Что такое api данные. Коротко о API и его тестировании

В ероятно, вы видели термин «API». Операционная система, веб-браузер и обновления приложений часто объявляют о новых API для разработчиков. Но что такое API?

Интерфейс прикладного программирования

Термин API является аббревиатурой, и он означает «Интерфейс прикладного программирования».

API — это как меню в ресторане. В меню представлен список блюд, которые Вы можете заказать, а также описание каждого блюда. Когда Вы укажете, какие пункты меню Вы хотите, кухня ресторана выполняет эту работу и предоставляет Вам готовые блюда. Вы точно не знаете, как ресторан готовит эту еду, и Вам это не нужно.

Аналогично, API предоставляет множество операций, которые могут использовать разработчики, а также описание того, что они делают. Разработчику необязательно знать, как, например, создается операционная система и отображается диалоговое окно «Сохранить как». Им просто нужно знать, что он доступен для использования в приложении.

Это не идеальная метафора, поскольку разработчикам, возможно, придется предоставить свои собственные данные API для получения результатов, поэтому, возможно, это больше похоже на причудливый ресторан, где Вы можете предоставить некоторые из Ваших собственных ингредиентов, с которыми будет работать кухня.

API-интерфейсы позволяют разработчикам сэкономить время, воспользовавшись внедрением платформы, чтобы выполнить важную работу. Это помогает уменьшить количество разрабатываемого кода, а также помогает создавать согласованность между приложениями для одной и той же платформы. API-интерфейсы могут контролировать доступ к аппаратным и программным ресурсам.

API упрощают жизнь для разработчиков

Предположим, Вы хотите разработать приложение для iPhone. Операционная система Apple iOS предоставляет большое количество API-интерфейсов , как и любая другая операционная система, чтобы сделать это проще для Вас.

Например, если Вы хотите встроить веб-браузер для отображения одной или нескольких веб-страниц, Вам не нужно программировать собственный веб-браузер с нуля только для Вашего приложения. Вы
можете использовать WKWebView API для встраивания веб-браузера WebKit (Safari) в приложение.

Если Вы хотите снимать фотографии или видео с камеры iPhone, Вам не нужно писать свой собственный интерфейс камеры. Вы можете использовать API-интерфейс камеры для встраивания камеры iPhone в свое приложение. Если бы API не существовало, разработчикам приложений пришлось бы создавать собственное программное обеспечение камеры и интерпретировать входы аппаратного обеспечения камеры. Но разработчики операционной системы Apple сделали всю эту тяжелую работу, поэтому разработчики могут просто использовать API-интерфейс камеры для встраивания камеры, а затем продолжить написание своего приложения. И когда Apple улучшит API-интерфейс камеры, все приложения, которые используют его, автоматически воспользуются этим улучшением.

Это относится ко всем платформам. Например, Вы хотите создать диалоговое окно в Windows? Для этого есть API . Хотите поддерживать аутентификацию отпечатков пальцев на Android? Для этого есть API , так что Вам не нужно тестировать каждый датчик отпечатков пальцев любого производителя Android. Разработчикам не нужно повторно изобретать колесо снова и снова.

API-интерфейсы управляют доступом к ресурсам

API-интерфейсы также используются для управления доступом к аппаратным устройствам и функциям программного обеспечения, на использование которых у приложения может не быть разрешения. Вот почему API часто играют большую роль в безопасности.

Например, если Вы когда-либо посещали веб-сайт и видели в своем браузере сообщение о том, что веб-сайт запрашивает Ваше точное местоположение, этот веб-сайт пытается использовать API геолокации в Вашем веб-браузере. Веб-браузеры предоставляют API-интерфейсы, чтобы веб-разработчикам было легко получить доступ к Вашему местоположению — они могут просто спросить «где вы?», и браузер сделает тяжелую работу по доступу к GPS или соседним сетям Wi-Fi, чтобы найти Ваше физическое местоположение.

Однако, браузеры также предоставляют эту информацию через API, потому что можно контролировать доступ к ней. Когда веб-сайт хочет получить доступ к Вашему точному местоположению, единственный способ получить его — через API местоположения. И, когда веб-сайт пытается использовать его, Вы — пользователь — можете разрешить или отклонить этот запрос. Доступ к аппаратным ресурсам, таким как датчик GPS, возможен только через API, поэтому браузер может контролировать доступ к аппаратным средствам и ограничивать возможности приложений.

Этот же принцип используется для современных мобильных операционных систем, таких как iOS и Android, где мобильные приложения имеют разрешения, которые могут быть реализованы путем контроля доступа к API. Например, если разработчик пытается получить доступ к камере через API-интерфейс камеры, Вы можете отклонить запрос на разрешение, и приложение не будет иметь доступа к камере Вашего устройства.

Файловые системы, которые используют разрешения, как и в Windows, Mac и Linux, имеют те права, которые применяются API файловой системы. Типичное приложение не имеет прямого доступа к необработанному физическому жесткому диску. Вместо этого приложение должно получить доступ к файлам через API.

API используются для связи между службами

API также используются по другим причинам. Например, если Вы когда-либо видели объект Google Карты, встроенный на веб-сайт, этот веб-сайт использует API Карт Google для встраивания этой карты. Google предоставляет API-интерфейсы, подобные этим, для веб-разработчиков, которые затем могут использовать API-интерфейсы, чтобы собирать сложные объекты прямо на своем веб-сайте. Если таких API не существует, разработчикам, возможно, придется создавать свои собственные карты и предоставлять свои собственные данные карты, чтобы разместить небольшую интерактивную карту на веб-сайте.

И поскольку это API, Google может контролировать доступ к Картам Google на сторонних веб-сайтах, гарантируя, что они будут использовать его согласованным образом, а не пытаться беспорядочно внедрять фрейм, который показывает веб-сайт Google Maps, например.

Это относится ко многим различным онлайн-сервисам. Существуют API для запроса перевода текста из Google Translate или отображения комментариев Facebook или твитов из Twitter на веб-сайте.

Стандарт OAuth также определяет ряд API, которые позволяют Вам входить на сайт через другой сервис, например, использовать Ваши учетные записи Facebook, Google или Twitter для входа на новый веб-сайт без создания новой учетной записи пользователя только для этого сайта. API — это стандартные контракты, которые определяют, как разработчики взаимодействуют с сервисом, и вид продукции, которую разработчики должны ожидать получить.

Если Вы прочли эту статью, то у Вас будет лучшее представление о том, что такое API. В конечном итоге Вам не нужно знать, что такое API, если Вы не разработчик. Но, если Вы видите, что программная платформа или служба добавили новые API для различных аппаратных средств или услуг, разработчикам должно быть проще использовать такие функции.

Этот краткий термин на слуху у всех, кто хоть как-то сталкивался с разработкой. Но далеко не все понимают, что именно он обозначает и зачем нужен. Разработчик Пётр Газаров рассказал об API простыми словами в своём блоге.

Аббревиатура API расшифровывается как «Application Programming Interface» (интерфейс программирования приложений, программный интерфейс приложения). Большинство крупных компаний на определённом этапе разрабатывают API для клиентов или для внутреннего использования. Чтобы понять, как и каким образом API применяется в разработке и бизнесе, сначала нужно разобраться, как устроена «всемирная паутина».

Всемирная паутина и удалённые серверы

WWW можно представить как огромную сеть связанных серверов, на которых и хранится каждая страница. Обычный ноутбук можно превратить в сервер, способный обслуживать целый сайт в сети, а локальные серверы разработчики используют для создания сайтов перед тем, как открыть их для широкого круга пользователей.

При введении в адресную строку браузера www.facebook.com на удалённый сервер Facebook отправляется соответствующий запрос. Как только браузер получает ответ, то интерпретирует код и отображает страницу.

Каждый раз, когда пользователь посещает какую-либо страницу в сети, он взаимодействует с API удалённого сервера. API - это составляющая часть сервера, которая получает запросы и отправляет ответы.

API как способ обслуживания клиентов

Многие компании предлагают API как готовый продукт. Например, Weather Underground продаёт доступ к своему API для получения метеорологических данных .

Сценарий использования: на сайте небольшой компании есть форма для записи клиентов на приём. Компания хочет встроить в него Google Календарь, чтобы дать клиентам возможность автоматически создавать событие и вносить детали о предстоящей встрече.

Применение API: цель - сервер сайта должен напрямую обращаться к серверу Google с запросом на создание события с указанными деталями, получать ответ Google, обрабатывать его, и передавать соответствующую информацию в браузер, например, сообщение с запросом на подтверждение пользователю.

В качестве альтернативы браузер может сделать запрос к API сервера Google, минуя сервер компании.

Чем API Google Календаря отличается от API любого другого удалённого сервера в сети?

Технически, разница в формате запроса и ответа. Чтобы сгенерировать полную веб-страницу, браузер ожидает ответ на языке разметки HTML, в то время как API Google Календаря вернёт просто данные в формате вроде JSON.

Если запрос к API делает сервер веб-сайта компании, то он и является клиентом (так же, как клиентом выступает браузер, когда пользователь открывает веб-сайт).

Пользовательблагодаря API получает возможность совершить действие, не покидая сайт компании.

Большинство современных сайтов используют по крайней мере несколько сторонних API. Многие задачи уже имеют готовые решения, предлагаемые сторонними разработчиками, будь то библиотека или услуга. Зачастую проще и надёжнее прибегнуть именно к уже готовому решению.

Многие разработчики разносят приложение на несколько серверов, которые взаимодействуют между собой при помощи API. Серверы, которые выполняют вспомогательную функцию по отношению к главному серверу приложения, называются микросервисами .

Таким образом, когда компания предлагает своим пользователям API, это просто означает, что она создала ряд специальных URL, которые в качестве ответа возвращают только данные.

Такие запросы часто можно отправлять через браузер. Так как передача данных по протоколу HTTP происходит в текстовом виде, браузер всегда сможет отобразить ответ. Например, через браузер можно напрямую обратиться к API GitHub (https://api.github.com/users/petrgazarov), причём без маркера доступа, и получить вот такой ответ в формате JSON:

Браузер отлично отображает JSON-ответ, который вполне можно вставлять в код. Из такого текста достаточно просто извлечь данные, чтобы использовать их по своему усмотрению.

Ещё несколько примеров API

Слово «application» (прикладной, приложение) может применяться в разных значениях. В контексте API оно подразумевает:

  • фрагмент программного обеспечения с определённой функцией,
  • сервер целиком, приложение целиком или же просто отдельную часть приложения.

Любой фрагмент ПО, который можно чётко выделить из окружения, может заменять букву «А» в англоязычной аббревиатуре, и тоже может иметь некоторого рода API. Например, при внедрении в код разработчиком сторонней библиотеки, она становится частью всего приложения. Будучи самостоятельным фрагментом ПО, библиотека будет иметь некий API, который позволит ей взаимодействовать с остальным кодом приложения.

В объектно-ориентированном проектировании код представлен в виде совокупности объектов. В приложении таких объектов, взаимодействующих между собой, могут быть сотни. У каждого из них есть свой API - набор публичных свойств и методов для взаимодействия с другими объектами в приложении. Объекты могут также иметь частную , внутреннюю логику, которая скрыта от окружения и не является API.

Начнем с основ: что такое API? Аббревиатура расшифровывается как Application Programming Interface, или интерфейс для программирования приложений. Название, вроде бы, говорит само за себя, но лучше рассмотреть более детальное объяснение.

Как уже было сказано, API – это, в первую очередь, интерфейс. Интерфейс, который позволяет разработчикам использовать готовые блоки для построения приложения. В случае с разработкой мобильных приложений в роли API может выступать библиотека для работы с "умным домом" – все нюансы реализованы в библиотеке и вы лишь обращаетесь к этому API в своём коде.

В случае веб-приложений, API может отдавать данные в отличном от стандартного HTML формате, благодаря чему им удобно пользоваться при написании собственных приложений. Сторонние общедоступные API чаще всего отдают данные в одном из двух форматов: XML или JSON. На случай, если вы решили сделать API для своего приложения, запомните, что JSON намного более лаконичен и прост в чтении, чем XML, а сервисы, предоставляющие доступ к данным в XML-формате, постепенно отказываются от последнего.

API в веб-приложениях на примерах

Некое приложение – например, Github – имеет свой API, которым могут воспользоваться другие разработчики. То, как они будут пользоваться им зависит от возможностей, которые предоставляет API и от того, насколько хорошо работает фантазия у разработчиков. API Гитхаба позволяет, например, получать информацию о пользователе, его аватаре, читателях, репозиториях и множество других полезных и интересных сведений.

Подобным образом можно посылать запрос на любом языке, в том числе и на Ruby. Ответом на запрос будет примерно такая информация:

{ "login" : "Freika" , "id" : 3738638, "avatar_url" : "https://avatars.githubusercontent.com/u/3738638?v=3" , "gravatar_id" : "" , "url" : "https://api.github.com/users/Freika" , "html_url" : "https://github.com/Freika" , "followers_url" : "https://api.github.com/users/Freika/followers" , "following_url" : "https://api.github.com/users/Freika/following{/other_user}" , "gists_url" : "https://api.github.com/users/Freika/gists{/gist_id}" , "starred_url" : "https://api.github.com/users/Freika/starred{/owner}{/repo}" , "subscriptions_url" : "https://api.github.com/users/Freika/subscriptions" , "organizations_url" : "https://api.github.com/users/Freika/orgs" , "repos_url" : "https://api.github.com/users/Freika/repos" , "events_url" : "https://api.github.com/users/Freika/events{/privacy}" , "received_events_url" : "https://api.github.com/users/Freika/received_events" , "type" : "User" , "site_admin" : false , "name" : "Evgeniy" , "company" : "" , "blog" : "http://frey.su/" , "location" : "Barnaul" , "email" : "" , "hireable" : true , "bio" : null, "public_repos" : 39, "public_gists" : 13, "followers" : 15, "following" : 21, "created_at" : "2013-03-01T13:48:52Z" , "updated_at" : "2014-12-15T13:55:03Z" }

Как видно из блока выше, ответ содержит логин, аватар, ссылку на профиль на сайте и в API, статус пользователя, количество публичных репозиториев и прочую полезную и интересную информацию.

Одного API недостаточно

Создать полноценный API для своего приложения – лишь половина дела. Как вы предполагаете обращаться к API? Как к нему будут обращаться ваши пользователи?

Первое, что приходит в голову, это обычная серия HTTP-запросов с целью получения нужной информации, и это неправильный ответ. Самый очевидный способ в этом случае не является самым удобным и простым. Гораздо разумнее будет создать специальную библиотеку для работы с интерфейсом, в которой будут описаны все необходимые способы получения и отправки информации при помощи API.

Еще раз воспользуемся Github для приведения примера: для работы с АПИ этого прекрасного сервиса (а интерфейс у него предоставляет обширнейшие возможности) создано несколько библиотек на различных языках, например гем Octokit . В документации к таким библиотекам (и приведенному в качестве примера гему) любой заинтересованный разработчик сможет отыскать все необходимые способы получения информации от Гитхаба и отправки её обратно через API сервиса.

Таким образом, если вы создаете собственный API, подумайте, возможно стоит озаботиться созданием так же и библиотек для работы с ним на наиболее распространенных языках. И будьте готовы, что при определенном уровне востребованности вашего приложения кто-то другой может создать собственную библиотеку для работы с вашим API. Это нормально.

Полезные ссылки

В последующих статьях мы расскажем о том, как правильно создавать API, обеспечить его безопасность и ограничить доступ к части информации.

Работая с API, можно испытывать одновременно радость и разочарование. С одной стороны, взаимодействуя с другими приложениями, вы можете сильно увеличить охват аудитории и "вау-эффект" вашего приложения. С другой, это включает в себя чтения тонны документации, изучение стратегий аутентификации и разбор неинформативных (или даже отсутствующих) сообщений об ошибках.

Прежде всего, если вы до сих пор не до конца понимаете, что же такое API (Application Programming Interface - интерфейс программирования приложений), прочтите объяснение от Skillcrush , а затем первую часть этой статьи , чтоб наверстать упущенное.

"API" невероятно обширная концепция - каждый раз, когда ваше приложение "общается" с другим приложением, это происходит через некий API. Компоненты внутри вашего собственного приложения, вроде разных частей Rails, также общаются друг с другом через API. Они являются более или менее независимыми субприложениями, которые передают данные, необходимые каждому из них для выполнения собственных специфических задач. В мире приложений все является API!

Когда вы создаете приложения с более динамической фронтенд-функциональностью (как одностраничные Javascript-приложения, так и простые приложения с отдельными AJAX-вызовами), они будут общаться с Rails-бэкендом через ваш собственный API, который в действительности просто дополнительная пара-тройка строк кода, говорящая вашим контроллерам, как отдать JSON или XML вместо HTML.

В этом уроке вы изучите как создать свой собственный API. В последующих уроках мы осветим как взаимодействовать с API других приложений. Уроки должны стать хорошим трамплином для изучения этой темы, но вряд ли смогут полностью охватить все случаи. Большая часть работы с API - это умение читать их документацию и разбираться, чего они от вас хотят.

Пункты для размышления

Просмотрите вопросы и проверьте, знаете ли на них ответы. Проверьте себя снова после выполнения задания.

  • Как Rails понимает, какой тип файла вы ожидаете в ответ, когда посылаете HTTP-запрос.
  • В чем заключается цель метода #respond_to ?
  • Как вернуть объект пользователя (User), при этом указать атрибуты, которые не хотите включать в этот объект (то есть, вы не можете просто вернуть User.first)?
  • Назовите 2 шага, выполняемых "за кулисами" метода #to_json .
  • Как указать действию контроллера, что требуется рендерить лишь сообщение об ошибке?
  • Как создать свое собственное сообщение об ошибке?
  • Почему вы не можете использовать методы аутентификации контроллера, основанные на сессиях, если хотите позволить программно подключаться к вашему API?
  • Что такое "Сервис-ориентированная архитектура"?

Основы API

Ваше Rails-приложение на самом деле уже является API, хотя вы могли не думать о нем как об API. Веб-браузер, запускаемый вашими пользователями, также является программой, так что он фактически отправляет API-запрос вашему Rails-приложению, когда пользователь открывает новую страницу. Мы привыкли так думать потому, что рендеринг HTML-шаблонов настолько распространенная задача, что мы просто зашиваем этот функционал в наши серверные программы в качестве стандартного типа ответа, и все остальное считаем чем-то необычным.

Однако, часто вы хотите сделать запрос, который не требует переживать все головные боли от использования браузера. Вас может не заботить структура страницы (HTML), но взамен вы хотите получить чистые данные. Допустим, вы хотите получить список всех пользователей. Вы можете запросить что-то вроде http://yourapplication.com/users , что наверняка запустит действие #index и отрендерит список всех пользователей приложения.

Но зачем заморачиваться со всей этой лишней информацией, если все чего вы хотите - это получить список пользователей? Самым простым вариантом будет отправить запрос на тот же самый URL, указав ожидание JSON или XML ответа взамен. Если вы правильно настроите ваш Rails-контроллер, назад вы получите простой JSON объект-массив, содержащий всех пользователей. Прекрасно!

Тот же самый принцип применяется, когда вы общаетесь с внешним API. Скажем, вы хотите получить недавние "твиты" пользователя из Twitter. Вам потребуется лишь сообщить вашему Rails-приложению как взаимодействовать с API Twitter"а (т.е. аутентифицировать себя), отправить запрос и обработать набор "твитов", который будет возвращен.

Создание API

Вы можете захотеть сделать ваше Rails-приложение чистым бэкенд API для фронтенд веб-страниц, или просто захотите научиться посылать JSON, когда фронтенд запрашивает его. Этот раздел не осветит как создавать полноценные RESTful API с функциями аутентификации. Это плавное введение в обращение с вашим приложением как с API.

Основы

Если вы хотите, чтобы ваше Rails-приложение возвращало JSON вместо HTML, вам потребуется сказать вашему контроллеру, чтобы он это делал. Самое замечательное то, что одно и то же действие контроллера может возвращать различные типы в зависимости от того, делает ли ваш пользователь обычный запрос из браузера или обращается к API через командную строку. Это определяет какой тип запроса был сделан, основываясь на расширении запрашиваемого файла, например, example.xml или example.json .

Вы можете проверить, что Rails "думает" об ожидаемом вами типе файла, проверив серверный лог:

Started GET "/posts/new" for 127.0.0.1 at 2013-12-02 15:21:08 -0800 Processing by PostsController#new as HTML

Первая строка говорит вам какой URL был запрошен, а вторая сообщает куда он был направлен и как Rails его обрабатывает. Если бы вы использовали расширение.json , то это выглядело бы так:

Started GET "/posts.json" for 127.0.0.1 at 2013-12-04 12:02:01 -0800 Processing by PostsController#index as JSON

Если у вас есть запущенное тестовое приложение, попробуйте запросить различные URL. Если ваш контроллер не умеет их обрабатывать, то вы можете получить ошибку, но все равно должны видеть, что Rails понимает под вашими запросами.

Рендеринг JSON или XML

Когда вы решите, что хотите отвечать на запросы с помощью JSON или XML, вам потребуется сообщить вашему контроллеру, что нужно рендерить JSON или XML вместо HTML. Один из способов сделать это - использовать метод #respond_to:

Class UsersController < ApplicationController def index @users = User.all respond_to do |format| format.html # index.html.erb format.xml { render xml: @users } format.json { render json: @users } end end end

В данном случае, #respond_to передает в блок объект формата, к которому вы можете приложить соответствующий вызов рендеринга. Если вы ничего не сделаете, будет рендериться html с использованием стандартного Rails-шаблона (в этом примере app/views/index.html.erb).

Функция #render достаточно умна, чтобы понять, как рендерить широкий спектр форматов. Когда вы передаете ей ключ:json , она вызовет #to_json на значении, в данном примере на @users . Это преобразует ваш(и) Ruby-объект(ы) в JSON-строки, которые будут переданы запрашивающему приложению.

Таким образом, вы получаете свой API. Конечно, создание API может быть немного более сложным, если вы захотите делать какие-то необычные вещи, но все держится на основах.

Указание возвращаемых атрибутов

Допустим, вы хотите убедиться, что не возвращаете email-адрес пользователя вместе с объектом пользователя (User). В этом случае, вы захотите изменить атрибуты, которые будут возвращаться, модифицируя то, что делает метод #to_json .

Раньше вы бы просто переопределили метод #to_json своей версией, но теперь вам это не понадобится - в действительности, вы взамен переопределите метод #as_json . Метод #as_json используется в методе #to_json , так что его модификация неявно изменён результат #to_json , но довольно специфическим способом.

#to_json делает 2 вещи: запускает #as_json и получает хэш атрибутов, которые будут отрендерены в JSON. Затем он проводит рендеринг в JSON, используя ActiveSupport::json.encode . Так что, модифицируя #as_json , вы более конкретно указываете ту часть метода #to_json , которую в действительности хотите изменить.

В нашем случае, мы делаем это модифицируя #as_json в нашей модели так, чтобы возвращать лишь необходимые нам атрибуты:

# app/models/user.rb class User < ActiveRecord::Base # Вариант 1: Полное переопределение метода #as_json def as_json(options={}) { :name => self.name } # НЕ включаем поле email end # Вариант 2: Используем стандартный метод #as_json def as_json(options={}) super(only: [:name]) end end

Затем, в нашем контроллере лишь потребуется отрендерить JSON как обычно (в примере ниже всегда будет возвращаться JSON, независимо от того, был ли отправлен HTML-запрос или нет):

# app/controllers/users_controller.rb class UsersController < ApplicationController def index render json: User.all end end

Заметьте, что вам не нужно самостоятельно вызывать #to_json , когда вы используете #render - он сделает это за вас.

Иногда Heroku может потребовать дополнительные шаги для корректного отображения ваших страниц с ошибками. Посмотрите . Вам может потребоваться сперва удалить статичные страницы из директории app/public .

Обеспечение безопасности извне

Допустим, вы хотите позволить обращаться к API только если пользователь залогинен. Ваша существующая аутентификация в контроллере уже делает эту работу - просто убедитесь, что у вас установлен правильный #before_action (например, before_action:require_login). Может потребоваться функционал, когда и залогиненный и не залогиненный пользователи могут просматривать страницу, но каждый должен видеть различные данные. Вы не хотите, чтобы незалогиненные пользователи имели возможность делать запросы к API для получения важных данных. Аналогично, вы не хотите давать возможность посещать определенные HTML-страницы неавторизованным пользователям.

Если вы хотите обрабатывать запросы из приложения, которое не является браузером (например, из командной строки), вы не можете полагаться на браузерные "куки" для аутентификации. Вот почему большинство API использует собственные токены как часть процесса аутентификации. Мы поговорим чуть больше о токенах в следующем уроке.

Следующие шаги

Теперь у вас есть навыки использования вашего Rails-приложения для отдачи не только HTML, но и любого другого формата. Если вы хотите пойти дальше и позволить другим разработчикам создавать что-то с использованием вашей платформы (например, чтобы они могли делать программные запросы вместо аутентификации в качестве пользователя), вам понадобится сделать вашу API-систему намного более надежной. Мы не будем освещать все это здесь, но посмотрите следующие материалы:

  • Статья Building Awesome Rails APIs содержит описание множества лучших подходов для движения от игрушечного приложения в сторону стандартов промышленных API.

Сервис-ориентированная архитектура

Пришло время представить архитектурный подход под именем "Сервис-ориентированная архитектура" (Service-Oriented Architecture, SOA). Основная идея заключается в том, что ваше приложение будет состоять из множества сервисов, вроде системы оплаты, регистрации пользователей, модуля рекомендаций и т.д. Вместо того, чтобы создавать все это внутри одного главного приложения, вы разбиваете подсистемы на полностью независимые кусочки, которые взаимодействуют друг с другом, используя внутренние API-интерфейсы.

Это хорошо по многим причинам. Благодаря тому, что каждый кусочек вашего приложения не заботится о том, как работают другие части, и знает только как запросить данные через их API, вы можете делать значительные изменения в коде сервиса, и все остальное приложение будет работать, как и прежде. Вы можете полностью заменить один сервис на другой, и, пока он взаимодействует, используя те же API-методы, это пройдет очень гладко. Вы можете использовать внешние API как часть вашего приложения (например, платежные системы) вместо написания собственного. Вы можете создать PHP-приложение, взаимодействующее с Python-приложением, взаимодействующим с Rails-приложением, и все будет работать, ведь они общаются между собой с помощью API.

Как правило, стараться делать максимально независимой каждую часть вашего приложения - хорошая идея. Концепция СОА подталкивает вас мыслить в рамках того, какие именно методы вы хотите предоставлять другим частям вашего приложения, и заодно это сделает ваш код лучше. Вдобавок, предполагая, что каждый крупный компонент вашего приложения независим, вы также сможете намного легче выделять проблемы и обрабатывать ошибки более осмысленно.

Использовать сервис-ориентированную архитектуру для целого приложения - это что-то вроде разбиения гигантского сложного Ruby-скрипта на изящные классы и методы, только в большем масштабе.

Одним из наиболее известных случаев перехода на сервис-ориентированную архитектуру является Amazon.com. Однажды в 2002 году, Джефф Безос прямо заявил, что все рабочие группы должны перейти на СОА, или будут уволены. Печально известный пост из блога сотрудника Google, предназначенный внутрикорпоративных целей, но случайно ставший открытым для публики, рассказывал о мощи Amazon с использованием СОА. Это отличное чтиво, так что обязательно его оцените, но основные тезисы письма Безоса вынесены в следующие цитаты из поста:

1) Все команды отныне предоставляют свои данные и функциональность через интерфейсы сервисов.

2) Команды должны взаимодействовать друг с другом посредством этих интерфейсов.

3) Иные формы межпроцессного взаимодействия запрещены: никаких прямых ссылок, никакого непосредственного чтения данных другой команды, никаких моделей общей памяти, никаких "бэкдоров" и тому подобного. Единственный разрешенный способ взаимодействия - обращение к интерфейсу сервисов через сеть.

4) Неважно какую технологию они используют. HTTP, Corba, Pubsub, собственные протоколы - без разницы. Безоса это не волнует.

5) Все интерфейсы сервисов, без исключения, должны быть изначально спроектированы с возможностью управления извне. То есть, команда должна планировать и проектировать так, чтобы быть в состоянии предоставить интерфейс разработчикам вне компании. Никаких исключений.

6) Любой проигнорировавший эти требования будет уволен.

СОА - это серьезное дело. Несомненно, есть много проблем, которые всплывают при ее использовании - посмотрите этот пост о "извлеченных уроках" Amazon - но она имеет невероятно много преимуществ.

Вы, наверняка, не будете сильно беспокоиться о СОА, пока создаете "игрушечные" приложения для самих себя, но этот вопрос определенно встанет перед вами, когда вы начнете работать на ИТ компанию, поэтому знакомство с ней - это хорошая практика.

Ваша цель

  1. Прочитайте раздел 7 руководства Rails по контроллерам , чтобы изучить рендеринг JSON и XML.
  2. Они не обязательны к просмотру (потому что они идут немного дальше, чем мы сейчас подготовлены), но, если вам интересно, взгляните на Railscasts в разделе Дополнительных ресурсов внизу урока, чтобы больше узнать о преимуществах API.

Заключение

Мы плотнее поработаем с вашим приложением как с API во время курса по Javascript. В этом курсе вы создадите несколько полноценных (фулл-стэк) приложений, использующих AJAX-вызовы для лучшего пользовательского интерфейса, что по факту включает в себя рендеринг XML или JSON данных взамен полноценной HTML-страницы. Затем вы создадите несколько одностраничных Javascript-приложений, которые полагаются на API, предоставляемом вашим Rails-приложением, для получения всех необходимых данных из БД, а во всем остальном работающих на стороне клиента (в браузере).

Лучший способ разобраться с API - создать и взаимодействовать с ним, на чем мы сфокусируемся в наших проектах.

Для того, чтобы облегчить труд своих коллег и обеспечить всем программам для Windows универсальный интерфейс, программисты Microsoft создали такую вещь, как API - "Application Programming Interface".

Это - набор функций и процедур, которые могут наиболее часто использоваться программами: отображение дерева каталогов, поиск файлов, отображение стандартного окна с кнопками закрытия, минимизации и развертывания на весь экран и многих других. В итоге разработчик, создающий программу для Windows, не должен продумывать и разрабатывать специальные подпрограммы для отображения окна программы, окна для выбора папки и остальных подобных элементарных операций, - ему достаточно просто вызвать из библиотек kernel32.dll или user32.dll, содержащих функции и процедуры API, нужную ему функцию, а она уже все сделает за него сама. Таких функций и процедур много - порядка 600.

В операционной системе MS-DOS такого понятия, как API, не было, - тот, кто брался писать программу для этой операционной системы, обязан был сам, от начала до конца, продумать и реализовать способы выдачи на экран изображения, получения данных от пользователя, путешествия по файловой системе, рисования графики, если таковая возможность была необходимой 2 . Это делало процесс разработки программ с удобным для пользователя интерфейсом весьма трудоемким процессом, зачастую затраты времени и сил на создание приемлемого графического интерфейса программы превосходили затраты на реализацию собственного алгоритма программы, ради которого она и создавалась. Недаром были очень распространены так называемые "консольные" приложения, то есть программы, работающие только из командной строки, без интерфейса, - ввод данных происходил в той же командной строке или производился из указанного в ней файла, а вывод результатов шел в простом текстовом режиме.

С появлением операционной системы Windows каторжный труд программистов по разработке внешнего вида программы и удобных способов ввода и вывода информации резко облегчился, - уже в Windows 3.0 использовались функции API. Теперь программист, если он, например, желал создать окно ввода текста или полосу прокрутки, должен был всего лишь написать вызов функции отображения такого окна с необходимыми ему параметрами, так же, как и любой другой функции языка, на котором он писал свою программу, а не вводить огромные обьемы кода ради создания программы, заново рисующей такое окно или полосу (сознавая при этом, что при разработке следующей программы, в которой тоже будут использоваться такие объекты, ему придется вновь разрабатывать такой код или пытаться частично использовать старый, приспосабливая его к нуждам этой новой программы). Поэтому появление API совершило революционный прорыв в технологии программирования, позволяя создавать нужные программы с привычным удобным интерфейсом гораздо быстрее, не заботясь о таких рутинных деталях, как программирование стандартных объектов интерфейса для ввода и вывода информации.

В языке Visual Basic for Applications (VBA) многие функции и процедуры API вызываются сами при выполнении программы интерпретатором, так что использовать их для отображения окон ввода и вывода текста, рисования на экране геометрических фигур и других простых действий совершенно нет необходимости, - их VBA вызывает по мере надобности, а программе на нем достаточно использовать соответствующие функции этого языка. Однако иногда возникает необходимость в некоторых действиях, для которых либо нет аналогов во встроенных функциях VBA, либо они работают нерационально или слишком медленно. Например, окно выбора папки с изображением дерева каталогов (рис.5.1) или программа поиска файлов (аналог на функциях VBA - объект "Application.FileSearch" - работает слишком медленно при больших количествах файлов). Для таких случаев в VBA предусмотрена возможность вызова функций API.

К сожалению, использование функций API в VBA не документировано в справке, вследствие чего для изучения способов их применения приходится либо искать книги или источники в Интернете по офисному программированию, либо анализировать код программ, в которых имеются вызовы функций API.

В подавляющем большинстве случаев при программировании для Office можно обойтись без использования API, но иногда только вызов API-функции может привести к достижению нужного результата. Скажем, вам надо обеспечить вызов разных макросов при простом нажатии мышью кнопки на какой-либо панели инструментов Word и в случае одновременного нажатия этой кнопки и клавиши Shift или Control. Вот фрагмент кода, делающего это:

Declare Function GetAsyncKeyState Lib "user32.dll" (ByVal kState As Long) As Integer

GetAsyncKeyState (vbKeyShift Or vbKeyControl)

If GetAsyncKeyState(vbKeyShift) Then

Call macro1: Exit Sub

ElseIf GetAsyncKeyState(vbKeyControl) Then

Call macro2: Exit Sub

Первая строчка - это как бы "резервирование" функции API для использования в программе на VBA. Видно, что вызывается функция GetAsyncKeyState из библиотеки (файла, содержащего программы, предназначенные только для использования другими программами) user32.dll, причем в эту функцию передается номер клавиши, а возвращает она целое число (а именно - 0, если клавиша с соответствующим номером не нажата, и -32767 или 1, если нажата). Любую функцию или процедуру, вызываемую из библиотек, не относящихся к VBA, необходимо так резервировать с помощью команды Declare.

Фраза vbKeyShift в команде - это заменитель кода клавиши Shift (его значение - 16), а vbKeyControl, как нетрудно понять - заменитель кода клавиши Control. Структура инструкций "If…Then", думается, ясна 3 , а если нет - посмотрите в справке VBA. Команда Call перед именем макроса, как вы помните, означает его запуск.

В Интернете есть русские сайты, посвященные API 4 . Посетите их, чтобы узнать больше об этом наборе функций.