удовлетворяющего вас баса во всех режимах по всей зоне прослушивания. Не стесняйтесь прибавить или убавить уровень сабвуфера на пару дБ, если вам так больше нравится. Проведите эксперименты и подвигайте настройки бас менеджмента (и размер колонок и частоты кроссовера) с целью убедиться в том, что ваши оптимальные настройки, основанные на измерениях, звучат аналогичным образом – оптимально.

Можно немного расслабиться и послушать любимые записи

Когда вы добились линейности в НЧ диапазоне, часто возникает желание прибавить сабвуферу громкости на пару-тройку дБ. Значительно комфортнее слушать звук с приподнятыми НЧ, когда у вас плоская АЧХ, нежели когда в нем присутствуют выраженные модальные горбы, делающие бас гулким и ненатуральным. Так что не бойтесь настроить ваши сабвуферы на пару дБ выше по уровню, чем основные АС, когда вы уже добились общей линейности в звучании. В некоторых случаях вам может даже понадобиться поднять\убавить уровень одного конкретного сабвуфера. Чаще всего это касается саба, расположенного наиболее близко к зоне прослушивания.

Если вы не довольны звуком с включенной системой автокалибровки, выключите ее или попытайтесь провести калибровку заново и посмотреть/послушать, удалось ли на этот раз получить лучшие результаты. Говоря попросту, не нужно замыкаться на результатах калибровки, если на слух они вас не устраивают. Точная настройка, как правило, все же необходима для получения наилучшего звучания, но никак нельзя отрицать наличия сильной корреляции между отличным звуком и отличными результатами измерений.

Итоги и выводы

Одним из главных свойств серьезной системы является его способность накрыть основную зону просмотра ровным и приятным для уха басом. Лучший способ добиться такого эффекта – это: минимизировать влияние на звук стоячих волн путем выбора размеров комнаты и ее акустического оформления; использовать несколько сабвуферов; правильно расставить и настроить акустические системы, сабвуферы и зрительские места; применить активную эквализацию. Ни в коем случае не стоит недооценивать ни один из этих базовых компонентов успеха, торопясь задействовать систему автоматической калибровки звучания. Иначе вы рискуете попросту крутиться на месте, как «собачка за своим хвостом», и потратить кучу времени на домыслы и ненужные эксперименты в попытках добиться приемлемого результата.

Как только вы послушаете правильно откалиброванный с ровным приятным басом по всей зрительской зоне, назад пути не будет – ведь именно НЧ-составляющая саундтрека заставляет вас поверить в реальность происходящего на экране!

Корректная интеграция сабвуферов в систему или стоит и времени и усилий, на нее затраченных. При наличии правильных инструментов, необходимых знаний и терпения, вы способны добиться настолько потрясающего эффекта от вашего театра, что он легко составит конкуренцию самому лучшему публичному кинозалу в городе. И не забывайте про отсутствие чавкающих попкорном и громко болтающих по телефону соседей!

Устали от публичного кинотеатра? Обращайтесь в !

Важно оставаться методичным и последовательным на протяжении всего процесса настройки и калибровки вашего . Инвестиция в хороший инструмент наподобие TrueRTA от компании True Audio, LMS от компании LinearX Systems или даже FFT-анализатор сэкономит ваше время и позволит добиться гораздо более точных результатов, нежели вы доверились бы лишь своим ушам, тестовым сигналам и измерителю SPL. Забудьте про народные средства и позвольте науке полностью раскрыть потенциал вашего !

Покупка большого сабвуфера еще не дает гарантии получения великолепного баса от вашей аудиосистемы. В этом руководстве рассказывается все, что нужно знать для получения максимальной акустической отдачи.

Настройка сабвуфера: размещение и позиционирование
Хотя излучаемая сабвуфером низкочастотная составляющая звука является ненаправленной, не стоит устанавливать саб в любом наиболее удобном на ваш взгляд месте комнаты, так как существует возможность частичной потери качества звучания, за которое вы заплатили.


Поиск в вашей комнате подходящего места для сабвуфера может выявить резкие различия в звучании. Угловое размещения для большинства людей является фактически стандартом, возможно, потому что в этом случае почти всегда удается получить наиболее глубокий бас. Но угловое размещение не может дать наиболее точный бас (и / или плавное сопряжение с остальными колонками).

Сабвуферы с маленькими динамиками (8-дюймов или меньше) лучше установить на расстоянии около метра перед передней левой или правой колонкой. При чрезмерном смещении гораздо сложнее поддерживать иллюзию, что бас исходит из колонок, а не прямо из сабвуфера. Данное замечание вдвойне верно для небольших домашних кинотеатров с сабвуфером в комплекте, располагайте его как можно ближе к фронтальным колонкам. Да, и, когда ищете правильное место для саба, не забывайте добавить уровень громкости, настолько, чтобы четко слышать, что оттуда снизу звучит.

Полезными могут оказаться и некоторые советы по определению места для сабвуфера. При воспроизведении компакт-диска с большим количеством глубоких басов, перемещая сабвуфер, отслеживайте все приемлемые для прослушивания места. Вы будете поражены тем, насколько изменяется звучание в зависимости от расположения саба. В некоторых случаях басы будут грязными, иногда будут звучать громче, а иногда тише. Цель эксперимента состоит в том, чтобы получить оптимальный баланс между глубоким басом, верхней частью воспроизводимого сабвуфером низкочастотного диапазона и средними частотами других колонок. В некоторых помещениях это условие трудно достижимо. По моим наблюдениям, есть "проблемные" помещения, где бас всегда звучит гулко или неясно.

В подобных случаях попробуйте следующий метод. Переместите на другое место ваш диван или кресло, или же попробуйте прослушать сабвуфер в другой комнате. Затем включите музыку или фильм с большим количеством басов и также, перемещая сабвуфер, выберите наиболее удачное для прослушивания место. При перемещении вы отметите, что громкость и четкость баса меняются от места к месту.

Если ничего не помогает, попробуйте установить саб как можно ближе к дивану или креслу. Такое расположение может оказаться весьма удачным.

Большие колонки, как правило, проще согласовать с сабвуфером. Труднее небольшие и / или, если в акустической системе маленький сабвуфер. В этом случае для достижения необходимого эффекта может потребоваться более тщательная настройка.

Настройка сабвуфера: подключение и точная настройка
Изображенная на фото задняя панель сабвуфера HSU Research считается довольно типичной. Хотя для новичков в акустике множество разъемов может быть и пугающим. Но в большинстве случаев всего один, подключаемый к входу "SUB IN", кабель обеспечивает эффективное звучание. На других сабвуферах этот вход может быть помечен как "LFE", "Direct" или "Bypass".

Для подключения к входу Sub / LFE вам понадобится длинный соединительный кабель, который можно приобрести в магазинах бытовой электроники. Какой длины должен быть кабель? Измерьте расстояние между A / V ресивером и сабвуфером и не забудьте учесть, при необходимости, дополнительное расстояние для огибания кабелем дверного проема или других препятствий. Если после вскрытия упаковки кабель окажется короче, чем нужно, вы не сможете вернуть его обратно продавцу.

Затем поверните ручку регулятора частотной характеристики (кроссовера) до максимального значения. Будем полагаться лишь на встроенную в A / V ресивер систему частотного деления звукового сигнала. Она должна направить средние и высокие частоты для воспроизведения канальными колонками, а сабвуфер должен будет получить только низкие частоты (басы).

В меню ресивера вы найдете регуляторы для настройки кроссовера, которые определяют полосу воспроизводимых динамиками колонки частот. Некоторые ресиверы имеют расширенный диапазон частот для настройки сабвуфера: от нижней частоты в 40 герц до верхней в 200 Гц. Конкретные рекомендации можно получить из руководства для вашего сабвуфера или колонки. В противном случае для настройки кроссовера можно использовать следующие рекомендации. Для маленьких колонок с 2-х или 3-х дюймовыми НЧ динамиками, попробуйте значения от 150 Гц до 200 Гц, для среднеразмерных динамиков (4 или 5 дюймов) низкая частота опускается до 80 или 100 Гц, а для больших динамиков напольных или полочных колонок попробуйте 60 или 80 Гц.

Если вам довелось стать обладателем больших напольных колонок с 8-ми дюймовым или больше НЧ динамиком, вы можете отметить их в меню как "Большие" колонки, вообще без кроссовера. Но центральная, фронтальные и тыловые колонки, вероятно, будут все же звучать лучше в режиме "Малых" колонок, используя настройки кроссовера, упомянутые в предыдущем абзаце.

Еще один регулятор звучания сабвуфера помечен как "Фаза". Он необходим, потому что динамики колонок и сабвуфера звучат лучше, когда они работают "в фазе", то есть диффузоры динамиков перемещаются вперед и назад синхронно. Чтобы проверить верность установки фазы, послушайте в течение примерно минуты музыку с большим количеством басов, затем попросите сидящего возле саба друга изменять положение регулятора фазы. Нужно медленно переводить ручку регулятора к положению 180 градусов, затем обратно и, опять вперед. "Правильная" настройка та, при которой вы услышите больше басов. Может быть, придется послушать несколько записей, прежде чем вы отметите разницу, и при этом, возможно, стоит несколько увеличить уровень громкости. Если вы не заметите никакой разницы между положениями "0" и "180" у регулятора фазы, оставьте его в положение "0".

Рядом на панели находится регулятор настройки громкости сабвуфера. Очень важно точное соответствие между уровнями громкости сабвуфера, центральной, фронтальных и тыловых колонок, но громкость баса более субъективна. Некоторые люди любят слышать постоянно работающий саб, а другие предпочитают его включение лишь в моменты басовой подпитки спецэффектов при прослушивании музыки и просмотре фильмов. Измеритель уровня звука (например, модель Radio Shack в 33-4050) может оказать большую помощь при установке уровня громкости колонок, но он почти бесполезен для определения верного уровня громкости сабвуфера. В данном случае лучше всего работает метод "на слух".

Басовая составляющая звука, как правило, достаточно постоянна при прослушивании дисков формата DVD, но у CD дисков басы варьируются более значительно. Прослушав несколько дисков, установите нужную громкость (непосредственно на сабвуфере или на ресивере, в зависимости от того что легче). С DVD дисками можно установить оптимальный уровень громкости через 10 минут или раньше, но с компакт-дисками можно порой провозиться почти целый день.

Автоматические системы настройки звука A / V ресиверов могут хорошо выполнить свою работу с обычными колонками, но большинство из них менее искусны при настройке сабвуфера. На самом деле у большинства ресиверов автоматическая настройка сабвуфера, мягко говоря, не впечатляет. Попробуйте изменить настройки кроссовера, проверьте настройку фазы и уровня громкости. Если изменения вам не понравятся, запустите автоматическую настройку, чтобы вернуться к исходным значениям.

Регулятор фазы


В некоторых сабвуферах имеется также ручка или переключатель с надписью "Фаза". Чтобы понять суть управления фазой сабвуфера, попробуйте представить звуковые волны, излучаемые основными громкоговорителями и сабвуфером в одно и то же время. Если эти источники звука находятся на разном расстоянии от ваших ушей, то звуковые волны приходят в разное время, то есть между ними создается фазовый сдвиг. Дополнительный фазовый сдвиг может появляться из-за электронных схем внутри сабвуфера (часто это активный громкоговоритель). Регулятор фазы дает возможность ввести задержку в звуковую волну, излучаемую сабвуфером, благодаря чему она становится синфазной со звуковыми волнами от главных громкоговорителей. Если звуковые волны синфазны, вы слышите более когерентный, лучше согласованный звук.

Устанавливать необходимый фазовый сдвиг лучше всего во время прослушивания музыки. Сидя на слушательском месте, попросите кого-нибудь повернуть регулятор фазы (или переключить тумблер), чтобы определить положение, при котором звучание баса становится наиболее ровным.

Но существует более точный способ регулировки фазы, гарантирующий достижение точного фазового согласования между сабвуфером и основными громкоговорителями. Сначала поменяйте полярность подключения ваших основных акустических систем. Для этого подключите „красный" конец провода, идущего к громкоговорителя, к „черной" клемме, а „черный" конец - к „красной" клемме. Проделайте эту операцию с обоими громкоговорителями. Затем возьмите тестовый CD с записями чистых тонов и выберите сигнал с частотой, равной граничной частоте кроссовера сабвуфера. Сядьте в кресло прослушивания и попросите вашего ассистента вращать фазовый регулятор до тех пор, пока громкость звука не станет минилмалънай. Соответствующее положение регулятора и будет самым точным из возможных. После окончания настройки фазы переключите провода основных громкоговорителей в нормальное положение.

Что же происходит во время всей этой процедуры? Когда вы „неправильно" подключаете основные акустические системы к усилителю, вы тем самым переворачиваете фазу их сигнала на 180° относительно сигнала сабвуфера. Затем вы воспроизводите тестовый сигнал на частоте разделения, и он излучается как сабвуфером, так и основными громкоговорителями. Минимальная громкость звука в точке прослушивания достигается тогда, когда звуковые волны от сабвуфера и основных громкоговорителей находятся в противофазе. Это значит, что конусы основных громкоговорителей и сабвуфера относительно друг друга двигаются в противоположных направлениях. Две противофазные волны взаимно компенсируются, что приводит к снижению громкости. Затем вы восстанавливаете первоначальное подключение основных громкоговорителей, и звуковые волны, исходящие от них, становятся максимально синфазными с сигналом сабвуфера - что и требовалось. Это наиболее точный способ установки фазового сдвига сабвуфера. Если в дальнейшем вы не будете менять его местоположение (равно как и положение основных громкоговорителей), вам не понадобится повторять эту операцию.