Примеры блок схемы на циклы презентация. Пример блок - схемы

Алгоритм нахождения суммы 10-ти чисел

БЛОКИ НА БЛОК - СХЕМАХ

Операции обработки данных и носители информации изображаются на схеме соответствующими блоками .

Большая часть блоков по построению условно вписана в прямоугольник со сторонами а и b. Минимальное значение а = 10 мм , увеличение а производится на число, кратное 5 мм . Размер b=1,5a . Для от дельных блоков допускается соотношение между а и b, равное 1:2. В пределах одной схемы рекомендуется изображать блоки одинаковых размеров. Все блоки нумеруются.

ВИДЫ БЛОКОВ

Наименован

Обозначение

Выполнение операции или группы

операций, в результате которых

изменяется значение, форма

представления или расположение

Преобразование данных в форму,

пригодную для обработки (ввод) или

отображения результатов обработки

Выбор направления выполнения

алгоритма в зависимости от

Предопре

некоторых переменных условий.

Использование ранее созданных и

деленный

отдельно написанных программ

(подпрограмм).

Вывод данных на бумажный

носитель.

ВИДЫ БЛОКОВ

Наименовани

Обозначение

Магнитный

Соединител

Межстрани

соединител

Комментар

Ввод-вывод данных, носителем которых служит магнитный диск.

Начало, конец, прерывание процесса обработки данных.

Указание связи между прерванными линиями, соединяющими блоки.

Указание связи между прерванными линиями, соединяющими блоки, расположенные на разных листах.

Связь между элементом схемы и пояснением.

ПРАВИЛА СОЗДАНИЯ БЛОК - СХЕМ

1. Линии, соединяющие блоки и указывающие последовательность связей между ними, должны проводится параллельно линиям рамки.

2. Стрелка в конце линии может не ставиться, если линия направлена слева направо или сверху вниз.

3. В блок может входить несколько линий, то есть блок может являться преемником любого числа блоков.

4. Из блока (кроме логического) может выходить только одна линия.

5. Логический блок может иметь в качестве продолжения один из двух блоков, и из него выходят две линии.

6. Если на схеме имеет место слияние линий, то место пересечения выделяется точкой. В случае, когда одна линия подходит к другой и слияние их явно выражено, точку можно не ставить.

7. Схему алгоритма следует выполнять как единое целое, однако в случае необходимости допускается обрывать линии, соединяющие блоки.

СТРУКТУРНЫЕ СХЕМЫ АЛГОРИТМОВ

Последовательность двух или более операций; выбор направления; повторение.

Любой вычислительный процесс может быть представлен как комбинация этих элементарных алгоритмических структур.

ВИДЫ АЛГОРИТМОВ

линейные;

ветвящиеся;

циклические.

ЛИНЕЙНЫЕ

АЛГОРИТМЫветвящимся , если для его реализации предусмотрено несколько направлений (ветвей). Каждое отдельное направление алгоритма обработки данных является отдельной ветвью вычислений.

Ветвление в программе - это выбор одной из нескольких последовательностей команд при выполнении программы. Выбор направления зависит от заранее определенного признака, который может относиться к исходным данным, к промежуточным или конечным результатам. Признак характеризует свойство данных и имеет два или более значений.

Ветвящийся процесс, включающий в себя две ветви, называется простым , более двух ветвей - сложным .

Сложный ветвящийся процесс можно представить с помощью простых ветвящихся процессов.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Средства представления и записи алгоритмов. Блок – схемы. Виды алгоритмических структур. Линейный алгоритм

БЛОК – СХЕМЫ Средства представления и записи алгоритмов

Блок-схема – графическое представление алгоритма в виде последовательности связанных между собой функциональных блоков (стандартных графических элементов), каждый из которых соответствует выполнению одного или нескольких действий.

Начало алгоритма, вход в программу Конец алгоритма, выход из программы Ввод исходных данных или вывод результата Выполнение действий Проверка логического условия Количество повторов цикла

ЛИНЕЙНЫЕ АЛГОРИТМЫ Виды алгоритмических структур

ЛИНЕЙНЫЙ АЛГОРИТМ алгоритм, все этапы которого выполняются однократно, в строгой последовательности ввод исходных данных начало вывод результата конец действие действие. . . С Е Р И Я К О М А Н Д

Пример 1 Пример 2 начало ввод: A, B, C вывод: S конец P = S= начало конец Пойду на речку Буду загорать

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ

№ 1 И СПОЛЬЗУЯ БЛОК-СХЕМУ АЛГОРИТМА, ВЫЧИСЛИТЕ ЗНАЧЕНИЕ ФУНКЦИИ Y ПРИ X=2 , РЕШЕНИЕ: начало X = 2 Z = 8 * 2 = 16 Z = √16 = 4 Z = 4 – 1 = 3 Y = 3 * 2 = 6 Y = 6 / 3 = 2 конец начало ввод: X вывод: Y конец Z = 8 * X Z = Z - 1 Y = 3 * X Z = Y = Y / Z

№ 2 ИСПОЛЬЗУЯ БЛОК-СХЕМУ АЛГОРИТМА, ВЫЧИСЛИТЕ ЗНАЧЕНИЕ ФУНКЦИИ Y ПРИ X=0; -1; 3 начало ввод: X вывод: Y конец Z = X 2 Y = Y * X Z = Z - 8 Y = Y * 4 Y = Z / Y Y = X + 1

№ 3 СОСТАВЬТЕ БЛОК-СХЕМУ АЛГОРИТМА РЕШЕНИЯ ПОСТАВЛЕННОЙ ЗАДАЧИ. ДАНЫ КООРДИНАТЫ ВЕРШИН ТРЕУГОЛЬНИКА АВС. НАЙТИ ЕГО ПЛОЩАДЬ.

№ 4 Составьте блок-схему алгоритма решения поставленной задачи. Вычислить путь, пройденный лодкой, если ее скорость в стоячей воде v км/ч, скорость течения реки v 1 км/ч, время движения по озеру t 1 ч, а против течения реки – t 2 ч. начало ввод: v, v 1 , t 1 , t 2 вывод: s конец s 1 = v * t 1 s 2 = (v – v 1) * t 2 s = s 1 + s 2

№ 5 По данной блок-схеме вычисления значения некоторой функции, восстановите условие задачи; напишите формулу вычисления значения функции. начало ввод: X вывод: Y конец A = X 2 C = A + B D = B + 1 Y = C / D B = A 2

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

СОСТАВЬТЕ БЛОК-СХЕМЫ АЛГОРИТМА РЕШЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ. № 1 В квадратной комнате шириной A и высотой B есть окно и дверь с размерами C на D и M на N соответственно. Вычислите площадь стен для оклеивания их обоями. № 2 Дана величина A, выражающая объем информации в байтах. Перевести А в более крупные единицы измерения информации.

№ 3 По данной блок-схеме вычисления значения некоторой функции, восстановите условие задачи; напишите формулу вычисления значения функции. начало ввод: A вывод: Y конец B = A 2 D = C 2 E = D / 7 Y = E +5 C = B + 4

ИТОГИ УРОКА:

Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я научился… Урок дал мне для жизни…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данной презентации представлен материал к разделу "Алгоритмизация". В презентации рассмотрены понятия: алгоритм, свойства алгоритма, способы записи алгоритмов, линейные алгоритмы. Представлены задач...

Урок - путешествие: «Алгоритмы. Линейные алгоритмы»

Урок - путешествие: «Алгоритмы. Линейные алгоритмы»Класс: 6Цель урока: сформировать представление об алгоритме как фундаментальном понятии информатикиЗадачи:образовательные: сфо...























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: изучение алгоритмической структуры циклы, создание моделей и алгоритмов для решения практических задач.

Ход урока

I. Актуализация знаний

  • Повторить понятие алгоритма, основные конструкции алгоритмического языка.
  • Уметь разрабатывать математическую модель, алгоритм и блок схему решения задачи.
  • Иметь понятие о языках программирования и их назначении.
  • Уметь работать в среде программирования.
  • Знать структуры программы.
  • Уметь записывать выражения, содержащие числовые и символьные величины.
  • Знать структуры операторов и особенности их работы.
  • Уметь применять операторы при написании программ с линейными и ветвящимися структурами.
  • Уметь на компьютере создавать и запускать программы на отладку.

II. Теоретический материал урока

Большинство практических задач требует многократного повторения одних и тех же действий, т. е. повторного использования одного или нескольких операторов. (Презентация)

Пусть требуется ввести и обработать последовательность чисел. Если чисел всего пять, можно составить линейный алгоритм. Если их тысяча, записать линейный алгоритм можно, но очень утомительно и нерационально. Если количество чисел к моменту разработки алгоритма неизвестно, то линейный алгоритм принципиально невозможен.

Другой пример. Чтобы найти фамилию человека в списке, надо проверить первую фамилию списка, затем вторую, третью и т.д. до тех пор, пока не будет найдена нужная или не будет достигнут конец списка. Преодолеть подобные трудности можно с помощью циклов.

Циклом называется многократно исполняемый участок алгоритма (программы). Соответственно циклический алгоритм - это алгоритм, содержащий циклы.

Различают два типа циклов: с известным числом повторений и с неизвестным числом повторений. При этом в обоих случаях имеется в виду число повторений на стадии разработки алгоритма.

Существует 3 типа циклических структур:

  • Цикл с предусловием;
  • Цикл с послеусловием;
  • Цикл с параметром;

Иначе данные структуры называют циклами типа «Пока», «До», «Для».

Графическая форма записи данных алгоритмических структур:

Цикл с предусловием (иначе цикл пока ) имеет вид:

условие – выражение логического типа.

Цикл может не выполняться ни разу, если значение логического выражения сразу же оказывается ложь.

Серия команд, находящихся между begin и end, выполняются до тех пор, пока условие истинно .

Для того чтобы цикл завершился , необходимо, чтобы последовательность инструкций между BEGIN и END изменяла значение переменных, входящих в условие.

Цикл с постусловием (иначе цикл до ) имеет вид:

условие – выражение логического типа.

Обратите внимание:

Последовательность инструкций между repeat и until всегда будет выполнено хотя бы один раз ;

Для того чтобы цикл завершился, необходимо, чтобы последовательность операторов между repeat и until изменяла значения переменных, входящих в выражение условие.

Инструкция repeat, как и инструкция while, используется в программе, если надо провести некоторые повторяющиеся вычисления (цикл), однако число повторов заранее не известно и определяется самим ходом вычисления.

Цикл с параметром (иначе цикл для) имеет вид:

i – параметр цикла;
a – начальное значение цикла;
b – конечное значение цикла;
h – шаг изменения параметра.

Структура данного цикла иначе называют циклом i раз .

Эта команда выполняется таким образом: параметру i присваивается начальное значение а, сравнивается с конечным значением b и, если оно меньше или равно конечному значению b, выполняется серия команд. Параметру присваивается значение предыдущего, увеличенного на величину h – шага изменения параметра и вновь сравнивается с конечным значением b.

На языке программирования Паскаль шаг изменения параметра может быть равным одному или минус одному.

Если между begin и end находится только один оператор, то операторные скобки можно не писать. Это правило работает для цикла типа «Пока» и «Для».

Рассмотрим пример решения задач с использованием данных структур

Пример.

Вычислить произведение чисел от 1 до 5 используя различные варианты цикла

Математическая модель:

Р= 1· 2· 3· 4· 5=120

Составим алгоритм в виде блок-схемы.

Для проверки правильности алгоритма заполним трассировочную таблицу.

Шаг Операция Р i Проверка условия
1 P:=1 1
2 i:=1; 1 1
3 i<=5
P:=P*I
i:=i+1
1 1 1<=5, да (истина)
4 i<=5
P:=P*I
i:=i+1
2 2 2<=5, да (истина)
5 i<=5
P:=P*I
i:=i+1
6 3 3<=5, да (истина)
6 i<=5
P:=P*I
i:=i+1
24 4 4<=5, да (истина)
7 i<=5
P:=P*I
i:=i+1
120 5 5<=5, да (истина)
8 i<=5
P:=P*I
i:=i+1
6<=5, нет (ложь)

Проверка условия происходит в несколько шагов: проверка условия и выполнение команд на одной из ветвей. Поэтому в трассировочной таблице записываются не команды алгоритма, а отдельные операции, выполняемые компьютером на каждом шаге.

Шаг первый : Р присваивается значение один.

Шаг второй : i присваивается значение один.

Шаг третий : при i равном единице проверяем условие один меньше или равен пяти, да, условие истинно, значит Р присваивается значение один умноженное на один, будет два. Для i: один плюс один, будет два.

Шаг четвертый: при i равном двум проверяем условие два меньше или равен пяти, да, условие истинно, значит Р присваивается значение 2 умноженное на один, будет 2. Для i: два плюс один, будет три.

Шаг пятый: при i равном трем проверяем условие три меньше или равен пяти, да, условие истинно, значит Р присваивается значение два умноженное на три, будет шесть. Для i: три плюс один, будет четыре.

Шаг шестой: при i равном четырем проверяем условие четыре меньше или равен пяти, да, условие истинно, значит Р присваивается значение шесть умноженное на четыре, будет двадцать четыре. Для i: четыре плюс один, будет пять.

Шаг седьмой: при i равном пяти проверяем условие пять меньше или равен пяти, да,условие истинно, значит Р присваивается значение двадцать четыре умноженное на пять, будет сто двадцать. Для i: пять плюс один, будет шесть.

Шаг восьмой: при i равном шести проверяем условие шесть меньше или равен пяти, нет, условие ложно, тогда мы выходим из цикла, а в результате получаем последнее значение равное сто двадцати.

Program Pr1;
Var i: integer;
Begin
P:=1;
i:=1;
While i<=5 do
begin
P:=P*i;
i:=i+1;
end;
Write (‘P=’, P);
end.

Для цикла с постусловием построим блок-схему и трассировочную таблицу. (слайд16)

В результате получаем последнее значение равное сто двадцати на седьмом шаге

И для Цикла с параметром построим блок-схему и трассировочную таблицу. (слайд17)

В результате получаем последнее значение равное сто двадцати на шестом шаге

Задача:

Вывести на экран числа от 1 до 5 в:

  1. прямом порядке;
  2. обратном порядке.

Математическая модель:

  1. 1 2 3 4 5;
  2. 5 4 3 2 1.

Блок-схема и программа решения задачи представлена для чисел в прямом порядке и обратном порядке.

(слайд 21)

Запишем рассмотренные алгоритмы на языке программирования Паскаль.

(слайд 22)

III. Подведение итогов урока

И так мы рассмотрели следующие вопросы:

  1. Алгоритмическая структура цикл;
  2. Виды алгоритмических структур:
    1. Цикл с предусловием;
    2. Цикл с послеусловием;
    3. Цикл с параметром;
  3. Рассмотрели способы записи данных структур;
  4. Разобрали примеры решения задач с помощью этих структур.

Урок «Алгоритм. Формы представления алгоритма. Блок-схемы» Урок по информатике и ИКТ, 9 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №70 г. Липецка

Цель 1) образовательная: изучить основные понятия, такие как, алгоритм, свойства алгоритмов, исполнитель алгоритма, формы представления алгоритмов, блок-схема; 2) развивающая: развитие логического и абстрактного мышления; 3) воспитательная : воспитать познавательный интерес к предмету, сформировать такие качества как усидчивость, внимательность. Слово «алгоритм» Слово «алгоритм» происходит от «algorithmi» – латинской формы написания имени выдающегося математика IX века аль-Хорезми, который сформулировал правила выполнения арифметических операций. Алгоритм Алгоритм – это описание последовательности действий (план), исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов. Алгоритмизация – это процесс разработки алгоритма (плана действий) для решения задачи.

Свойства алгоритмов

1. Дискретность 1. Дискретность – разбиение алгоритма на последовательность отдельных шагов. 2. Массовость - алгоритм может применён для решения целого класса однотипных задач. 3. Детерминированность – команды алгоритма должны выполняться в строго определённой последовательности. 4. Конечность - алгоритм должен привести к какому-либо результату 5. Результативность – алгоритм должен быть выполнен за конечное число шагов. Исполнитель Исполнитель – объект или лицо, выполняющий инструкции, предписания алгоритма, программы, последовательности команд. Исполнителем может быть человек, компьютер, робот, автомат, механическое устройство и т.д. Наиболее распространённой формой представления алгоритма является блок-схема. Наиболее распространённой формой представления алгоритма является блок-схема. Блок-схема – графическое представление алгоритма.

Стандартные графические объекты блок-схем

Указание на начало и конец алгоритма

Организация ввода и вывода данных

Выполнение действий или группы действий

Логический блок (ветвление). Выбор направления выполнения алгоритма в зависимости от выполнения условия

Использование вспомогательных алгоритмов

Повторение (цикл) – организует

повторение ряда действий

Пример. Линейный алгоритм Виды циклических алгоритмов

  • Цикл с предусловием
  • Цикл с постусловием
  • Цикл с параметром
Цикл с предусловием Задача №1. Дано число 6. До тех пор пока это число не станет больше 45, прибавлять к нему 7 и умножать на 2. Как только полученное число станет больше 45, выйти из цикла. Разветвляющийся алгоритм Задача №2 Дано число. К нему прибавляют 5. Если это число больше 10 то, вычитают из него 7, если меньше прибавляют 47. Вывести результат.
  • Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / Н. Д. Угринович. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 295с.
  • Электронное сопровождение УМК:

    2. ЭОР на CD и DVD (комплект из 4-х дисков) к методическому пособию Н.Д. Угринович «Информатика и ИКТ. Методическое пособие» 8 – 11 классы.

    Образовательные Интернет-порталы:

    1. http://school-collektion.edu/ru - «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»

    2. http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов»

    3. http://www.ed.gov.ru - Сайт Рособразования

    4. http://www.school.edu.ru - Российский образовательный портал

Список использованной литературы

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Анализ блок – схемы алгоритма. «Алгоритм – не роскошь, а средство достижения цели» * Цели урока: Закрепить и систематизировать знания по основам алгоритмизации; Научиться читать и анализировать алгоритмы в виде блок –схем; Научиться составлять простые алгоритмы. Структура урока: Задание «Проверь прочность фундамента» (проверка знаний опорных понятий алгоритмизации); Задания «Читай и анализируй» (чтение и анализ блок-схем алгоритмов); Задания «Учись планировать» (составление простых алгоритмов); Домашнее задание (дифференцированное).

2 слайд

Описание слайда:

Abu ‘ Abd Allah Muhammad ibn Musa al-Khwarismi «Мухаммад, сын Мусы, отец Абдуллы, родом из Хорезма» Хорезм – это историческая область на территории современного Узбекистана, центром которой является древний город Хива. Аль- Хорезми, IX в. Сформулировал правила выполнения арифметических операций точная, конечная последовательность действий, направленных на достижение поставленной цели (решение задачи).

3 слайд

Описание слайда:

« Я - часть, которая была целым» (И.Гете) Какие понятия отражены в указанных ниже фразах? «Что, из чего, как?» « Казнить нельзя помиловать» «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю,что» (Сказка) «Где начало того конца, которым заканчивается начало?» (Козьма Прутков) Понятие, свойство, вид алгоритма Ответ: свойство алгоритма понятность Ответ: вид алгоритма – вспомогательный; метод пошаговой детализации Ответ: вид алгоритма циклический Ответ: понятие алгоритма *

4 слайд

Описание слайда:

Что означают и как связаны эти понятия? имя Блок-схема Задание «Проверь прочность фундамента (проверка знаний опорных понятий алгоритмизации) *

5 слайд

Описание слайда:

Задание «Проверь прочность фундамента (проверка знаний опорных понятий алгоритмизации) Логические цепочки *

6 слайд

Описание слайда:

Задание 1. А) Вид алгоритма? Правильно ли составлен алгоритм? Б) Какую задачу решает алгоритм начало Задания «Читай и анализируй» (чтение и анализ блок-схем алгоритмов) *

7 слайд

Описание слайда:

Задание 2. Даны фрагменты блок-схемы. Определить вид и структуру алгоритма, какую задачу он решает. Составить математическую формулу функции (записать на доске). X у Задания «Читай и анализируй» (чтение и анализ блок-схем алгоритмов) *

8 слайд

Описание слайда:

Задание 3. (А29 демоверсии 2005 г., А6 демоверсии 2006 г..) Дан фрагмент блок –схемы алгоритма Алгоритмическая конструкция какого типа изображена на фрагменте блок-схемы? Определите значение целочисленной переменной х после выполнения следующего фрагмента блок-схемы А)1; Б)5; В)2; Г)3. Задания «Читай и анализируй» (чтение и анализ блок-схем алгоритмов) *

9 слайд

Описание слайда:

Задание 4. (А6 демоверсии 2005 г.) Фрагмент блок-схемы (см. рис. 9) представляет алгоритм, который содержит команды ветвления: 1)команду ветвления в сокращенной форме, в которую вложена команда ветвления в полной форме; 2)две команды ветвления в полной форме, одна из которых вложена в другую; 3)две команды ветвления в сокращенной форме, одна из которых вложена в другую; 4)команду ветвления в полной форме, в которую вложена команда ветвления в сокращенной форме Решение. Обе команды ветвления, входящие в блок-схему на рис. 9, - полные, при чем одна из них вложена в другую. Поэтому верным будет вариант ответа №2. Ответ: 2. Задания «Читай и анализируй» (чтение и анализ блок-схем алгоритмов) *

10 слайд