In The Pink! Сведение с розовым шумом в качестве референса. Описание работы простого генератора белого шума

У меня с детства в голове сидит понятие о «розовом шуме». Сначала встретил в журнале «Радио» в разделе «За рубежом» несложный генератор на двух транзисторах. Затем похожая схема была повторена на страницах «Юного техника». В статьях рассказывалось о схожести звука с морским прибоем или шумом дождя, под который легче уснуть в шумной обстановке или просто успокоиться.

Вообще-то прибор получился черным, но шум генерирует розовый.


В разное время возникали публикации о том, что с помощью генератора розового шума полезно на слух проверять АЧХ усилительного или звукозаписывающего тракта, обнаруживать дефекты акустики помещений или акустических систем.

В звукоинженерной и звукорежисёрской практике мне нередко необходим источник звукового сигнала, для проверки работы различных устройств. И вот я «дозрел», пора паять!

Розовый шум

Послушайте сами, что это за штука:

Розовый шум
В прикладных областях известен также как мерцательный или фликкер-шум. Розовый шум является равномерно убывающим в логарифмической шкале частот.
Розовый шум обнаруживается, например, в сердечных ритмах, в графиках электрической активности мозга, в электромагнитном излучении космических тел, а также практически в любых электронных и механических устройствах.


Я порылся в интернете, чтобы, не парясь, соорудить прибор по готовой схеме. Выбор пал на статью нашего австралийского коллеги . Схема была успешно повторена.


Однако, в процессе эксплуатации стало ясно, что источник должен подключаться к баллансному входу проверяемого устройства, будь то микрофонный вход или линейный. К готовому устройству пришлось добавить дополнительную платку, обеспечивающую дифференциальный выход.

Схема генератора розового шума с балансным выходом

В результате получилась такая схема:


С3 – 5600пф, С4 – 2200пф, С5 – 820пф.
С1, С2 и С14 – 22 мкф 16в.
С6, С7 – 220 мкф 16в, С8, С9 – 470 мкф 16в.
С10 - С13 – 22 мкф 63в.
R1, R5, R7, R14, R16, R20, R21 – 100ком, R4 – 330ком, R6 – 18ком, R22 – 1 мом.
R3 – 33-100ком (подбор по максимальному уровню шума).
R2, R8, R13, R15 – 10ком, R17 - R19, R22 - 33ом.
R9 – 24ком, R10 – 2,4ком, R11 – 240ом, R12 – 24ом.
DA1 и DA2 - LM358.
VT1 – KT315Б.


Использованные микросхемы LM358 не отличаются характеристиками, но для генератора шума это значения не имеет. В отличие от оригинальной схемы использован старый добрый КТ315Б – по схеме это транзистор VT1. На нем собран генератор «белого» шума, который затем усиливается каскадом на микросхеме DA1.2 в 10 раз. Следующий каскад на DA1.1 преобразует шум из «белого» в «розовый», ослабляя его на 3 Дб с каждой октавой по возрастанию частоты.

Изначально в схеме был потенциометр, однако в моей практике достаточно иметь 4-ступенчатый аттенюатор: 0дб, 20 Дб, 40 Дб и 60 Дб – четыре вариации позиций двух тумблеров S1 и S2.

На следующей микросхеме собран дифференциальный выход устройства: на DA2.1 неинвертирующий усилитель, а на DA2.2 инвертирующий.

Я применил аналоги неполярных конденсаторов, с подпиткой, считаю, что они вносят меньше искажений в сигнал. На выходе конденсаторы обязаны быть с рабочим напряжением не менее 50 Вольт из-за необходимости иногда подключиться к фантомному входу проверяемого устройства.
Т. к. устройство собиралось в единственном экземпляре, то плата не разрабатывалась, всё собиралось на макетках. Желающие могут разработать печатку.
К тому же, если придется повторить эту схему, то можно будет применить всего один корпус микросхемы LM324 (счетверённый ОУ), что позволит отказаться от следующих деталей: С6, С7, R17 и R18.

В подборе нуждается резистор R3 по максимальному уровню шума. При правильной сборке схема начинает работать сразу. Сигнал появляется через пару секунд после включения. Устройство запитано от двух 9-вольтовых батареек типа «Крона». Потребляемый ток не более 10 – 12 мА (если нагрузка не низкоомная). Сигнал на выходе при «нулевом» аттенюаторе примерно равен 2 Вольта, что подходит для стандартного линейного входа.

Одна важная деталь: на схеме не указано подключение металлического корпуса к «земле». Железо подключается к экранному контакту выходного гнезда уже после переключателя S3 (Ground/Lift), чтобы сохранялась экранировка в режиме с «оторванной землей». Последняя, например, нужна для проверки кабелей на «одноногость» - обрыв одной из жил, когда режиме «Ground» сигнал проходит, а в «Lift» нет.

Соблюдайте осторожность! Если на микрофонный вход подается фантомное напряжение, то при переключении последних режимов из одного в другой может возникать бросок напряжения, вызывающий громкий щелчок в акустических системах. Не выводите входной уровень на пульте на максимум.

Т.к. после «добавки» гнездо «XLR» уже не помещалось, то пришлось поставить гнездо для большого «гитарного джека» и сделать специальные переходники для разъемов «XLR» и «RCA».


Их распайка:

Пара слов о корпусе

На всякий случай фотки процесса изготовления очень простого корпуса – в чей-либо практике может показаться полезным. Внутренние силовые конструкции меж собой и с металлом склеиваются клеем, аналогичным советскому «Моменту».


Для корпуса был взят стандартный тонкий электротехнический «швеллер» (П-образный профиль), от которого были отпилены два отрезка по 13 см, и деревянная плита для искусственного паркета. Когда возникла идея о дополнительном дифференциальном выходе, то тут же стало ясно, что все внутри размещается с трудом, но крышка закрылась, и я ничего переделывать не стал.
Снаружи корпус окрашен чёрной автомобильной эмалью из баллончика.

Всем всего звукотехнического!

Eddie Bazil

Микс инженерам, специализирующимся на мейнстримовом поп-направлении, EDM (электронной танцевальной музыке) или хип-хопе, зачастую приходится работать с большим количеством дорожек. Это обычно связано с обширным наложением звуков, сформированных с сильной полосовой фильтрацией, которые играют такую огромную роль в общем «цвете» композиций этих жанров. Но даже работая с рок и инди группами, традиционно состоящими из 4-5 участников, можно столкнуться с проектами, состоящими будто из миллиона многослойных частей, с кучей сдвоенных и дублированных гитарных партий несколькими микрофонами, огромным количеством вокальных аранжировок и т.д. Если вы работаете не на том уровне, на котором можно позволить себе такую роскошь, как помощь в разгребании всего беспорядка и создании микса, то вам предстоит совершить огромную работу и потратить много времени на создание проекта. Иногда это приводит к отказу от проекта. Представьте себе такую сцену...


Артист: “Привет, как жизнь?”

Я: “Ммм, да ничего. Как дела?”

Артист: “Да, нормально... Хм... Помнишь тот EDM-трек, который ты собирался свести для нас?”

Я: “Да”.

Артист: “Я загрузил его на сервер...”

Я: “Сервер? Что-то случилось с твоим Dropbox?”

Артист: “Да, файлы слишком большие”.

Я: “Слишком большие? Мы обсуждали это целый час, помнишь? Все, что включает в себя больше 60 треков, займет у меня как минимум неделю”.

Артист: [молчание]

Я: "Мне нанять киллера?"

Артист: [молчание]

Я: [вздох] "Хорошо... О скольких именно треках идет речь?"

Артист: "Хм…чуть больше 160".

[Короткие телефонные гудки]

Определимся с референсом

Ладно. Никому не хочется идти на крайние меры, особенно работая с многообещающим треком и исполнителем. Так как же разобраться во всем этом, до того как приступить к сведению? Для любого микс инженера главную роль играет то, что я называю «микширование уровней и панорамирования»: этап, во время которого вы устанавливаете исходное усиление для каждого источника звука и совершаете основное разделение через панорамирование. В конечном итоге вы получите довольно грубое статическое равновесие, которое впоследствии можно будет скорректировать с помощью динамической обработки, автоматизации, регуляции выключения звука и других маленьких хитростей.
Обычный подход заключается в выборе одного звука в качестве основного уровня, и балансировании всех остальных треков по отношению к нему. Многие начинают сводить, устанавливая уровень для большого барабана, малого барабана и баса, руководствуясь тем, что эти звуки формируют ритмический стержень композиции (и именно поэтому стоит начать с них), и тем, что эти звуки насыщенны энергией, их громкость выше на измерителе чем у большинства других источников - поэтому установка их на соответствующем уровне громкости снижает риск "перегреть" что-либо на мастер-шине во время развития микса. Другие выбирают акцентирование на ведущем вокале, и строят микс вокруг него. Оба эти подхода прекрасно работают...
Но есть еще один способ, который является быстрым, довольно простым и, что удивительно, довольно надежным: вместо того, чтобы ориентироваться на источник внутри вашего микса, вы используете генератор розового шума для обеспечения вашего контрольного уровня громкости и балансирования каждого трека под него, друг за другом. Это может звучать как сумасшедшая псевдо-научная идея, но это работает - и в этой статье я расскажу вам как, а затем докажу это.

Почему именно «розовый шум»?

Я уже сказал, что вы должны использовать розовый шум в качестве референса, но что делает розовый шум таким особенным? Почему, например, не белый шум? Ведь именно белый шум обладает постоянной энергией, не так ли? Ну, да, это так, белый шум имеет постоянную энергию по всему спектру частот. Но в то время как это может сделать его полезным для измерения звукового оборудования, для микширования это не играет никакой роли. Почему? Частотная характеристика слуховой системы человека не линейная, а логарифмическая. Другими словами, мы воспринимаем увеличение звука как октавы, а не равные приращения частоты; каждая последующая октава охватывает в два раза больше герц чем предыдущая. А это значит, что, когда мы слушаем белый шум, нам кажется, что происходит увеличение уровня громкости на 3 дБ на октаву.
Более «дружелюбное» распределение энергии происходит, когда мы фильтруем белый шум таким образом, что он теряет 3 дБ на октаву (поднимаясь по частотам). Каждая октава содержит такое же количество энергии, как следующая, поэтому звучание более естественно "сбалансировано". Это и есть то, что является розовым шумом.
Белый и розовый не являются единственными типами шума, но в этом контексте не стоит задумываться о шумах других цветов. (Если вы чувствуете необходимость узнать больше информации о типах шумов, то страница Википедии о «Цвета шума» подойдет для этого так же хорошо, как и любой другой источник).

Обзор

Итак, как именно можно заставить этот розовый шум работать в нашу пользу при сведении? Идея заключается в том, чтобы использовать генератор шума (на этом этапе я рекомендую использовать бесплатный) для создания розового шума и калибрования его таким образом, что на стерео шине он будет фиксировать разумный средний уровень громкости для сведения на ваших измерителях. С установленным уровнем шума, вы запускаете «соло» вашего первого источника, таким образом он играет одновременно с розовым шумом, и регулируете баланс его звучания на слух, непосредственно на фоне шума. Вы стремитесь найти тот уровень, на котором источник будет едва слышен сквозь шум, но не полностью заглушен. Затем отключаете этот источник, запускаете следующий источник «соло» и повторяете. Проделайте это с каждым источником. Отключив шум, вы получите свой основной уровень громкости сведения. Однако это был краткий обзор. Теперь я последовательно рассмотрю каждый из шагов, которые вам предстоит совершить.

Генератор шума

Во-первых, вам нужен плагин генератора шума. Бесплатный MDA TestTone подойдет идеально, поскольку он позволяет пропускать входящий звуковой сигнал без оказания на него какого-либо влияния, что это означает, что он сможет находиться в инсерте стерео шины, и вы избежите необходимость создания более сложной маршрутизации или использования генераторов шума на нескольких треках. Кроме того, его можно будет обходить во время всей работы над проектом, и позже использовать для проверки отсутствия ошибок в вашем сведении (если что-то по звучанию будет намного выше уровня шума, значит, вам стоит обратить на это внимание). Весь комплект плагина MDA, включающий в себя некоторые другие полезные бесплатные примочки, доступен для Windows, и OS X, но речь идет только о формате VST (технология виртуальной студии). Это подойдет для большинства DAW (цифровых звуковых рабочих станций) , но пользователям Logic и Pro Tools, например, нужно будет найти родное приложение или подходящий альтернативный генератор шума - с теми же основными принципами, так что вы все равно сможете следовать инструкции.

Работа с уровнем громкости

Я надеюсь, что вы уже знаете, что при сведении необходимо оставить достаточно запаса мощности в мастер-шине (если нужно, то позже можно будет добавить компенсирующее усиление и выполнять любую требуемую обработку громкости, но сейчас мы заинтересованы в сохранении запаса и создании приятного микса с хорошим динамическим диапазоном). Поэтому, прежде чем начать развлекаться с регуляторами громкости, мы должны откалибровать шум, чтобы достигнуть разумного контрольного уровня громкости, необходимого для этого.
Необходимо сосредоточиться на среднем показателе RMS (среднеквадратичное значение), а не на пике. Измерение пиков имеет свои преимущества, но мы не должны беспокоиться о пиковых транзиентах воздействующих на компрессоры и т.д. Некоторые DAW имеют измерители RMS в мастер-шине, некоторые нет, так что вам, возможно, потребуется какой-нибудь измеряющий плагин. Я использую Cubase, который не отображает RMS на основном канале стерео шины, но имеет специальный мастер-канал, на котором отображаются все виды полезной информации. Чтобы не усложнять работу для пользователей других цифровых рабочих станций , в примере я использовал Meterplugs "K-Meter . Каждый канал имеет как измеритель пиков так и RMS, и я могу рекомендовать этот плагин за его простоту и элегантность.

Настройка

Пошаговая инструкция: поместите плагин TestTone в инсерт вашей стерео шины, и К-метр в следующий слот. Передвиньте ползунок плагина TestTone в режим PINK, для получения розового шума, и убедитесь, что Channel установлен в CENTRE (так, что он выводит и в левый, и в правый каналы - он должен быть в этом положении по умолчанию). Не трогайте F1, F2, Sweep и «0 Дб».
Теперь пришло время установить опорный уровень громкости вашего проекта. Используйте ползунок громкости (Level) плагина TestTone (я обнаружил, что там есть ошибка, в результате чего при вводе цифр в текстовом поле ничего не появляется ), чтобы отрегулировать шум до не слишком громкого уровня, с помощью измерителя. В моем примере, я выбрал уровень K-14 на измерительной шкале K-meter. Это ставит ноль на 14dB ниже полной цифровой шкалы - другими словами, есть 14dB выше вашей нулевой «отметки», что гарантирует запас мощности при сведении. Соблюдая данные условия, вам не зачем беспокоиться о том, что делают все эти измерители каналов, или о перегрузе микс-шины при микшировании. Вам нужен розовый шум для заданий разумных показаний измерителя, которые были бы в пределах запаса мощности. Я обнаружил, что установка источника розового шума плагина TestTone на -11дБ дает мне уровень RMS примерно около -9дБ по шкале K-14, с пиками колебаний в районе нулевой отметки.
Наконец, кроме самого шума, будет необходимо быть в состоянии услышать звук из ваших исходных треков, поэтому убедитесь, что параметр «Thru» TestTone установлен на 0 дБ, что является максимальным значением, задаваемым с помощью регулирования ползунка полностью направо. (Если «Thru» отключен, то вы не услышите ни один из источников; если вы меняете «Thru» уровень, то вы должны будете вернуться назад и настроить уровень шума).

Если ваша DAW не имеет K или другого измерителя RMS-типа, вы можете установить плагин на мастер-шину. Изображенный здесь Meterplugs "K-Meter идеально подходит для работы.


Для определения уровня громкости шума и, соответственно, «уровня громкости сведения», вы должны будете использовать усредняющий измеритель. Здесь был выбран K-14 на измерителе основного канала Cubase, с 0 на -14дБ полной шкалы. Вы можете заметить, что если генератор шума установлен на -11дБ, то показания пиков измерителя на или около 0 этой шкалы, в то время как RMS около -9 или -10. Слева, вы можете увидеть стандартный пиковый измеритель, с нулём в 0дБ полной шкалы, мы остались с запасом мощности примерно 11дБ, чтобы спокойно поиграться во время мастеринга.



При солировании каждого трека, вы должны использовать канальный усилитель громкости с регулировкой чувствительности (или плагин усиления громкости, если ваша DAW не имеет первого), а не канальный фэйдер!!! , который понадобится вам в дальнейшем для автоматизации для того, чтобы сбалансировать звук на фоне розового шума .

Сводим!

Я проведу вас через оставшиеся этапы, рассказывая о том, как я использовал розовый шум для сведения R&B композиции под названием "Are You Ready", GAM Productions. В нем довольно скромное количество треков - 28, но даже создание своего уровня громкости сведения заняло у меня меньше времени, чем вы потратили на то, чтобы дочитать статью до этого места.
Так же, как при настройке любого микса, перед редактированием каких-либо трековых уровней, я немного навел порядок. Я сгруппировал и цвето-кодировал все каналы, чтобы сделать навигацию проекта легче. Группирование полезно, если вы работаете с источниками с несколькими микрофонами, ведь во время балансирования сигналов ваших микрофонов, вы сможете солировать группу, а не отдельные треки. Если вы знаете, что большая часть процесса будет происходить слева или права или в центре вашего микса, то вы можете установить основное панорамирование на данном этапе.
Я оставил все канальные фэйдеры на одинаковое усиление, так как это облегчает работу на более поздних стадиях микширования (в частности, автоматизации). Вместо этого, я использовал встроенную в канале функцию входного усиления Cubase, чтобы сбалансировать каждый отдельный канал / звук на фоне шума. Если ваша DAW не предполагает усиление канала, вы можете вставить плагин усиления в первый инсерт (Blue Cat’s Gain Suite является хорошим бесплатным кросс-платформенным плагином), или если вы имеете дело с непрерывным звуком, можно использовать уровень громкости самого клипа в окне аранжировки.
Я также настроил свой проект для "соло эксклюзивной" работы, в результате чего, когда вы солируете один трек, отключаются любые другие соло в вашем проекте. Это не является необходимым, но помогает избежать ошибок. В конце концов, я заинтересован только в смешивании одного канала / группы на фоне шума, мне не нужно слышать какие-либо дополнительные каналы.
Следующим шагом должны быть настройки уровней каналов. Я по очереди взял каждый канал и отрегулировал их коэффициенты усиления, до тех пор, пока я не начал слышать, как источник прорывается сквозь шум. Процесс настолько простой что: если звучит немного громче, чем шум, то снижайте уровень, если вы не можете услышать его вообще, увеличивайте.

Аудио пример, приведенный в этой статье (см. ниже) является быстрым микшированием этого трека, в который вошли 28 дорожек. Уровень громкости микса, который оставил много запаса мощности для дальнейшей обработки и автоматизации, был создан за четыре минуты.

Специальные примечания

Единственная сложность заключается в том, что определенные частоты и типы звука будут прорезать розовый шум немного лучше, чем другие, так что вам придется принять во внимание характеристики каждого звука, при сведении с шумом, это станет инстинктивным после небольшой практики. Хорошим примером проблемного звука является саб-кик . Довольно часто, низкие частоты кажутся перекрытыми шумом и хочется повысить громкость канала. Вы должны бороться с этим искушением: пока удар слышно данный способ будет заботиться об остальном. Такая же проблема возникает с высокочастотными звуками; хай-хэт это отличный пример. Балансируйте, держа это в памяти. Я часто нахожу, что это работает лучше всего, если вы оставите эффекты посыла (такие как реверберация и задержка) приглушенными во время выполнения сведения уровней с розовым шумом и добавите их позже. Если вы сомневаетесь на счет этой техники, попробуйте как с эффектами посыла, так и без них, и посмотрим, что вы будете думать после этого.
Наконец область в которой застревают многие люди, пытающиеся применить эту технику, это вокал . Проблема в том, что вокал довольно динамичен: даже наиболее последовательное исполнение имеет более громкие и тихие звуки внутри слов и фраз. Хитрость заключается в том, чтобы сосредоточить свои уши не на фазе атаки вокала, где легко обнаружить согласные и более ярко выраженные звуки, а убедиться, что вся вокальная линия слышна под шумом.

Следующие шаги

Когда вы все это сделали, отключите генератор розового шума (отключите плагин TestTone) и слушайте баланс. Он не будет совершенным - вы, возможно, захотите, подтянуть пару регуляторов громкости некоторых проблемных звуков, и вы еще совершите всю необходимую обработку, автоматизацию и другие приемы микширования.
Теперь вы можете приступить к веселой части сведения, и, если вы правильно регулировали усиление канала при обработке ваших индивидуальных источников (эквалайзер с функцией постоянной громкости, например Tokyo Dawn Slick EQ и Luftikus lkjb могут оказать большую помощь), то вы должны обнаружить, что вам необходимо совершить даже меньше настроек ваших канальных регуляторов громкости, чем обычно…
Наконец, если вы получите пользу от этого подхода, но в целом тональный баланс, вытекающий сведением в розовом шуме, придется вам не совсем по вкусу, то стоит иметь в виду несколько вещей. Во-первых, вы можете использовать его, чтобы сбалансировать многослойные части, такие, как весь бэк-вокал в пределах одной группы, без применения его на весь микс. А, во-вторых, вы можете подойти к применению этой техники немного более творчески. В частности, вы можете применить эквалайзер к розовому шуму и получить другие параметры для работы. Вы даже можете использовать «match EQ», такой как Voxengo’s Curve EQ (даётся в комплекте с Cubase начиная с 7-й версии, но так же доступен пользователям других DAW на платной основе), чтобы поймать среднюю амплитудно-частотную характеристику трека, который вам нравится, и использовать это, чтобы сформировать свой розовый референсный шум. Но это мы будем рассматривать детально в другой раз...

Оригинал статьи взят из декабрьского номера журнала Sound On Sound .

Aвторы перевода - звукозаписывающая компания Musicheads Rec .

Устройство сконструировано по описанию из зарубежной статьи. Подробная информация там же. От себя добавлю что прибор рассчитан на работу в низкочастотном диапазоне и является источником псевдослучайного шума для проверки, настройки и измерения параметров акустической аппаратуры. Для расширения возможностей был добавлен режим генерации белого шума. В связи с малым потреблением прибора используется автономное питание от батареи.

Характеристики прибора

  • Напряжение питания - 12-3,5 вольт
  • Потребляемый ток при 9 вольтах - 5 мА
  • Параметры розового шума: выходное напряжение среднеквадратичное - 0.2 В, пиковое - 1 В
  • Параметры белого шума: выходное напряжение среднеквадратичное - 1.5 В, пиковое- 2 В

При снижении напряжения питания падает тактовая частота прибора, что влечет к уменьшению спектральной плотности шума на выходе. Генератор по оригинальной схеме работать не захотел, уходя в неконтролируемый возбуд на 3 МГц, поэтому методом научного тыка была получена следующая схема:

В нее также добавлен переключатель вида шума, достигается это за счет отключения лестничного фильтра который создает спад 3 дб/октава, а заместо него подключается дополнительный резистор который образует делитель напряжения предотвращающий перегрузку выходного усилителя. На приведенных ниже спектрограммах можно наблюдать сравнение эталонного генератора и самодельного. Клик для увеличения.

Эталонный генератор имеет завал в конце диапазона, при этом полоса самодельного генератора простирается до 150 кГц без завала, в случаи белого шума. Все неровности и кривизна относятся только к компьютеризированному спектроанализатору, на нормальном приборе полоса белого шума ровная у обоих генераторов, задача этих графиков сравнить генераторы между собой, как видно они практический совпадают.

Готовый прибор размещен в алюминиевой коробочке от компьютерного хлама, на фото не подпаяны выходные клеммы.

Утечка информации - проблема, с которой сталкиваются многие бизнесмены, политики и прочие «сильные мира сего». Информация сегодня достаточно дорогостоящий продукт, находятся люди, которые платят за нее огромные деньги, поэтому люди пользуются самыми различными ухищрениями, дабы завладеть ею.

Например, злоумышленники задействуют подслушивающие устройства, их еще зовут «жучками». Как противостоять мошенникам? И представителям конкурирующих фирм? Каким образом можно обеспечить конфиденциальность? Один из способов - генератор шума, который можно изготовить самостоятельно.

Комплектующие

Генератор шума состоит из 2-х основных частей: усилитель и источник, производящий шум. Можно задействовать обычный усилитель, при этом на выходе получится «белый шум», а можно подобрать данный компонент с частотно-зависимой характеристикой. Такой усилитель позволяет получать разные виды шумов, за счет нехитрых манипуляций. Например, розовый шум получается за счет снижения коэффициента усиления при высоких частотах.

Что можно взять за источник шума?

В этом качестве можно задействовать специальную радиодеталь. По сути, речь идет о стабилитроне с нормированной характеристикой шумового спектра. Допускается использовать самый обычный стабилитрон, это обусловлено тем, что точность при выдерживании спектрального состава шумового сигнала не обязательна. Однако данный компонент следует применять в нестандартном режиме. Стабилитрон обладает минимальным током стабилизации.

При условии, что ток через стабилитрон превышает данное значение, стабилитрон стабилизирует напряжение. Шумы, при его работе в таком режиме, малы. Но стоит лишь снизить такой ток до 2% и мы получаем замечательный источник шума.

Итак, добиться от стабилитрона нужного эффекта удалось, однако, сигнал его недостаточно силен. Помимо всего прочего сигнал надо подать на низкоомную нагрузку. Отфильтровать и усилить сигнал стабилизатора позволит внедрение операционного усилителя.

Итак, генератор шума своими руками можно сделать на основе этой схемы .

  • D1 - микросхема, она же операционный усилитель с нужным входным напряжением.
  • R1 и R2 - пара резисторов, сопротивление которых составляет 150 кОм каждый;
  • VD1 - стабилитрон 3.7 В, 0,5 Вт;
  • С1 - конденсатор емкостью 1000 мкФ. Путем уменьшения/увеличения емкости можно регулировать частоту шума, причем, как снизу, так и сверху. 1 мкФ позволит добиться получения высокочастотного шума.
  • R3 и R4 - резисторы, за счет которых создается коэффициент усиления схемы в определенном частотном диапазоне. Стоит помнить о том, что интенсивность шума зависит от стабилитрона. Если подобрать резистор R4 соответствующий данному компоненту, можно добиться от него максимального КПД.

Создать генератор шума своими руками - это, безусловно, здорово, но лишь для тех, кто на «ты» с радиоэлектроникой, радиотехникой и схемотехникой. Однако не всем от рождения даны такие таланты, некоторые преуспели в других областях. Таким людям гораздо проще будет купить генератор шума в магазине в уже готовом виде. Кстати, это будет для некоторых и дешевле.

Акустическим генератором называется устройство которое предназначено для наведения помех в местах которых проводятся секретные переговоры. Акустический генератор формирует "белый" шум во всем диапазоне звуковой частоты. Передача акустических колебаний осуществляется, как правило, пьезоэлектрическими вибраторами и акустическими колоноками. Схема приведенная выше используется для работы внутри помещения.

Основные технические характеристики
Диапазон звуковых частот 100 ... 15 000 Гц,
Максимальная мощность выходного сигнала15 Вт,
Питание 220 В 50 Гц, Потребляемая мощность не более 20 Вт

Принципиальная схема акустического генератора белого шума построена на транзисторе VT1 и использует шумы возникающие в эмиттерном переходе. Полчаемый сигнал будет случайным и хаотическим по частоте, и амплитуде.


Далее хаотический сигнал усиливается транзистором VT2 и операционным усилителем U1. С выхода микросхемы ОУ предусмотрена отводка сигнал на компьютерные колонки, С этого же выхода U1 сигнал поступает на 2 тракта.

Усилитель низкой частоты для вибраторов построен по типовой схеме включения TDA2030. Ее желательно установить на радиатор.


Блок питания акустического генератора белого шума выполнен по классической схема двуполярного стабилизатора напряжения, но более мощного, для возможности применения устройства в больших помещениях или залах. Транзисторы VT4 и VT3 обязательно нужно поставить на радиаторы.

В качестве электромеханических преобразователей можно применить обычные электромагнитные телефоны. Но на их мембраны следует напаять медные таблетки из расчета, что верхний край должен находиться на уровне крышки. По степени отдачи, эти "советские" телефоны являются лучшими. Также можно взять обычные электромагнитные реле или пьезоэлектрические излучатели, но это сильно усложнит конструкцию излучателей.


Следующая схема генератора создает электромагнитные радиопомехи в радиоэфире в диапазоне 30 МГц - 1 ГГц. Кроме того эту радиолюбительскую конструкцию можно использовать для блокирования включения радио жучков с дистанционным управлением, т.к воздействует на входные цепи приемника ДУ.

В этой радиолюбительской конструкции использована классическая схема шумового генератора радио диапазона. Поэтому думаю описание не нужно, но следует обратить ваше внимание, что на транзисторы VT1-VT4 нуджно установить на радиаторы. Вместо резисторов R1 и R2 можно поставить один номиналом 4,7 Ома мощностью 10 Вт.


Ток потребления схемы автогенератора для создания радиопомех составляет 300 миллиампер. Все транзисторы необходимо закрепить на алюминиевой пластине или радиаторе. Катушки L1-L3 наматываются проводом диаметром 0,15-0,25 на резистор МЛТ-0,25 примерно по 17 витков. Эту конструкцию можно расположить в корпусе бумажного конденсатора.Эта схема глушит приемники и передатчики с частотой до 150 мегагерц.



Эта глушилка FM диапазона и чуть больше где-то до 200-300 МГц работает очень эффективно. Радиус действия около 50-70 метров, в настройке практически не нуждается.

Катушки индуктивности: L1 -2 витка 0,45 мм на оправке 4мм; L2, L5 - 16 витков ПЭЛШО 0,3 мм на ферритовых кольцах 8*4*2; L3 - 5 витков 0,45 мм на оправке 4мм, L4 - 2 витка 1мм на оправке 8мм, L6 - три витка 0,45 на оправке 4 мм; L7 - пол витка 0,8 мм на оправке 4 мм; L8 - 45 витков 0,5 мм на куске внутренней изоляции от коаксиала, длина намотки 23 мм; L9 - 4 витка 0,45 мм на оправке 4 мм; L10 - 1 виток на оправке 5мм, L11 - 23 витка 0,5 мм на куске внутренней изоляции от коаксиала; Транзистор T1 - КТ368

Предлагаемые схемы простых глушилок предназначены для локального подавления сигналов телевизионных приемников и FM радио диапазон. При данных параметрах устройств, вращением подстроечника можно зашумить помехами любой ТВ канал или любую другую несущую частоту. Глушит прибор где-то на расстоянии 10-15 метров.



Катушка индуктивности L1 содержит 10 витков медного провода диаметром один мм на каркасе 10 мм (с отводом от середины). подстроечник в принципе не обязателен. Дроссель L2 накручиваем на резистор МЛТ 0,5 номиналом 100 Ом, провод 0,1 мм и около 100 витков.


При сборке учитывайте, что контурная катушка L1 не должна располагаться на одной оси с дросселем L2 и должна находиться на расстоянии 2 см и более. Антенна отрезок медного провода длиной 20-40 см.


Схема генератора белого шума состоит из двух генераторов, управляемых напряжением и выполнена на отечественной микросхеме 531ГГ1. Один генератор работает постоянно на относительно низкой частоте, полученный сигнал поступает на управляющий вход другого генератора, который работает на высокой частоте 20-70 МГц в зависимости от входного напряжения.

Шумогенератор на радиодиапазон

Схема шумогенератора - классическая, но несмотря на простоту, она применяется в шумогенераторах заводского изготовления. В конструкции устройства используется регулируемый блок питания, изменяющий питание генератора от 1.5 V до 18 V при токе до 2А. Это необходимо для оптимизации выходной мощности. Регулировку устройства нужно осуществлять с использованием индикатора поля, измеряя при этом ток потребления, который не должен превышать 2А. Также для регулировки используются подстроечные резисторы VR2, VR3. Для регулировки равномерности спектра желательно использовать анализатор спектра. Заметим, что нужно обязательно применять принудительное воздушное охлаждение и радиатор максимально большого размера.


Диапазон этого акустического генератора от сотен кГц до 1 ГГц. В настройке он не нуждается и начинает работать сразу. Имеет два выхода - обычной (MiddleOut) и высокойИспользование мощного выхода увеливает потребляемый ток и разогрев элементов. Принудительный обдув ветилятором строго обязателен.


Источником шума в этом акустическом генераторе является стабилитрон VD1 типа КС168, который работает в режиме лавинного пробоя даже при небольших токах. Сила тока проходящего через стабилитрон в этой конструкции около 100 мкА. Шум снимается с катода стабилитрона и через конденсатор С1 проходит на инвертирующий вход операционного усилителя DA1 на микросхеме КР140УД1208. На противоположный - неинвертирующий вход ОУ поступает напряжение смещения, которое равно половине напряжения питания с делителя напряжения. Делитель построен на резисторах R2 и R3. Режим работы операционного усилителя зависит от номинала резистора R5, а коэффициент усиления вставляется резистором R4. С нагрузки ОУ, роль которой в данной схеме выполняет резистор R6, усиленное напряжение шума поступает на усилитель мощности, DA2 на универсальной микросхеме К174ХА10. С ее выхода шумовой сигнал через конденсатор С4 проходит на громкоговоритель В1. /p>

Уровень шума задаем переменным резистором R6. Стабилитрон VD1 генерирует шум в диапазоне частот от герц до десяти мегагерц. В случае отсутствия К174ХА10 можно применить любой УНГ, главное чтоб у него был широким диапазоном рабочих частот.


Цифровой генератор белого шума это временной случайный процесс, близкий по своим свойствам к процессу физических шумов и его называют псевдослучайным процессом. Цифровой последовательностью двоичных символов в цифровых акустических генераторах шума называют псевдослучайной последовательностью, которая представляет собой последовательность прямоугольных импульсов с псевдослучайной длительностью и интервалами между ними.

Генератор шума выполнен на цифровых микросхемах: восьмиразрядный регистр сдвига на микросхеме К561ИР2, сумматор по модулю 2 (DD2.1), тактовый генератор (DD2.3, DD2.4) и цепь запуска (DD2.2), на микросхеме К561ЛП2.

Тактовый генератор на DD2.3 и DD2.4 построен по схеме мультивибратора. С его выхода с частотой следования около 100 кГц последовательность прямоугольных импульсов приходит на регистры сдвига DD1.1 и DD1.2, образующих 8-разpядный pегистpа сдвига. При подаче питания может быть состояние регистров, когда на всех их выходах будут низкие уровни. Т.к в регистрах запрещено появление нулевой комбинации, то в схему введена цепь запуска генератора, на элементе DD2.2. При включении питания DD2.2 выдает на своем выходе единицу, которая переведет регистр из нулевого значения. Сформированный псевдослучайный сигнал снимается с восьми разряда регистра сдвига и проходит на усилитель и излучатель. Напряжение в блоке питания может быть в диапазоне от 3 до 15 В.

В радиолюбительской разработке применены КМОП микросхемы серии 561, их в случае отсутствия можно заменить на микросхемы серий К564, К1561 или даже К176. В случае использования 176 серии напряжение питания должно быть девять вольт.

Правильно распаянный и собранный цифровой акустический генератор в настройке не нуждается. Меняя тактовую частоты можно изменять диапазон "белого шума" и интервал между спектральными составляющими.

Резестивный акустический генератор


В резестивном генераторе белого шума ЭДС появляется из-за повышения температуры токопроводящего слоя резистора, который нагревается от постоянного тока, поступающего через фильтр, который выполнен на дросселе L1 и конденсаторе С2. Протекающий ток можно изменять путем подкрутки переменного резистора R2.

Конструктивно радиолюбительсое изобретение выполнено в прямоугольном корпусе из стеклотекстолита, со съемной крышкой. . На передней панели находится ручка резистора R2 со шкалой.

Дроссель L1 - 15 витков провода диаметром 0,6 мм, намотанного на оправке диаметром 4 мм.

Достала парковка отдельных непонимающих водятлов на клумбе возле дома. Есть простой и законный способ их проучить, а именно: собрать простую схему глушилки автомобильной сигнализации. И после этого машину находящуюся в радиусе действия прибора нельзя будет поставить или снять со сигнализации.